Алексей Матыцин: «В Омске вполне реально создать аналог «наземного метро»
Источник: omsk.kp.ru
Омский общественник вновь поразмышлял о генплане, планируемом микрорайоне за улицей Волгоградской и почти идеальной для города транспортной системе.
— И вновь (цитируя самого себя):
«В наш с вами разговор о том, почему действовавший до недавнего времени генплан Омска (2007 года) «убивает город», и каким, соответственно, должен быть новый генплан («Позже пришло понимание, как «профессионалы» построили «Титаник в Омске», «Омский департамент архитектуры отметил, что учёл пожелания общественника в проекте генплана», «Нынешний генплан убивает город»), регулярно врываются свежие новости: строительство высотной гостиницы АФК «Система» (а также — высотки перед храмом на Тарской (Крестовоздвиженским собором), но реплики об этом не было, во всяком случае — пока…), а теперь — разделение Дендросада им. Г. И. Гензе (на Старозагородной Роще), публичные слушания о котором состоялись 3 сентября в здании Минприроды» («А. Матыцин: «Генплан, «распил» Омска на «мини-города» и «город-дендросад» И — как клонировать «зелёные лёгкие города»?..»
Как вы помните, уважаемые читатели, в предыдущих репликах мы с вами говорили о том, что поскольку даже в действовавшем до недавнего времени генплане города (2007 года) состояние окружающей среды было названо катастрофическим, а президент России включил Омск в число 12 городов, где проблема экологии стоит наиболее остро, то — Омск нужно развивать в наветренную сторону (на запад), то есть, чтобы ветер дул на новостройки (дома, офисы и т. д.) преимущественно с лесов и полей, причём строить нужно — в шаговой доступности от УЖЕ имеющегося там скоростного экотранспорта — «наземного метро» (электрички), а вредные или опасные объекты (включая аэропорт) — с подветренной стороны (восток), в том числе, переносить их туда.
Этого требует и Федеральный закон («Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года, потому что из него вытекает постановление правительства РФ № 985 от 4 июля 2020 года (до него — № 1521 от 26.12.2014 г.), требующее обязательного соблюдение раздела 14 «Охрана окружающей среды» (в т. ч., п. 14.9 и др.) СНИП СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
В том числе мы предлагали и планируемую гостиницу АФК «Система» также разместить на Левобережье Иртыша (ЛБИ), поскольку именно там (уже, можно сказать, исторически преемственно, с учетом последних генпланов города) складывается новый центр Омска, и это — экологически (вернее сказать — санитарно) правильно.
«Город в городе»
И вот, пожалуйста: «Кроме гостиницы «Космос», миллиардер Евтушенков построит в Омске жилой квартал за «Долиной нищих».
Причём, планируется создать комплексный «Город в городе» (и жилье, и работа, и учёба, и соцобъекты и т. д., тем более что рядом находятся крупные центры притяжения типа «Меги»)!
То есть, он будет не «спальным», и поэтому не будет огромного потока людей, «маятниково мигрирующих» из него (утренний пик) и обратно (вечерний пик). Надеемся, что и другие возможные инвесторы также последуют этому примеру и будут развивать Омск как экогород (в том числе, как сказано выше).
О том, что можно было бы сделать ещё лучше
Лучше бы сдвинуть застройку к указанному выше имеющемуся «наземному метро», чтобы оно было именно в шаговой доступности (чтобы не было выхлопов от подвозящего к нему транспорта), тем более что там это — совсем рядом.
И второе: лучше было бы развивать Омск ещё западнее, в районе мкр. Входной, ул. Челябинская, д. Приветная, пос. Северный. Так как, наверное, только эта городская территория (если к ней не добавить немножко там же, но не к северу, а к югу от Исилькульского тракта и железной дороги, чтобы меньше дышать выхлопами) находится западнее условного меридиана Северо-западного промузла (похоже, главного «отравителя» Омска). И естественно, желательно — в шаговой доступности от «наземного метро» (электрички).
