Кот в мешке за 1,5 млрд: что даст Омску расширение бульвара Архитекторов?
Реконструкция одной из главных магистралей Левобережья без работ на прилегающих улицах может обернуться потраченными впустую деньгами.
С 18 сентября началось перекрытие одной из важнейших улиц Левобережья – бульвара Архитекторов. Магистраль закрыли на участке между проспектом Комарова и улицей 70 лет Октября. Это первый этап реконструкции бульвара. К концу 2024 года его планируется расширить до шести полос.
Все это время терпеть трудности придется десяткам тысяч жителей Левобережья. Очевидно, что пробки в этой части города увеличатся, а ждать общественный транспорт предстоит дольше. При этом за расширением бульвара Архитекторов не последует расширения примыкающих к нему улиц: двухполосными, как сейчас, останутся улицы Степанца, Ватутина и проспект Комарова. Так стоит ли игра свеч и не будут ли потрачены впустую 1,5 млрд рублей на реконструкцию бульвара Архитекторов? Эти вопросы мы обсудили с экспертами.
«Автобусы поедут быстрее»
Известный перевозчик, руководитель «Омского транспортного союза» Николай Артемьев положительно оценивает начавшуюся реконструкцию бульвара Архитекторов. Он уверен, что после расширения этой улицы общественный транспорт будет двигаться быстрее.
– Для нашего города расширение улиц – безусловное благо. От этого будет польза как для личного, так и для общественного транспорта, который поедет быстрее. Пассажирам это будет во благо, – говорит Артемьев.
Пока автобусы вынуждены ездить по узким улицам Левобережья
По его словам, первый участок бульвара Архитекторов вновь откроют для движения транспорта после 30 сентября. Об этом перевозчикам сообщили в мэрии. В публичной плоскости городские власти таких сроков не обозначали.
«Нужно расширять и проспект Комарова»
Доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александр Лыткин уверен, что ремонтировать бульвар Архитекторов нужно с примыкающим к нему проспектом Комарова, по которому также ходит общественный транспорт. Согласно Генпланам, он, как и бульвар Архитекторов, должен был быть 6-полосной магистралью.
– По своей сути бульвар Архитекторов – это автомагистраль. И, конечно, есть смысл ее расширять. Но расширять нужно и проспект Комарова, – считает эксперт. – Там одна сторона от Перелета в сторону Лукашевича расширена, а вторая от Перелета до Архитекторов. Но денег не хватает, все дороги за раз не расширишь. Поэтому нужно выбирать приоритеты и делать упор на те улицы, которые являются более важными с точки зрения создания транспортной инфраструктуры и повышения транспортной доступности. И бульвар Архитекторов здесь, безусловно, очень важный участок.
Проспект Комарова по факту не проспект, а двухполосная улица
Александр Лыткин также развеял миф о том, что справиться с пробками в городе можно только путем расширения улиц.
– Не все улицы в городе нужно расширять на всем протяжении. Где-то можно обойтись расширением перекрестков. И этого будет достаточно. Те же правые канализированные повороты значительно увеличивают пропускную способность. Использовать нужно все механизмы. Не забывать про заездные карманы, переходно-скоростные полосы и светофоры, – отмечает доцент СибАДИ.
По словам специалиста, важно планировать транспортные потоки, режим работы светофоров. Причем не только на реконструируемом участке, но и на многих прилегающих улицах в границах целых кварталов. В Омске же часто действуют по принципу «расширили дорогу и забыли». Такой подход точно не приведет к улучшению транспортной инфраструктуры.
«Городу требуется комплексный подход»
Бывший мэр Омска, а ныне резидент общественно-делового клуба «Мегаполис» Вячеслав Двораковский уверен, что проблема расширения городских магистралей намного шире, чем может казаться. При планировании развития города власти не хватает комплексности, отсюда и все проблемы: одну улицу расширили, а соседние встали в пробках.
– Дорожно-транспортная сеть – это каркас мегаполиса. Она предполагает развитие не только улично-дорожной сети, а всего города. Нужно учитывать точки притяжения, изменения потоков, – подчеркивает Двораковский. – Например, где-то появилось предприятие или торговый центр, сразу в этом районе меняются транспортные потоки. И это нужно учитывать. Все решения должны быть продуманными, следовать парадигме развития, а не приниматься наобум и сиюминутно.
При планировании развития Омска должны приниматься продуманные шаги с учетом развития экономики, появления новых предприятий, считает экс-градоначальник.
"Дорога за миллиард" — одна из немногих, построенных в Омске за последние годы
– В генплане, принятом в 2007 году, было предусмотрено много новых дорог, развязок. Тогда применялся комплексный подход, чтобы в целом развивалась дорожно-транспортная сеть в городе. Ведь она у нас в два раза меньше норматива. И поэтому сегодня, когда что-то делается, улицы расширяются, это хорошо для города. Но лучше всего это делать комплексно и обдуманно, а не наобум, – уверен Двораковский.
Он выразил уверенность, что вслед за сменой руководства региона последует смена политики и подходов к развитию Омска. И в этом вопросе наконец-то появится комплексный подход.
«В Омске нет моделирования транспортной инфраструктуры»
По словам экс-руководителя НПО «Мостовик» Олега Шишова, в современных условиях любое расширение магистралей в Омске требует построения математических электронных моделей. Причем не только тех улиц, на которых будут вестись работы, но и всех дорог и магистралей в ближайшей округе.
– Существует аппарат моделирования транспортных потоков. «Мостовик» в 2007 году его приобрел, адаптировал под наши условия. И там действительно строилась модель, которая показывает, что происходит с транспортными потоками не в рамках одной улицы, а в рамках всего города, – говорит Шишов. – Ведь у нас есть множество меняющихся транспортных связей, которые также нужно учитывать при проектировании реконструкции магистралей, в том числе и бульвара Архитекторов. Аппарат анализирует изменения светофоров, наличие общественного транспорта, количество частного транспорта. И вы видите, работает дорога или нет при нынешней нагрузке или в перспективе нескольких лет.
Перекресток бульвара Архитекторов и улицы 70 лет Октября изменится до неузнаваемости
Аппарат, о котором говорит экс-гендиректор «Мостовика», активно использовался компанией в городах, где она строила развязки, мосты и другие объекты транспортной инфраструктуры. В Омске он не применялся – ни при проектировании расширения улиц, ни даже при создании последней версии Генплана. Возможно, отсюда и масса транспортных проблем в городе.
Что даст омичам расширение бульвара Архитекторов?
Как заявлялось на брифинге, посвященном реконструкции бульвара Архитекторов, на этапе проектирования применялись аппаратно-программные комплексы для расчета транспортных потоков и количества пешеходов.
По идее, это должно привести к улучшению транспортного сообщения и уменьшению пробок. Как будет в реальности, сказать не берется никто. Не исключено, что эффект от расширения бульвара Архитекторов будет кратковременным – без реконструкции проспекта Комарова и других прилегающих улиц 1,5 млрд рублей могут быть просто выброшены на ветер.
Сергей Энквист