Писать дифирамбы про город — полная глупость. Омский автор о мейнстриме и экзистенциализме
Он не пишет об Омске, а социальную поэзию называет мейнстримом.
Александр Соколович
• звукорежиссёр, поэт
Сегодня в новом выпуске проекта #встречисавтором свои ранее неопубликованные стихотворения прочитал наш коллега, звукорежиссёр, как оказалось, неплохой поэт Александр Соколович. Он называет себя несоциальным, а его герои, по словам автора, — это драматический треугольник — его самого, любви и смерти.
"Омск Здесь" пообщался с автором и выяснил, какие образы мы порой себе создаём, какой след он хочет оставить после себя и почему называет себя экзистенциалистом.
— Ты звукорежиссёр, не самая романтическая профессия. Зачем тебе поэзия?
— Пишу, потому что мысли и эмоции рвутся наружу. Наверное, это один из способов показать самому себе, какой ты внутри. Мы часто создаём образ себя, не думая о том, что есть внутри. Есть вещи, которые могут не понравится окружающим, смутить их. Но это часть меня — это миры, в которых я живу.
В фильме "1+1" есть мысль: человек занимается искусством, потому что это один из способов оставить след на земле. Вот об этом я хочу думать чаще, прийти к этой аксиоме.
— Насколько ты увлечённый?
— Работа — это лишь средство заработать на хлеб, хорошо, если при этом получаешь удовольствие от занятия. Вне работы я занимаюсь советскими электрогитарами (коллекционирую, восстанавливаю). Рисую портреты, расписываю акрилом одежду, снимаю фото и видео. Стихи порой нахожу в голове.
— Прозу пишешь?
— Хоть я пишу стихи, но, да, стараюсь писать прозу. Каких-то стилей или размеров я не придерживаюсь. Я даже не знаю их. Я просто пишу так, как выдаёт мозг. А куда это отнести — решать слушателю.
— Из какого "сора", говоря словами Ахматовой, рождаются твои произведения?
— Честно, когда внутри пожар, бойня, ураган, апокалипсис, проще писать стихи. Мне вообще сложно сочинять про ромашки и единорогов. Скучно это. Нерва нет. Может, поэтому в последнее время стало крайне сложно писать стихи в целом… Хотя для прозы лучшее состояние — это некая невесомость, когда ничто не отвлекает. Стихи — это эмоции. Проза — это рассуждения.
Спотыкаюсь о первую строчку. Когда думаешь о чём-то, размышляешь — раз и в голове возникает мысль, собранная уже во фразу. Она выпадает из мозга в рот, и — всё. А дальше начинаешь ковырять, вплетая уже сюда историю и суть, эмоции и рассуждения. А далее по вкусу соли и перца.
— Когда творчество может мешать?
— Если творчество мешает чему-то, то к черту это что-то. Надо творить. Здесь. Сейчас. Пока можешь.
— Пишешь об Омске?
— Про Омск нет ничего. Писать дифирамбы про город — полная глупость.
— Кто они — герои твоих произведений? Одинаковы ли ваши мечты?
— Все мои герои — это такой драматический треугольник — Я, Любовь и Смерть. Это те, кто стоит на краю обрыва и думает, что кричать во время падения. Или те, кто уже шагнул и упал в нирвану. Всё остальное — побочные темы для разнообразия слога.
Я мечтаю маме показать море. Мечтаю о своём деле. Хочу увидеть касаток в естественной среде и северное сияние. Герои стихов… Они мечтают найти любовь и умереть не одному. Герои прозы… Тут сложнее. Слишком разные образы.
— Пытаешься ли отразить сегодняшний день?
— Социальная поэзия в какой-то мере — это мейнстрим, а значит, не моё. Я не социален. Мне важнее внутренний мир. Я скорее экзистенциалист.
Фото: личный архив Александра Соколовича