Валерий Пуртов: «Паралимпийцы такие же спортсмены, только сильнее»
Заслуженный тренер РФ и старший тренер паралимпийской сборной России по фехтованию на колясках Валерий Пуртов рассказал о своей спортивной карьере, тренерской работе и подготовке чемпионов.
Валерий Пуртов
• заслуженный тренер РФ и старший тренер паралимпийской сборной России по фехтованию на колясках
Валерий Пуртов — один из тех людей, которыми гордятся в Омской области. Родившийся в Омске и добившийся значительных высот в фехтовании, он мог бы давно уехать из нашего города. Но здесь он вырос, построил спортивную карьеру, руководил 12 лет детской спортивной школой. За это время Валерий Петрович подготовил многих сильных фехтовальщиков, а последние 12 лет он тренирует особенных спортсменов — людей с ограниченными возможностями здоровья. Кажется, что всё в этой жизни ему давалось легко и просто: о своих достижениях недавно отпраздновавший 70-летие тренер говорит с теплотой и смехом. Но жизнь спортсмена — это всегда борьба и преодоление препятствий. О том, как в его жизни появились спортсмены на колясках и как удалось вырастить из них чемпионов, Валерий Пуртов рассказал корреспонденту "Омск Здесь".
— Валерий Петрович, как вы пришли в фехтование? Почему именно этот вид спорта выбрали?
— В детстве я жил недалеко от стадиона "Динамо", где мы играли в футбол и баскетбол. Мой одноклассник начал заниматься фехтованием, я зашёл посмотреть, что это такое, и затянуло. Во многом благодаря моему тренеру Анатолию Ивановичу Сафонову, энергичному, молодому в то время человеку. И сейчас в свои 80 лет он выглядит молодо и возглавляет клуб бывалых мушкетёров.
— Не знала, что в Омске есть такой клуб.
— Да, его неофициально основали ветераны-фехтовальщики. Сам я поздно начал фехтовать, в 9 классе, лет в 15, тренеру было лет 25. Чтобы тренироваться и больше узнать о фехтовании, я решил поступить в институт физической культуры. Это были очень напряжённые годы в моей жизни — активные тренировки и учёбу совмещать было тяжело, но мне нравилось, и я достаточно быстро попал в сборную России и студенческую сборную СССР. Я стал чемпионом страны студенческого уровня, двукратным победителем первенства СССР среди юниоров и чемпионом России среди взрослых.
— Как развивалась ваша спортивная карьера после окончания института?
— После вуза я уехал работать в фехтовальный клуб "Виктория" Академгородка в Новосибирске, потом меня призвали в спортивный клуб армии "СибВО". В 1973 году я вернулся в Омск и уже никуда не уезжал, работаю тренером в родном городе всю свою жизнь.
— Но вы же были тренером сборной России, неужели в этот период вы не покидали Омск?
— Да, я был тренером сборной страны, у меня появились сильные ученики в Омске, вместе с ними я возглавлял команду с 80-х по 90-е годы. В Москву приглашали работать, но я отказался. В Омске тогда базировалась республиканская школа высшего спортивного мастерства, где мы готовили резерв для сборной страны, и каждые полгода выезжали в Химки, где была центральная спортивная база, там я тренировал приезжих спортсменов.
— После наступили тяжёлые 90-е годы, как удалось удержаться в спорте?
— В те сложные годы в новых нелёгких условиях многие побросали спорт. Финансирования не было вообще. В 1998 году президент Федерации фехтования России попросил меня возглавить детскую спортивную школу № 12, где я директорствовал 12 лет. Со временем школа стала одной из лучших в Сибири.
— Вы оставили пост директора и перешли на должность тренера, почему?
— В 2008 году российские паралимпийцы-фехтовальщики впервые выступили на Паралимпиаде, в тот год она проходила в Пекине. Мои товарищи по фехтованию попросили меня заняться их подготовкой, такое же предложение мне поступило от президента Паралимпийского комитета. Я раздумывал и ездил в Уфу, Новосибирск, смотрел, как тренируются ребята, там было хорошо развито фехтование. В 2009 году, уже имея представление, что нужно таким ребятам, я открыл отделение паралимпийского фехтования в детской спортивной школе, подобного которому в Омске не было, и создал свою программу тренировок. Я уволился с должности директора и пошёл снова работать тренером.
— Получается, что эти 12 лет работы в детской спортшколе для вас были очень плодотворными и, если можно так сказать, судьбоносными?
— Да, у нас было два направления: достижение высших спортивных результатов и оздоровительное. Фехтование — это ведь не только физическая подготовка, но и развитие координации и быстроты реакции. Этот вид спорта помогает становлению личности, учит принимать решения. И первая моя группа спортсменов — это ребята, получившие травмы. Практически все они до инвалидности были спортсменами. Травмы они получили не в спорте, а в обычной жизни.
