Евгений Булучевский: «Учёный — это зуб, и он ничего не может сделать не в челюсти»
Каких открытий стоит ожидать в химии, и почему взрывной рост происходит на стыках с другими науками? Почему Омск не станет центром науки, а хороших студентов нужно "выращивать" из замотивированных школьников? О женском превосходстве, взрослой науке и кадрах для промышленности — в интервью декана химического факультета Омского государственного университета Евгения Булучевского.
— Евгений Анатольевич, 28 мая отмечается День химика. Как факультет готовился к профессиональному празднику?
— Это День работника химической и нефтехимической промышленности. Поздравляем аспирантов, студентов и преподавателей. Факультет заранее проводит Неделю химии. Волею календаря праздник выпадает на конец мая, а это начало сессии. На сессии студентам некогда веселиться, поэтому они делают это чуть раньше. Неделя химии — это традиционный праздник, который существует столько же, сколько и сам факультет. Это мероприятие, где студенты могут продемонстрировать свои таланты, неформально пообщаться с преподавателями.
— Чем занимается современная химия и в каких направлениях она развивается?
— Химия — это одна из самых бурно развивающихся отраслей. Сейчас основной тренд развития всех областей науки — это внедрение цифровых технологий. И, с одной стороны, сами эти технологии во многом появились благодаря новым материалам, которые, в свою очередь, стали плодами усилий химиков. Ведь нанотехнология — это не что иное, как область химии, только названная по другому, скажем так, менее скучно. С другой стороны, развитие цифровых технологий, новых методов исследования, рост вычислительных мощностей привели к бурному прогрессу во всех областях химии — появились компьютерная химия, хемоинформатика, кратно возросла скорость и точность квантово-химических расчётов, достигнут огромный прогресс в математическом моделировании. Все эти исследования ведутся на стыке наук, и, конечно, способствуют быстрому прогрессу, как бы ускоряют друг друга. Поэтому химия — это одна из самых перспективных областей в настоящее время. Когда я провожу профориентационные беседы со школьниками, привожу такую шутку: юристов заменит блокчейн, бухгалтеров — компьютер, а ногти люди будут делать всегда. Химия — это та наука, которая ещё очень долго будет существовать и развиваться, и основной движущей силой её развития будет оставаться интеллект человека. Осмелюсь предположить, что ещё не одну сотню лет…
— Фундаментальные открытия в химии до сих пор возможны?
— Конечно, возможны! Фундаментальные открытия бывают разных уровней. Конечно, открытия уровня периодического закона Д.И. Менделеева уже вряд ли произойдут. Но то, что касается более фактографических вещей или новых методов (в той же самой квантовой химии), всё это, конечно, ещё будет. К тому же, огромное поле для открытий лежит в химии живых систем. В биологии, геномике много вещей, завязанных на химических методах. Вообще, в последнее время почти все крупные открытия делаются на стыке наук — химии и физики или химии и биологии, и такая тенденция преобладает со второй половины ХХ века.
— Высшее образование поспевает за этими изменениями?
— Современное высшее образование, прежде всего, нужно для того, чтобы человек научился учиться. Университет не может мгновенно подхватить все последние тенденции. Хотя зачастую передовые открытия именно в университетах и делаются, в том числе и в наших. Пройдя обучение в бакалавриате, а тем более в магистратуре и аспирантуре, человек должен быть способен очень быстро освоить новый материал и начать работать во фронтирных областях, добиваться в них успеха. Мы сейчас эту задачу вполне решаем. Наши выпускники, приходя в ведущие научные центры страны, очень быстро осваивают их и добиваются успеха. Высшее образование свою задачу решает.
— В провинции тяжело заниматься наукой?
— В провинции заниматься наукой тяжелее, чем в столице. Есть такое хорошее сравнение: учёный — это зуб, а зуб ничего не может сделать, если он не в челюсти. В крупных научных центрах имеется хорошая научная инфраструктура, там концентрируется большое количество сильных учёных, туда тянутся молодые таланты, там копится база знаний. И, само собой, именно туда "притягивается" финансирование. Исследования там идут быстрее, чем в тех местах, где этого нет. Учёные из провинции всегда стремятся в крупные научные центры. Не потому, что они не любят свою малую родину, а потому что там гораздо больше возможностей раскрыться. Тот, кто чувствует в себе силы на что-то большее, чем быть первым парнем на деревне, уезжает. Это реалии, и не только российские или омские. Всегда будет отток учёных из провинции в крупные научные центры, и мы с этим ничего не сделаем.
