«Человек — главное. ОмГПУ — это про людей». Интервью с новым руководителем Омского педуниверситета
Исполняющая обязанности ректора ОмГПУ Наталья Макарова рассказала "Омск Здесь" о том, тяготит ли управленца приставка "и. о.", какие свои компетенции она хотела бы усилить и как пожарная сигнализация и наряд полиции "скрасили" её первый рабочий день в новой должности.
В начале апреля исполняющим обязанности ректора ОмГПУ была назначена проректор по учебной работе Наталья Макарова. Она окончила исторический факультет Омского государственного педагогического института в 1998 году. Пять лет проработала учителем истории в школе и вернулась в родной университет. После магистратуры Наталью Станиславовну пригласили на должность ассистента кафедры педагогики. В 2004 году она окончила аспирантуру, работала доцентом кафедры педагогики, профессором кафедры педагогики, а с 2018-го — занимала должность проректора по учебной работе. В 2023 году она стала и. о. ректора ОмГПУ. О том, с каким настроением, с какими планами, задачами и мечтами она подошла к этой должности, Наталья Макарова рассказала в интервью "Омск Здесь".
— Наталья Станиславовна, если бы вас попросили рассказать о себе в трёх предложениях, что бы вы сказали?
— Это сложный вопрос, потому что я в принципе не очень люблю о себе говорить. Скажу так: во-первых, я оптимистка, верю в то, что всё к лучшему, а проблемы — это скрытые возможности, которые позволяют человеку развиваться и становиться лучшей версией себя. Второе — я однозначно командный игрок и у меня сильный характер, потому что в детстве я занималась волейболом. Это на меня повлияло — сформировало волю и отношение к делу. И в-третьих, мне очень везёт в жизни на хороших людей, тех, что вдохновляют и помогают двигаться дальше.
— Можете вспомнить свои первые эмоции, когда только узнали, что вам предстоит руководить вузом?
— Не буду скрывать — грусть и печаль. У нас была сформирована прекрасная команда во главе с ректором, мы отлично друг друга дополняли, у всех разные компетенции, при этом мы не делили задачи на свои и чужие, всё всегда обсуждали и делали сообща. Все процессы были настроены, цели и планы ясны. Теперь придётся перестраиваться. Мы сразу начали думать, кто может стать проректором по учебной работе. И когда Елена Викторовна Черненко согласилась, стало полегче. Я приняла ситуацию, и шаг за шагом мы идём вперёд. Конечно, как раньше уже не будет. Спасибо коллегам, студентам и выпускникам. Есть мощная поддержка внутри коллектива.
Разговоры о том, что Ивану Ивановичу (Кротту — прим. ред.) будет сделано предложение стать министром образования Омской области, шли давно. На время его командировок я всегда оставалась исполняющей обязанности ректора. У нас в вузе уже сложилась такая практика, и было понятно, что на какой-то период времени после его назначения министром мне предстоит возглавить вуз. Два месяца, которые прошли с того момента, помогли принять ситуацию, оценить её со всех сторон и сделать выводы.
— То есть, соглашаясь на должность министра, Иван Кротт точно знал, кто станет его преемником в ОмГПУ?
— Речи о том, чтобы готовить преемника никогда не шло. Иван Иванович был на своём месте, он молод и полон сил. Наверное, в этом возрасте ещё о преемнике и не задумываешься. Здесь, скорее, речь о правой руке, которая может где-то подстраховать, исполнить обязанности. Это была моя задача на протяжении достаточно долгого времени совместной работы, поэтому интриги или сенсации в моём назначении никто не увидел.
— Каким был ваш первый день на новой работе?
— Он оказался забавным, и я готова об этом всем рассказывать (смеётся). Этот день мне запомнится точно, потому что он начался с ложной пожарной тревоги в общежитии и закончился вызовом полиции — охрана задержала подростка, который разрисовывал баллончиком один из корпусов университета. В общем, старт был таким "бодрым", что я сразу поняла, скучно мне в этой должности точно не будет. Но я порадовалась своей спокойной реакции на эти происшествия, так как все системы сработали чётко и слаженно.
Но главным событием того дня стала видеоконференция с министром просвещения России. Сергей Сергеевич Кравцов представил Ивана Ивановича Кротта коллективу министерства, поставил задачи, подчеркнул большую роль университета в решении этих задач. Такая поддержка очень вдохновляет. Не думаю, что это рядовая ситуация, здорово, что к нашему региону такое внимание.
— Расскажите о целях и задачах в новой должности? Что считаете главным показателем профессионального успеха и эффективности для себя?