— Это были несчастные случаи?
— Да. Вот, например, Рома Федяев, пришёл из обычного фехтования. Был призёром Азиатских игр. В сборную России он не попал, выступал за Казахстан, но тренировался у меня. Он из Петропавловска, окончил в Омске институт физической культуры и спорта. Однажды катался на лыжах в горах, в этот момент на трассу выскочил ребёнок. Рома резко свернул и врезался в железный столб. При столкновении одну ногу ему оторвало, вторую врачи кое-как собрали. Травма была тяжелейшая. И как с этим справиться? Тяжело представить. А Рома приехал ко мне и сказал: "Я опять к вам тренироваться!", — и занимается! Только уже в паралимпийской сборной. Вернулся под моё крыло в другом статусе. Стал трёхкратным чемпионом Европы в личных соревнованиях, призёр чемпионата мира, это очень сильный спортсмен, заслуженный мастер спорта. Представьте его силу духа.
— Думаю, у вас все спортсмены — образцы мужественности и силы духа.
— Да, вот Костя Бейч недавно на чемпионате России занял второе место на шпаге и третье на рапире, бронзовый призёр чемпионата Европы. Очень сильный спортсмен.
— От омских спортсменов привыкли ожидать новых побед и рекордов. И после того как они занимают не высшие места на пьедестале, начинаются ехидные комментарии, что кто-то вышел из формы, хотя некоторые комментаторы даже не смеют мечтать о пьедестале.
— Конкуренция в нашем виде спорта высокая, особенно в шпаге. Но мы уже три года в мире ни разу не проиграли командного соревнования. В 2017 году мы выиграли чемпионат мира, в 2018 — Европы, в 2019 опять будет мир. Жаль, конечно, что на Паралимпиаду нас не пустили. И это обидно — не передать словами, ведь ребята были отлично подготовлены. За полтора месяца до Паралимпиады они выступали на чемпионате Европы и завоевали семь золотых медалей. А через месяц после — Юля Ефимова, Рома Федяев и Саша Кузюков выиграли три кубка мира, каждый стал чемпионом. Шансы на паралимпийские медали у нас были, я уверен.
— Я общалась с вашими воспитанниками, они очень тепло о вас отзываются, уверена, что для них вы значите больше, чем просто тренер и наставник. Общаетесь с ними вне зала?
— Многое зависит от сезона, бывает, что мы большую часть дня вместе проводим в зале. А так иногда выезжаем в Чернолучье, куда берём жён, детей, и сначала тренируемся, а потом жарим шашлыки, общаемся.
— Шашлыки? А как же спортивное питание, диеты, ограничения разные?
— В нашем виде спорта диеты особой нет. У ребят большие энергозатраты. Амуниция плотная, теплообмен нарушается, дыхание под маской затруднено, потому надо хорошо питаться.
— А есть ли конкуренция внутри команды? Какие-то споры, почему одного взяли на соревнования, а другого нет?
— Конкуренции нет, потому что всё определяется по выступлениям: кто лучше выступил на чемпионате России, тот и едет. Потому они и стараются максимально проявить себя.
— Возникли ли какие-то практические сложности, когда вы стали работать с паралимпийцами? Ведь это специальные коляски, ремни, амуниция.
— Наши спортсмены выступают на необычных колясках и платформах, которые достаточно дорого стоят. И, найдя на них средства, закупив, нужно подгонять оборудование под каждого спортсмена — это объёмный организационный процесс.
— А психологические срывы бывают у ваших воспитанников? Заявляли, что им надоело, что уйдут из спорта?
— Конечно, некоторые, почувствовав конкуренцию и напряжённый ритм работы, сдаются и уходят, они не хотят выкладываться. Когда я делал первый набор спортсменов, закон ещё не запрещал озвучивать диагнозы, я составил список травмированных ребят и объезжал их по домам. Вот парни — 17 и 18 лет, отказываются от приглашения заниматься спортом. Откровенно признаются, что, получив травмы, оформив инвалидность и пенсии, целый день лежат у телевизора. Им больше ничего не надо, они жалеют себя и упиваются своим несчастьем. Ко мне пришли другие ребята, которые не сдались и хотят себя проявить. Спорт даёт им эту возможность. Все мои спортсмены ездят на машинах, на которые они заработали в спорте, они стали мобильными, не ограниченными стенами квартиры. Живут активной жизнью, какая многим здоровым людям и не снилась! Например, наша Аня Клименкова окончила классический университет по редкой, особенно для девушки, специальности — "компьютерная безопасность". Ей было тяжело совмещать учёбу и спорт, но она смогла это сделать, и после получения диплома ей предложили хорошую работу. Но пришлось ею пожертвовать ради спорта.
