«Омск — это, скорее, гараж, а хочется жить в квартире». Экс-вокалист группы «Цемент banD» о переменах в жизни
Публикуем эксклюзивное интервью с лидером группы "Цемент banD" Алексеем Царёвым.
Он уехал из Омска, чтобы найти новое в творчестве. Но так случилось, что неожиданно закрылась одна дверь и открылось множество других. Он решил изменить свою жизнь и сделал это. Корреспондент сайта "Омск Здесь" пообщался с Алексеем Малятиным, известным многим как Алексей Царёв — основатель и экс-вокалист музыкальной кавер-группы "Цемент banD" и экс-ведущий утреннего шоу на "Радио Сибирь. Омск" (103,9 ФМ).
Предыдущее интервью с Алексеем мы записывали в марте 2021 года. Тогда основатель "Цемент banD" сообщил, что уезжает временно в Крым в поисках новых творческих решений. В июне того же года стало известно, что Алексей покидает группу, и она перестаёт существовать под прежним названием. В декабре Алексей принимает решение уехать из Омска, выбрав для жизни и реализации новый город. Тогда же он пропадает с радаров для широкой аудитории друзей, знакомых и поклонников. Мы связались с Алексеем и попросили рассказать, как изменилась его жизнь за два года. Почему он снова стал Алексеем Малятиным, какой город выбрал для жизни и что для него значит Омск сегодня, а также как он освоил профессию повара, что общего у музыки и кухни и почему о личной жизни он говорить не хочет.
— Лёш, привет! Что нового?
— Всё новое. Город, семья, работа. Да и я уже другой (смеётся).
— Давай с города? Где ты сейчас и как оказался там?
— В Москве. После летней поездки в Крым в 2021 году, я принял решение уехать из Омска. Меня, по сути, удерживали только родня, бабушки, за которыми надо было ухаживать, и "Цемент banD". Пока я был в Крыму, ребята в группе удалённо со мной попрощались, группа самоликвидировалась. Бабушки сказали, езжай, с нами остаётся твой старший брат, всё нормально. Я понимал, что дальше не хочу работать только с музыкой. Мне это надоело. Да и дважды в одну воду не входят. Хотелось чего-то совершенно нового.
— Ты знал хотя бы приблизительно, куда поедешь, или шагнул в неизвестность?
— Нет, точно не знал. Я хотел заняться ресторанной кухней и рассматривал города, в которых можно учиться и реализоваться в этом направлении. Немного покатался и остановил свой выбор на столице. Там на тот момент жил мой старший сын. Хотелось быть ближе к нему. Ещё я был в Крыму, Нижнем Новгороде, Петербурге и Сочи. Москва и Санкт-Петербург — города, куда я приезжал целенаправленно, и между которыми в конечном итоге и выбирал. Москва показалась мне просторнее.
— Там же суета и тесно?
— Где тесно? В Москве??? (смеётся) Это большой город с большими пространствами и парками. Мне нравится здесь именно суета. Это энергия, которая заставляет тебя двигаться. В Омске я умудрялся пропадать на репетициях и концертах днями и ночами и в то же время ничего не делать в свободное время. А здесь такого нет. Ты всё планируешь, всё нужно успеть. И это заряжает. Это как в муравейнике. Те, кто не двигается, — выпадает из муравейника. И это очень хорошо. Это самый стремительный город, в котором я успел побывать. Во всех остальных есть некая неспешность. А Москва лично меня бешеным ритмом заряжает.
— Что ты делал в других городах? Чем занимался?
— Интересовался ресторанами. В Нижнем Новгороде я параллельно успел поработать в предвыборном штабе одного из кандидатов в депутаты. Участвовал в проведении акций, мини-концертов, работал с документами, листовками, наблюдателем и так далее. Мне было интересно съездить в Нижний Новгород и заработать параллельно денег. Денег было немного. Поэтому это просто интерес к новой незнакомой сфере.
— Как тебя занесло в ресторанный бизнес и почему повар?