— Сейчас моя цель — настроить внутренние коммуникации. И убедиться, что мы все одинаково с коллегами, а особенно с руководителями структурных подразделений, деканами и заведующими кафедрами, понимаем базовые вопросы: что значит для нас качественная подготовка, каким мы хотим видеть наш университет через 2-3-5 лет и чем должна быть наполнена образовательная среда. Причём не только в плане изменений материальных, которые произошли в нашем вузе за последние два года в связи с проектом по модернизации и стратегическому развитию педагогических вузов "Учитель будущего поколения России", но и в том, какими образовательными событиями она должна быть наполнена — как мы должны интегрироваться в образовательное пространство региона и решать вместе с руководством Омской области те задачи, которые стоят перед российским образованием. Если говорить более конкретно о задачах, то выделю две: приёмная кампания и Кванториум.
Что касается успеха, может, это странно прозвучит, но мне никогда не хотелось успеха для себя. Для меня важнее коллективная победа. Важно с кем-то разделить радость — так она умножается многократно. Личный успех, наоборот, отделяет тебя от других. Я не люблю быть "в отдельности". Соответственно, и критерий успеха — это достижения преподавателей, рост их экспертности, научные открытия, гранты и общественное признание. И, конечно, достижения студентов, их желание учиться и учить, что-то создавать, побеждать, двигаться, к чему- то стремиться. Сейчас у молодёжи проблемы с самомотивацией, и университет помогает им преодолевать это, учит хотеть большего. У нас нереально крутые ребята, я очень ими горжусь!
— Как думаете, придётся ли вам разжигать огонь в глазах сотрудников ОмГПУ? Или команда замотивирована?
— С приходом Ивана Кротта и его команды университет изменился и внешне, и внутренне. Команда живая, но как в любом живом организме здесь идут свои процессы, поэтому сказать, что у всех глаза горят и сердце будет пылать, наверное, нельзя. Все люди разные. Есть те, кто привык работать в своём ритме и не готов включаться в проекты и "гореть на работе". Есть те, на кого можно опереться, кто инициативен, полон идей и планов. Я очень ценю проактивность, готовность работать на общий результат, а не просто проводить пары по расписанию, а после ехать в другой университет, чтобы провести ещё пять пар по расписанию (улыбается). Ценю тех, кто понимает, какие варианты для собственного развития и для развития своих студентов есть смысл предложить, и это, разумеется, может быть дополнительно вознаграждено. Хотелось бы, чтобы коллеги руководствовались при принятии решении общей идеей. Мы много сделали для этого в предыдущие годы, и сейчас важно продолжить эту стратегическую линию, которая ведёт вуз к успеху.
— Назовите самый важный для вас принцип, который одинаково хорошо применим и в жизни, и в работе и всегда помогает вам?
— Принципом это назвать сложно, скорее, это моя стратегия в ситуации, когда не знаешь, как поступить: делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть. Но важно, чтобы это "должен" было твоим внутренним убеждением, а не чуждой идеей, навязанной кем-то извне. Чтобы это было истинным чувством долга как ты его понимаешь. Я стараюсь вкладываться только в то, во что верю. Знаете, с возрастом начинаешь больше ценить не внешние оценки и подкрепления того, что правильно, а что нет, а свою убеждённость в том, что поступаешь верно.
— Вы — первая женщина, возглавившая ОмГПУ за всю 90-летнюю историю вуза. С учётом того, что среди российских педагогов большинство — женщины, можно ли говорить о том, что гендерная "справедливость" наконец восторжествовала? Как вы сами считаете, ректорство — больше женская или мужская работа?
— Я, наверное, парадоксальную вещь скажу, но я в этом смысле скорее традиционалист, чем борец за права женщин. Я абсолютно убеждена, что ректорство больше подходит мужчине. Я воспитана в ОмГПУ, и я считаю, что это управление — скорее мужская прерогатива. Но если рассуждать серьёзно, то в Омске есть женщины-ректоры, которые прекрасно руководят университетами, да и в целом по стране много положительных примеров. Дело не в половой принадлежности, а в самом человеке, его личностных и профессиональных качествах, мотивах, убеждениях, ценностях и в том, чем он руководствуется при принятии тех или иных решений. Ведь что делает руководитель? Он принимает решения. Основания для этих решений заключены в нём самом. В теории управления есть такой принцип: чем выше должность, тем больше требований предъявляется к личностным качествам, а не к профессиональным компетенциям.
— В одном из первых интервью после назначения вы сказали, что "в первую очередь нужно объединить усилия университета и министерства образования Омской области для создания единого образовательного пространства и повышения качества образования в школах региона". Означает ли это, что вы рассчитываете на любовь и приверженность к альма-матер Ивана Кротта, занявшего должность министра образования региона?
— Перед командой стоит задача — распространить те успешные практики, которые появились у университета, на всю систему образования Омской области. Я убеждена, что Иван Кротт очень заинтересован в продвижении ОмГПУ. Была тенденция по стране, что в разных регионах закрывались педагогические вузы, была также тенденция к объединению университетов. И то, что наш университет устоял во всём этом, — большая удача для региона. Мы с Иваном Ивановичем обсуждали этот момент и договорились о том, что мы продолжаем работать в одной команде, просто у него серьёзно расширился круг задач и самое главное — угол зрения, с позиции которого предстоит смотреть и принимать решения. В последние годы позиции университета в региональной системе образования сильно укрепились, и все от этого только в выигрыше. И я рассчитываю на продолжение интеграции, равновыгодной для всех.