— Можете описать портрет молодого омского химика?
— Химики — это очень разные люди. Омск, к сожалению или к счастью, это не научный центр, это центр промышленный. Поэтому молодой химик в Омске, как правило, работает на крупном химическом предприятии. Он вполне успешен финансово, мобилен, активен, делает хорошую карьеру — но больше в промышленности, чем в науке. В Омске так было всегда. Если обратимся к истории нашего факультета - то можно вспомнить, что одним из инициаторов его создания был Виктор Рябов, директор Омского НПЗ (в 1962-1976 гг. — прим. ред.). Ему нужен был химфак, потому что молодому заводу требовались высококвалифицированные специалисты. Он и здание, в котором мы сейчас находимся, подарил университету. С 1974 года, со дня основания университета, факультет готовит специалистов-химиков именно для промышленного сектора. Это омские реалии — у нас есть достойное образование и развитая промышленность, но серьёзной науки практически нет.
— То есть не так много выпускников посвящают себя науке?
— Так или иначе, часть студентов остаются в науке. Во-первых, внутри университета есть вполне передовые научные школы по химии, прежде всего — школа химиков-органиков, которую возглавляет д.х.н., профессор Александр Семёнович Фисюк. Под его руководством проводятся исследования мирового уровня, публикуются высокорейтинговые научные статьи. Школа постоянно подпитывается исключительно за счёт местных кадров, наших выпускников. Те, кто остаётся, потом также преподает в университете. В Омске существует и прикладная наука: ОНИИП, исследовательские подразделения на предприятиях, Центр новых химических технологий Института катализа СО РАН, который занимается фундаментальными прикладными исследованиями в области катализа. Конечно, основной поставщик кадров для всех этих предприятий — химический факультет ОмГУ им. Достоевского. Но до Новосибирского госуниверситета, где более 50% выпускников идут работать в академические НИИ нам далеко. Наша основная цель — кадры для промышленности.
— Чем ещё, кроме органики и нефтехимии, занимаются наши учёные?
— На факультете есть хорошая школа химиков-аналитиков. Эта специальность больше всего востребована на рынке труда. В Омске, и не только, есть большое количество лабораторий, где работают в основном наши выпускники. Это лаборатории на предприятиях, где занимаются контролем качества, или лаборатории экспертных контролирующих органов (например, химическая в УМВД). Также на факультете работает кафедра неорганической химии, где разрабатывают и исследуют новые неорганические материалы, в том числе для биологических и медицинских областей применения, например — костного протезирования и остеосинтеза. Выпускники этой кафедры, как правило, работают на электрохимических производствах, которых также достаточно много в Омске, помогают укреплять обороноспособность страны.
— Девушек на факультете химии много?
— Химия — это наука, которая лежит на женских плечах. Девушек на факультете большинство. На любом химическом факультете России всегда студенток больше, чем студентов. Даже в школе у каждого была "химичка", никто не вспомнит учителя химии — мужчину. Это традиция, и мы не исключение: основной контингент среди химиков и даже химиков-технологов — это девушки. И даже если девушек-технологов по условиям труда не берут на вредные химические производства — они делают успешную карьеру в лабораториях или в проектных институтах.
— У выпускников химфака есть проблемы с трудоустройством?
— Сейчас сложился такой парадокс: работодатели выстраиваются в очередь за нашими выпускниками. На ближайшую приёмную кампанию предусмотрены бюджетные места для 50 химиков и 15 химиков-технологов. В прошлом году было 46 химиков и 25 технологов, то есть бюджетные места выделяются стабильно, и в хороших количествах. При этом абитуриентов, которые выбирают химию в качестве ЕГЭ немного. Поэтому к нам сравнительно легко поступить на бюджетное место, и по окончанию обучения выпускника ждёт отличная карьера и хорошая зарплата — такой вот лайфхак для абитуриентов. Конечно, химия не самая простая наука — на химфаке нужно учиться всерьёз, но те, кто прикладывают должные усилия успешно заканчивают.