То есть именно там можно обеспечить чистый воздух для людей, как того требует указанный выше пункт 14.9.
Кстати, всё это — тоже чуть ли не в шаговой доступности от района ТЦ «Мега» (условного «нового центра» Омска).
Чем это лучше?
Как мы уже выяснили, там экологически чище воздух, и плюс — сохранится природная территория на Волгоградской, судьба которой вызвала большой общественный резонанс (см. ниже), и плюс — не будет увеличения «пробок» (см. ниже).
Резонанс по берёзовым лесам на Волгоградской
Многие омичи, выступающие против строительства за ул. Волгоградской (в том числе против создания там «Города в городе»), обосновывают свою позицию необходимостью сохранения уникальной природной территории с берёзовыми городскими лесами и устоявшимися биоценозами биоразнообразия флоры и фауны этого места (в лесах и полях), важностью, по их мнению, этих лесов для очищения воздуха, с учетом катастрофического состояния окружающей среды в мегаполисе (Омск — в числе 12 самых худших городов), а также уже имеющейся тяжёлой транспортной ситуацией на Левом берегу («пробки»), которая, на их взгляд, может ещё больше усугубиться, если к населению ЛБИ добавится ещё 30 тысяч человек. Причём уже собрано много подписей против застройки и т. д.
Решение: почти бесплатное предотвращение транспортного коллапса и сохранение лесов на Волгоградской
Так вот, смещение застройки к территории «шаговой доступности» от «наземного метро» (электрички) позволило бы новым жителям быстро (и без «пробок») добираться на «наземном метро» во многие районы города (Рябиновка, «Мега», Старый Кировск, Ж.д. вокзал (за 20 мин.!), посёлок Телевизионного завода, Московка, Рабочие, посёлки Кордный и Чкаловский, 3-й Разъезд, стадион «Красная Звезда», улица 10 лет Октября, посёлки Биофабрика, Ростовка, Амурский, улицы Северные, улица Орджоникидзе, городок Нефтяников и т. д.
«Омское рельсовое кольцо» (аналог МЦК) и аналоги МЦД
Кроме того, вполне реально замкнуть на севере Омска (между пос. Солнечный и гор. Нефтяников) указанное «омское рельсовое почти кольцо» в полное кольцо, и получится омский аналог МЦК («Московское центральное кольцо»). То есть, замкнуть его — или «наземным метро» (электричкой) по мосту у Телецентра (если его технически можно к этому приспособить) или по отдельному мосту (или рядом, или в другом месте, например — севернее). Или — трамваем («скоростным трамваем» или иначе — ЛРТ, «легкорельсовым транспортом) по мосту у Телецентра (от железной дороги на Стрельникова до железной дороги в Солнечном), то есть — аналог бывшего трамвая № 10. Или «троллейбусным наземным метро» (троллейбусный BRT («Bus rapid transit»), или иначе — троллейбусный «метробус»/«метробас»).
Но если создать омский аналог МЦК, то к нему нужны и аналоги МЦД («Московские центральные диаметры»).
Поэтому если даже замкнуть на севере Омска «омское рельсовое кольцо» электричкой, допустим, по новому мосту (например, в створе ул. Доковской), то трамвай (в т. ч., «скоростной» или ЛРТ) или «троллейбусное наземное метро» по Заозерной-Лукашевича всё равно нужны, и тогда это будет одним из «диаметров» этого кольца.
Несомненно, нужен и «диаметр» по метромосту (в виде метро, или трамвая, или ЛРТ, или «троллейбусного BRT» и т. д.), допустим, от Биофабрики до ТЦ «Мега», а также «диаметры»: городок Нефтяников — вокзал, посёлок Амурский — Старый Кировск, посёлок Солнечный — Московка и т. д.
То есть в Омске вполне можно без особых затрат создать современную систему быстрого экотранспорта — аналога «наземного метро».