— В 2018 году в Омске я сломал ногу и два месяца был в гипсе. Мне в тот момент совершенно нечего было делать дома. А заняться чем-то хотелось. И я залипал на кулинарные шоу, кулинарные блоги. Мне было интересно. Но приготовление пищи — это одно, а насмотревшись программ "Адская кухня", захотелось в саму движуху. Мне стал любопытен процесс взаимодействия и волшебства на профессиональной кухне. Вообще, во время гастролей я видел немало ресторанов, и тоже был интерес. Поэтому, когда я решил распрощаться с музыкой, то данное направление было единственным решением и желанием, куда я по-настоящему хочу пойти. Это не было мечтой детства. Всё началось именно с перелома ноги.
— Но ведь желания мало, нужны действия. Что было потом?
— В Москве я пошёл в один ресторанчик на Чистых прудах. Там в руководстве работал мой старый знакомый из Омска. И я попросился к нему учиться. Сначала меня взяли стажёром в горячий цех, через месяц перевели на ставку поваром, через полгода на бригадира. А через год и месяц я ушёл, потому что не планировалось повышение. Разместил вакансию на НН и уже оттуда попал в тот ресторан, в котором сейчас тружусь су-шефом.
— Су-шеф?
— На кухне есть шеф-повар. Его замы — два су-шефа, дальше — бригадир и повара-заготовщики.
— Какие качества нужны для этой работы? Почему она тебе нравится?
— Цензурно или не очень? Во-первых, это железные нервы. Что только на кухне не происходит! Во-вторых, занудство. В-третьих, хороший словарный запас. Хорошая память. Чувство вкуса. Ещё ты должен очень быстро ориентироваться. Быстро выдавать качество, когда у тебя одновременно прилетает 15 заказов. Дорогая, премиальная кухня — это как большой спорт.
А нравится мне отсутствие рутины. Ты всегда учишься чему-то новому. Всегда. На нынешней работе очень подвижное меню. Когда я пришёл, ввели постное меню, затем сезонное. И постоянно какие-то новые проработки, позиции, сочетания, эксперименты. Чтоб ты понимала, это настолько интересно, что я продолжаю экспериментировать дома. Я приобрёл себе специальные весы, ищу новые вкусы, высчитываю, записываю.
— Любимые блюда есть?
— Нет. Есть любимые направления. Это классика европейской кухни. Мне нравится итальянская кухня, средиземноморская. То, чем я сейчас занимаюсь. Мне безумно нравится это. Сочетание и яркость.
— Как помогает тебе опыт в музыке в новой профессии?
— О-о-о. Это отдельная тема. Есть такое понимание в музыке, как аранжировка. Аналог этому в кухне — баланс вкуса. Если в аранжировке у тебя грамотно выстроены музыкальные инструменты, есть сочетание, баланс, появляется какой-то изюм, оригинальность. То же самое в приготовлении блюда — есть продукты, разные виды их обработки, сочетания вытаскивают определённые вкусы, что придаёт блюду уникальность. Как и в аранжировке музыкального произведения. Мне удалось поработать под руководством шести шеф-поваров, и самое интересное, что четыре из них были музыкантами. В Анапе живёт и работает мой друг детства, профессиональный звукорежиссёр Паша Гаас. У него поварское образование, и работает он в кулинарии. Но мы сотрудничаем по музыке. Я отправляю ему наработки, которые писал в Крыму или пишу сейчас, а он в своей студии доводит до ума.
— То есть музыка присутствует? Ты не отказался от этого полностью?
— Конечно, нет. Это больше относилось к каверам. Ещё когда я играл в "Цемент banD", была мысль, что надо больше авторства. Понятно, что для поддержания штанов нужны и каверы, но упор хотелось делать на авторский материал. В Крым я за этим и поехал. Подумал, что это хорошая возможность вырваться из рутины и что-то новое создать. Мы так и договаривались с ребятами, что я уеду, потом вернусь, и мы будем разрабатывать хороший авторский материал. Но потом планы у нас не совпали. Но я продолжаю писать. Много в Крыму написал. Сейчас сижу, например, с ребёнком, брянькаю на гитаре, в какой-то момент придумал, записал. Тексты все мои. В музыке я сочиняю приблизительное настроение, как должна звучать песня, записываю на видео или диктофон, отправляю Пашке, и он уже начинает думать, что из этого можно вылепить. Что-то меняет, настроение оставит, но сделает качественнее. У него больше опыта в аранжировках, поэтому у нас получается творческий тандем.