К сожалению, в школах сейчас, объективно имеются проблемы с химией. Скорее всего, это связано с нехваткой учителей. Возможно, как бы странно это ни звучало, виной тому высокий спрос на специалистов в области химии, которым по окончанию вуза бизнес предлагает высокую зарплату, и они не хотят выбирать карьеру педагога. В других педагогических специальностях, наверное, тоже есть что-то подобное, но именно в химии это особенно отчетливо проявляется.
— Вы ведёте работу в школах со старшеклассниками, чтобы этот пробел как-то восполнить?
— У нас масса вариантов взаимодействия со школьниками. Например, химическая школа, которая принимает детей с 8 класса. Её учащиеся могут заниматься в стенах университета, ходить в наши лаборатории. И выпускники этой химической школы потом поступают в наш университет и не только. Ещё один формат (он пока пилотный) — когда целый класс идёт в университет на занятие по химии. Планируем и другие форматы. Чтобы обеспечить себя мотивированными и хорошо подготовленными абитуриентами, нам нужно идти в школу самим. Факультет это делает и будет продолжать делать ещё более активно.
— В магистратуру студенты идут охотно?
— Магистратура наполняется. Обычно там от 12 до 20 мест, и они заполняются чаще всего нашими выпускниками. В том числе руками этих ребят и делается наука в университете. Это достаточно хорошо подготовленные, действительно квалифицированные кадры. Органический синтез, аналитическая химия и неорганические материалы — три основных направления магистратуры, которые развиваются на факультете. Часть магистрантов работает на стороне, например, в институте катализа, тоже занимается наукой. В этом году у нас появилась бюджетная магистратура по химической технологии. Здесь мы пробуем внедрить новый формат — подготовку кадров под конкретного индустриального партнёра, в качестве которого выступает новое строящееся в Омске предприятие — Газпромнефть-ГРАФИТЭК.
— Химфак ОмГУ — один из старейших факультетов университета. С какими чувствами вы принимали руководство им?
— Конечно, это большая ответственность для меня. Когда-то я закончил этот факультет, а потом волею судеб его возглавил. Нужно сделать так, чтобы факультет развивался, и чтобы традиции, заложенные нашими учителями, сохранялись. Чтобы происходила некая модернизация, а это задача непростая.
— До назначения на факультет вы возглавляли лабораторию Центра новых химических технологий и занимались прикладной наукой. Сейчас научная работа присутствует в вашей жизни?
— До прихода на позицию декана я не работал в университете на постоянном месте. Я занимался наукой, а преподавание было факультативным. Очень сложно руководить факультетом и заниматься наукой одновременно, к сожалению. Учёная степень доктора наук — очень желанная для меня цель, но заниматься наукой получается далеко не в том объеме, в котором хотелось бы.
— Вы работали над технологией производства возобновляемого топлива из растительных компонентов. На каком этапе сейчас эта разработка?
— Исследования ведутся. Сейчас это уже довольно хорошо исследованная область, здесь сложно ожидать каких-то больших прорывов. Тем не менее, мы занимаемся разработкой новых, катализаторов, ведём фундаментальные исследования в области механизмов каталитических превращений различных кислородсодержащих субстратов, прежде всего — масложирового сырья. Я участвую в этих работах, но далеко не в том объёме, как раньше.
— Какие задачи сейчас стоят перед факультетом?
— У любого декана две основные задачи. Первая — это привести на факультет как можно больше мотивированных и хорошо подготовленных студентов. Хороший студент — залог процветания факультета. И здесь ведём свою деятельность в нескольких направлениях, ключевое из которых — профориентация. Те проекты, которые нам предстоит в ближайшее время реализовать, и то, что нам больше всего необходимо, это работа с нашими самыми младшими "клиентами" — школьниками, первокурсниками, чтобы из них получились хорошие студенты.
Вторая задача — это в максимальной степени удовлетворить потребность работодателей в качественных и перспективных молодых специалистах. Мы гордимся тем, что более 90 % наших выпускников работают по специальности. Для этого мы активно взаимодействуем с работодателями, привлекаем специалистов предприятий и к разработке учебных программ и непосредственно к учебному процессу, внедряем новые форматы, например — проектные практики. Взаимодействие и со школой, и с работодателем — это необходимое условие нашего развития.
Фото: Елизавета Медведева