Добавить бы мостов Омску…
И ещё момент.
Поскольку в Омске целых две реки, то приходится пользоваться мостами, и их — не так много. И поэтому, чтобы попасть с Левого берега на правый, ты должен сначала «доехать до моста», отсюда — постоянные перепробеги и, как следствие — «пробки» (или, говоря официальным языком, «транспортные заторы»).
Известный персонаж Александра Волкова хотел мозгов, а в Омске — с мозгами всё в порядке, но ему, конечно, нужно бы добавить мостов (и Нефтяники — Солнечный, и ЛАО — КАО, и в створе Берёзовой или 7-й Северной, и через Омь, и т. д.). Причём, естественно, по ним должен ходить и перечисленный выше скоростной высокопровозной общественный экотранспорт! Очевидно, что здесь нужны проекты для федерального финансирования. О подобном, кстати, не раз говорили специалисты, в том числе — Никита Петрович Шалмин и другие.
Теперь конкретно: каковы должны быть границы застройки
«Берём» наше «наземное метро» (т.е. железную дорогу), допустим, в районе микрорайона «Входной».
Как известно, норматив шаговой доступности у нас — 500 м (иногда — больше, допустим до 700 м или до 1 км). Поэтому, соответственно, «берём» станцию «наземного метро» и делаем её центром круга диаметром 500 м (или лучше — для начала берём не круг, а полукруг такого же радиуса, и располагаем его с наветренной стороны от ж. д. и автомагистрали, чтобы люди меньше дышали выхлопами). И в этих границах — располагаем нашу комплексную застройку (жильё, работа, учёба, соцобъекты и т. д.).
Далее. От этой станции отмеряем по железной дороге 1 км и делаем, соответственно, следующую станцию, и она будет у нас центром следующего «круга (полукруга) застройки», также радиусом около 500 м.
И так далее. И так можно компактно разместить вдоль «наземного метро» хоть весь Омск (или его половину).
Так делается и в Европе, и во всем мире. Не так давно это осознали и начали делать и в Москве (см., например, «Недвижимость в Москве будут строить вдоль транспортных магистралей. Основной объем недвижимости Москвы будет концентрироваться вдоль Московской кольцевой железной дороги…»). Надеемся, что в ближайшее время аналогично начнут делать и в Омске.
А поскольку на периферии указанных «кругов (или полукругов) застройки» будет природа (леса, поля), то можно будет сэкономить на создании и содержании зелёных зон.
А может, тогда уже АФК «Система» построит уникальный академгородок-иннополис?..
И вообще, неплохо бы инвесторам, государству и городу объединиться и создать в районе Входного или Лузино — уникальный академгородок, или технополис, где всё будет создано («с нуля») идеально (!) для молодежи (и не только для молодежи), и куда с удовольствием будет подтягиваться уникальная интеллектуальная, креативная, творческая, научная, техническая и иная элита со всей страны и даже — мира.
Земля там — почти бесплатная. Коммуникации вдоль Транссиба и Исилькульского тракта (электричество, водопровод, газ) — должны быть. К тому же, современные инженерные системы — должны быть максимально автономными (скважины, «тепловые насосы» (heat pump) и т. д.).
А как конкретно это лучше сделать — можно пригласить опытного помощника президента Татарстана Наталию Фишман-Бекмамбетову (там создан Иннополис) и т. д. (а может, и Илью Варламова, Максима Каца и т. д.). Главное, чтобы советник была красивой (красивым), чтобы — посмотришь на неё (него) и сразу же — поднималось настроение и хотелось сделать что-то хорошее для людей…
В общем, как мы уже с вами выяснили в реплике о планируемой гостинице АФК «Система»: прибыль (бизнес) и экология (и здоровье), конечно же — идут рука об руку.
И эту тему (бизнеса (и конкретно — застройщиков) и генплана) мы планируем продолжить и в последующих репликах.
И поэтому — заходите на страницы БК55, уважаемые читатели!