— Но пока это работа в стол?
— Да. Я думаю, что, как только наберётся достаточно материала, мы это выложим. Ресурсы есть.
— Что ты слушаешь в процессе работы на кухне?
— При приготовлении блюд сейчас в основном играет мексиканская музыка. Итальянскую оперу пытался включать, но это безумно скучно, не для кухни. Надо что-то поэнергичнее (смеётся). На предыдущей работе кухня была открытая, там даже говорить громко нельзя было, не то что музыку слушать.
— Профессия повара кормит? Достаточный ли заработок в этой профессии, чтобы хватало и на себя, и на семью?
— Кормит работа. Много дней будешь работать — будет достаточно. Не будешь — не достаточно. Денег много не бывает. По времени сейчас у меня смена около 13 часов, по графику — два через два.
— Есть ли личный рекорд приготовления блюда?
— Если это в ресторане, то там есть такое понятие как "тикет-тайм". Есть время приготовления блюда и раньше ты его не отдашь. Минимальное время у меня было 7 минут. А так, чтобы на скорость соревноваться, нет такого. Дома и вовсе надо только в удовольствие готовить.
— Сапожник с сапогами? Дома ты от кухни не отдыхаешь?
— Нет. Если я дома, то готовлю только я.
— Почему ты принял решение поменять фамилию?
— Я просто вернулся к корням и вернул свою фамилию, с которой родился. Алексей Царёв появился на радио в 2009 году как псевдоним, как образ, который успешно реализовывался и в группе "Цемент banD". Но эпоха Царёва прошла. Хочется быть настоящим, живым, а не играть роль. Зачем вживаться в образ, который для тебя в итоге оказалась не очень удачным?
— Почему???
— Как бы объяснить… В работе да. Роль Алексея Царёва оказалась гиперудачной. В семейной жизни, в человеческой жизни — нет. Я сделал выбор в пользу жизни, а не сцены. И мне сейчас очень нравится то, что со мной происходит. Я не хочу никуда вырываться, ни перед кем кривляться. Сейчас тихая гавань — то, что надо.
— Подробнее расскажешь?
— Нет. С моей будущей женой мы познакомились, когда я был в Крыму. Переписывались сначала, потом встретились. Мы поженились, у нас родился сын. Всё прекрасно. Это весь ответ. Подробностей не будет. Это моё. Мой тихий мир. Моя семья. И посторонним здесь не место.
— Тогда — что такое любовь?
— Ты ж понимаешь, что это объёмное понятие. Если коротко… Необходимость. Вот ты можешь объяснить, что такое воздух для твоего организма? Необходимость. Без чего ты жить не сможешь. Вот любовь — то же самое. Какая-то космическая энергия, которая питает всё живое на земле.
— Ты следишь за творчеством ребят из "Цемент banD"?
— А что следить? Они ничего нового не делают. Общаться — мы не общаемся. Иногда общаемся с теми, с кем у меня были положительные отношения. Но в целом мне неинтересно. Они сделали свой выбор, сказали, что для них группа — это только работа, и они вправе выбирать, с кем работать. Рабочие отношения — значит рабочие отношения. Поработали — разбежались. Это же не семья развалилась.
— Можно сказать, что в конечном итоге, решение ребят стало для тебя стимулом всё поменять?
— Я об этом писал пост с самого начала. Само собой, это подтолкнуло меня в нужное направление и замотивировало на действия.
— Сколько ты уже не в Омске?
— Последний раз мы приезжали с супругой в январе 2022 года, уже как гости. Пока ребёнок маленький — не планируем.
— Что ты понял за этот период и что, на твой взгляд, изменилось в тебе за два года?