— А до какого возраста паралимпийцам можно фехтовать? Знаю, что в обычном фехтовании есть и 50-летние спортсмены.
— Нашей Юлии Майя 38 лет, она считается одной из сильнейших спортсменок в мире.
— А молодые не обижаются, что вы на них внимания не обращаете? Или присматриваете среди молодёжи перспективных?
— Знаете, время не безгранично. Надо успеть поработать с теми, кто есть. Ведь каждый требует времени и своего подхода, индивидуальной работы. Мой основной костяк спортсменов — шесть человек. Моя ученица Катя Рыжакова тренирует молодёжь, у неё три человека претендуют на попадание в юниорскую сборную страны, тут у нас пересекается работа. Спортом могло бы заниматься гораздо больше ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но многие родители, услышав слово "коляска" пугаются. Потому в плавании аншлаг. Но в этом виде спорта уже к 30 годам карьера оканчивается. Например, у нас есть чемпион олимпиады 2008 по плаванию Алексей Фоменков. Окончив карьеру в плавании, он пришёл в фехтование. С его физической подготовкой у него есть отличные шансы и в этом виде спорта достичь многого.
— А что может поспособствовать уходу из спорта?
— Многие заканчивают спортивную карьеру из-за накопившейся усталости, особенно моральной. Спортивный режим, тренировки, график, напряжение. Потому я стараюсь создать такую атмосферу, чтобы ребятам было интересно. И, если будет тяжело, в доброй компании проще эту тяжесть вынести. И я стараюсь помочь — распределить правильно периоды работы, отдыха, восстановления, это очень много значит, продляет спортивную жизнь.
— А кто же поможет тренеру это всё распределить и набраться сил?
— Напряжение спортсмена во время боя переживает каждый тренер. Поэтому считается, что тренеры долго не живут! (смеётся Валерий Пуртов, в апреле отпраздновавший 70-летие).Много приходится нервничать. Но когда ребята хорошо выступают, это такие положительные эмоции — они и продляют жизнь! И за это я хочу поблагодарить в том числе и Межгосударственную корпорацию развития. Корпорация уже много лет даёт возможность нашим спортсменам тренироваться, участвовать в соревнованиях мирового масштаба и выступать достойно. И готовиться к ним в отличных условиях у нас есть возможность — мы выезжаем на сборы в Алушту, горы Алтая. Перед Олимпиадой в Рио нам организовали сборы в среднегорье на Чемал, мы тогда отлично подготовились и адаптировались к соревнованиям. Это здорово, что нам предоставили такую возможность. Сейчас Саша Кузюков и Юлия Майя успешно проходят отборочные соревнования на Паралимпиаду в Токио. В мировом рейтинге фехтовальщиков на колясках они лидируют. Сейчас и юные спортсмены моей ученицы Кати Рыжаковой показывают достойные результаты на российских соревнованиях. Если бы не спорт и такая поддержка, ребята не выбрались бы за пределы Омска, а так они побывали в разных странах. Правда, не всегда успеваем эти страны посмотреть из-за напряжённого графика. Но мы стараемся закладывать хотя бы ещё один день, чтобы адаптироваться в непривычном климате и совершить хотя бы одну экскурсию.
Анна Авдиенко, 9 класс:
— В фехтование я пришла, ещё толком не зная, что это за спорт. Увидела, как красиво дерутся на шпагах спортсмены, и решила попробовать. Начала тренироваться и поняла, что это не только красота и сила, этот спорт учит мыслить, чувствовать соперника, стараться стать сильнее него. Я занимаюсь только второй год, но уже смогла занять второе место на соревнованиях по Сибирскому Федеральному округу, планирую поехать на первенство страны. И результаты это не только мои — это наши общие с тренерами и командой достижения.
Александр Кузюков, 31 год
— В этом году я стал 21-кратным чемпионом России, а ещё я четырёхкратный чемпион Европы и двукратный чемпион мира — это очень много. Стал бы я чемпионом без Валерия Петровича? Нет, конечно. Он не только тренер, он оптимист и энтузиаст, который вывел нас на пьедесталы. Многим из нас он не только дал возможность построить спортивную карьеру и добиться значительных результатов, он дал возможность зарабатывать деньги, обеспечивать семьи, не ограничиваться жизнью в четырёх стенах, а найти друзей по всему миру. Дав в руки шпаги, он настраивает, учит, поддерживает — для своих учеников он больше, чем тренер. Он для нас друг и наставник.
Фото: Илья Петров