Конь о трех ногах: кто зарабатывает на передвижных камерах в Омске
Город55 продолжает разбираться в деятельности казаков, передвижных камерах фиксации нарушений правил дорожного движения и полученных омичами штрафах. Рассказываем о том, кто на этом зарабатывает и куда идут деньги простых омичей.
В социальных сетях продолжают муссироваться слухи о том, что камеры видеофиксации соблюдения правил ПДД в Омске и области давно работают не для искоренения нарушений, а для дополнительного обогащения своих владельцев на омичах, которые неправильно паркуются и лишь немного превышают скорость.
Действительно, в одном омичи правы: главный бич местных водителей — нарушения скоростного режима и правил парковки. Основную долю фиксации нарушений ПДД в регионе производят автоматические камеры. За 9 месяцев 2019 года ими выявлено более 80% нарушений ПДД (свыше 614.5 тыс).
Всего же по итогам 9 месяцев 2019 года в Омской области вынесено 768 тыс 109 постановлений об административных нарушениях, связанных с нарушениями ПДД, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2018 года.
Камерная обстановка
Все комплексы видеонаблюдения в Омской области — 146 стационарных и 46 мобильных — находятся в ведении регионального правительства. Частные компании к ним вообще никакого отношения не имеют, утверждают в региональном министерстве безопасности.
Работа камер строится по двум схемам. В первой информация с камеры поступает на сервер комплекса «Безопасный город». Работать с ней и выносить постановления могут только сотрудники Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений. Комплексы устроены так, что установить их неправильно не получится.
«Контроль включится, но фиксация происходить не будет. И камера будет выдавать сообщение оператору, что необходимо исправить наведение камеры на дорогу. То есть в любом случае будет установка в соответствии с инструкцией по эксплуатации, чтобы попасть в необходимые допуски по погрешности», — цитирует представителя компании по производству комплексов фотовидеофиксации Александра Маносеева «12 канал».
Вторая схема работы камер видеофиксации — автоматический мониторинг дорог без подключения к «Безопасному городу». В этом случае в конце дня из камеры сотрудником УГИБДД России по Омской области извлекается флеш-карта со всеми данными, которые потом просматриваются самими сотрудниками. Эти камеры в народе известны как треноги.
По данным официальных источников, за первые шесть месяцев 2019 года омичи получили штрафов на 59 млн рублей. Всего за три последних года в бюджет Омской области поступило 570.3 млн рублей штрафов, зафиксированных треногами. Все собранные в 2019 году средства будут направлены в дорожный фонд региона.
КазакиФото: Медиахолдинг 1MI
Казачий заработок
Омские реестровые (подробнее об отличиях реестровых от нереестровых здесь) казаки с 2010 года работают с многими ведомствами — пограничниками, полицией, ДОСААФ, управлением лесного хозяйства и другими. В частности, УМВД по Омской области в 2016 году самостоятельно заключило соглашение с ХКО «Днепр», по которому последнее привлекается к работе с 60 комплексами автоматической фиксации нарушений ПДД марок «Арена» и «СКАТ».
Аукционы на определение подрядчика по работе с треногами в Омске, в отличие от других регионов, не проводятся. Подрядчика (им всегда оказывается ХКО «Днепр») выбирает само министерство. А вот в Ростовской области контракты на установку и эксплуатацию комплексов на федеральных дорогах разыгрывает «Автодор», региональных — Центр безопасности дорожного движения, местных — администрации населенных пунктов.
Контролирует работу ХКО казачий генерал, атаман «Сибирского казачьего войска» Геннадий Привалов (замминистра безопасности Омской области). Именно его подразделение в региональном правительстве отвечает за треноги.
Компенсируют услуги ХКО «Днепр» из регионального бюджета, и в 2019 году на это был заложен 61 млн рублей. В прошлом году эта сумма была почти втрое ниже — 22 млн рублей. Эти деньги идут на зарплату казакам, каждому из них в месяц выплачивают по 10–12 тыс рублей. Об этом Городу55 рассказал атаман Омского отдельского казачьего общества (одно из подразделений «Сибирского казачьего войска») Владимир Щербань.
«Эти деньги заложены в бюджете. Если посмотреть его расходную часть, то называться они там будут иначе, но знайте — это расходы на „Днепр“. Сумма может показаться большой, но каждый казак получит за эту работу совсем небольшие деньги. Вот представьте — следишь ты за этой камерой с 8:00 до 20:00 каждый день. А за это один казак с камерой получит всего 12–13 тысяч рублей за месяц работы, у нас ежедневно заступает около 60 человек», — отмечает Щербань.
Отрицает атаман обвинения в том, что казаки «зарабатывают» на оштрафованных водителях. По словам Щербаня, камера работает автоматически, фиксируя нарушения ПДД. В конце дня к казаку приезжает сотрудник УГИБДД, который забирает видеозапись работы треноги. Уже после этого автоинспекторы сами просматривают показания камеры и принимают решение, штрафовать водителя или нет.
Однако в 2019 году финансирование почти прекратилось. Щербань уверяет, что на все казачьи отделения, кроме ХКО «Днепр», в правительстве региона выделили всего 1 млн рублей (в 2018 году — 8 млн рублей). Из-за этого казакам пришлось прекратить патрулирование улиц с МВД и часть других общественно полезных работ.
иллюстрацияФото: vk.com/55gibdd
Неясное будущее
Эффективность треног, несмотря на внушительные вливания в бюджет, все еще остается под вопросом. Так, УГИБДД региона утверждает, что за первые полгода 2019 года при помощи передвижных комплексов видеофиксации было пресечено 200 тыс нарушений ПДД, что уменьшило аварийность на местах применения на 37.5%. Аналогичной точки зрения придерживается и региональное министерство безопасности.
«Достаточно сказать, что за 5 месяцев нынешнего года число пострадавших и погибших в ДТП в местах установки комплексов в сравнении с аналогичным периодом 2018 года уменьшилось практически в два раза», — пояснили Городу55 в министерстве безопасности.
В то же время журналисты федерального «Первого канала» опровергают информацию чиновников. Журналисты не исключают, что скоро будет инициирован законопроект, по которому штрафы со скрытых камер видеофиксации вообще будут признаны недействительными.
При этом городские власти продолжают настаивать на штрафах для омичей, которые неправильно паркуются. Директор департамента транспорта Александр Вялков заявил, что на общественный транспорт будут устанавливаться «Парконы» — комплексы для фиксации неправильной парковки.
«Парконы» будут ставить на общественный транспорт и передавать данные в ГИБДД. Есть договоренность с коммерческой компанией, которая станет спонсором. Дорожная карта по этому вопросу находится на утверждении в мэрии. Как ее подпишет мэр, мы согласуем вопрос с ГИБДД», — цитирует Вялкова «Комсомольская правда».
Более того, глава департамента финансов Богдан Масан отметил, что в городе уже используются комплексы «Паркнет». Это переносные камеры, которые фиксируют незаконную парковку на газонах. Также Масан добавил, что такие камеры городские власти намерены закупать, так как в 2018 году году на их аренду из городского бюджета было потрачено 400 тыс рублей, а штрафов с них получено на 1.8 млн рублей. Брались эти камеры в аренду у казаков.