— Если у тебя есть группа — не уезжай в Крым (смеётся). Шучу. Как-то не задумывался, философские мысли к интервью не готовил… Много что изменилось в мировоззрении. Всё стало правильнее, стабильнее и лучше. Точно появились выносливость и самодисциплина. То, чего не было в рок-музыке. Появились нормальные адекватные качества работающего человека. То, чего мне не хватало долгое время: взять себя в руки и что-то делать самому, а не делегируя другим. Я думаю, что и "Цемент banD" я потерял из-за этого. Потому что делегировал много дел и жил богемной творческой жизнью. Ага.
— От каких привычек ты отказался в новой жизни?
— От вредных. Я не пью сейчас, и это очень легко. Когда много работы, алкоголя не бывает. Спать до обеда ушла привычка. Ложусь я также поздно, но сплю меньше. Просыпаюсь рано. Это применимо больше к маленькому ребёнку. Второй сын у меня очень активный. Благодаря супруге я стал больше замотивирован. Легче стал стремиться к целям и вообще легче их ставлю. Меньше летаю в облаках, мечтаю более практично. Читаю намного больше, чем раньше. Сейчас это Карамзин "История государства российского". Перечитал недавно Булгакова, Хаксли, Оруэлла, Джеймса Гудвина "Величие и крах Османской империи". Больше исторической литературы. Я её всегда любил.
— Но и внешне ты изменился. Это следствие или ты намеренно менял облик?
— Это не исключающие друг друга факторы. Сначала у меня было желание — измениться и изменить жизнь. Потом не знаю. Кто-то видимо в канцелярии услышал мои мысли. Мне сразу начали подлетать возможности какие-то, варианты интересные, и тут главное — не упускать момент. И всё стабилизировалось очень быстро. В течение года, по сути.
— Москва — этот тот город, где ты пустил корни?
— Да. Да. Да. Я больше никуда не хочу. Я влюблён в этот город.
— Почему всё же не Питер?
— Первое и самое главное, что сформировало моё мнение не в пользу Питера — это запах города. Вечный запах плесени и сырости и зимой, и летом. Второе — огромное количество туристов. Ты постоянно в какой-то толпе. Это душно, тесно, нарушает пространство. Если пошёл туда работать, ты каждый день в огромном количестве людей. Не очень приятное ощущение. Я всё-таки из Сибири. Я привык к просторам и степям. Есть, где дышать и развернуться. Ну и преимущество Москвы — это история. В столице дышит историей каждый камень.
— Если бы не кухня, куда бы ты пошёл, отойдя от музыки?
— Возвращаемся к моему увлечению историей. История не терпит сослагательного наклонения. Если бы у бабки что-то было, она бы дедкой была. Я не знаю. Может, с гитарой пошёл бы играть на улице. Но это вряд ли.
— Что ты посоветуешь тем, кто хочет изменить свою жизнь, но не решается?
— Обожаю этот вопрос! Менять. Если есть желание, зачем сидеть на месте? Есть желание работать на кухне — иди работай. Хоть заготовщиком. Есть желание играть на гитаре — бери и свободное время пальцами, просто перебирай, чтоб у тебя мотивация крепла. Самое главное — составить план хоть на ближайший год. Чтобы было понимание, к чему ты стремишься, к чему идёшь. Если хочешь три аккорда поиграть на празднике с роднёй, то это так и останется — три аккорда.
— Что главное в жизни?
— Семья. Тут нечего больше пояснять. Взаимодействие правильное с людьми. Моё поколение отличается от нынешней молодёжи. У нас в основе была протестность, иное информационное влияние, рок-музыка. А ребята начала двухтысячных выросли в стабильности, у них в голове есть определённое понимание, куда и почему они должны идти и чем будут заниматься, уже не анархия в голове. Поэтому сейчас семьи надо выстраивать, людей воспитывать. Чем крепче семья, тем светлее будущее, и не только твоё.
— Что для тебя значит Омск сейчас?
— Я как-то не задумывался над этим последнее время. Хорошая гавань, где куются и закаляются кадры и потом при желании успешно развиваются по всему миру. Я считаю что Омск — колыбель кадров, но совершенно не пригодный для жизни город. У меня была возможность поездить и сравнить. Как говорил мой друг Сергей Белоусов, в плане комфорта и удобства Омск — это, скорее, гараж, а хочется жить в квартире.
Фото: Илья Петров
Фото предоставлены героем публикации