— Иван Иванович давал вам какие-то наставления?
— Если честно, у меня ещё нет ощущения, что он ушёл от нас. В кабинете ректора по-прежнему его вещи, потому что всё слишком стремительно произошло и не было времени на "сборы, прощания и переезды". Разговора с советами у нас с ним тоже не было, но мы всегда можем позвонить друг другу. Знаете, он даже из чата ректората не выходит (смеётся). Мы договорились, что он там останется и по мере возможности будет в курсе того, что у нас происходит, может быть, какие-то оперативные вещи сможет решать. Вообще, у нас и до этого был принцип единства единоначалия и коллегиальности, и какие-то серьёзные вещи мы старались обсуждать сообща, и в этом смысле наша команда всегда была сильная, и нельзя было устроить "разброд и шатания", кого-то переубедить или перетянуть на какую-то сторону.
— То есть, я правильно поняла, что участие уже бывшего руководителя в жизни ОмГПУ вас скорее радует и вы планируете продолжать советоваться с ним по важным вопросам, раз не исключили его из "чатика"?
— Конечно, причём не только как с бывшим ректором, но и как с министром образования Омской области. Мне хотелось бы, чтобы он оставался погружённым в те процессы, которые у нас здесь происходят. Потому что от этого зависит и то, насколько успешно мы будем включены в систему образования всего региона.
— А, кстати, не связывает ли руки управленцу приставка "и. о."? Чувствуете себя на испытательном сроке или вообще не думаете об этом?
— Это очень хороший вопрос! Меня приставка не связывает, потому что, если честно, я пока не планирую "вдолгую". Рассматриваю это, скорее, как испытательный срок, причём с двух сторон. Нам ещё с этой должностью нужно присмотреться друг к другу. Я не мечтала стать ректором, это сложная работа и огромная ответственность. Но при этом мне выпал шанс попробовать, и почему бы и нет? Если коллектив в меня верит, руководитель мне доверяет и Министерство просвещения благословило (смеётся).
— Вся ваша жизнь связана со сферой образования. Если бы у вас сейчас была возможность пройти дополнительное обучение по любой программе и в любом вузе мира, где бы хотели оказаться? И какие компетенции обрести или "прокачать"?
— Предложений об образовании больше, чем потребностей здесь и сейчас. Ты смотришь и выбираешь. Я уже говорила о задачах, связанных с построением внутренних коммуникаций, и, наверное, я бы выбрала курс именно по внутренним коммуникациям, как их выстраивать и развивать. Взаимодействие людей — это самое главное. Наш университет этим всегда и славился — готовностью приходить друг другу на помощь, проявлять инициативу, чтобы все одинаково к этому относились и не скидывали свои задачи друг на друга.
— Какой он — портрет сегодняшнего студента ОмГПУ? Кто приходит к вам учиться и насколько осознанный выбор в вашу пользу делают сегодня абитуриенты?
— Студенты очень разные, и сказать, что к нам всегда приходят мечтающие с детства стать учителями абитуриенты, наверное, было бы неправдой. Мотивированных становится чуть больше, но, к сожалению, ребят с хорошей школьной подготовкой по профильным предметам не так много, как хотелось бы. Одна из задач — обеспечивать серьёзное качественное образование, чтобы нам не было потом стыдно за своих выпускников, которые пойдут работать в школы. Хотя и количество заявлений, и средний балл ЕГЭ показывает, что интерес к ОмГПУ растёт.
Радует, что к нам приходят активные ребята, имеющие опыт самоуправления, волонтёрства, проектной деятельности, добрые, отзывчивые. В этом году на 1 сентября в зале были одни первокурсники, но они так реагировали на всё, что происходило на сцене, они с самого первого дня были настолько "наши", это удивительно. Отдельно скажу про выпускников педагогических классов — это наши звёздочки, и скоро их станет больше. Это и ребята из учительских семей, продолжатели педагогических династий. Очень радуюсь, когда слышу: "Мои родители здесь учились". Это своеобразный знак качества.
— Кто всё-таки, на ваш взгляд, самый главный человек в вузе?
— Это настолько сложный вопрос, что я дам на него три ответа. У университета есть три миссии: образование, наука и социальная миссия. Если говорить про образование, то это процесс двусторонний, равно важны студент и преподаватель, и "главных" точно нет. Успех образования зависит от качества их взаимодействия, насколько их цели совпадают, насколько они готовы слышать друг друга. Вторая миссия — это наука. Главный — учёный, исследователь, и университет силён своими исследованиями и научными кадрами. Поэтому во главе стоит исследователь. Третья миссия — социальная, и она связана с реализацией проектов во внешней среде. Здесь главный тот, ради кого это всё задумано и сделано. Это школьник, занимающийся в педагогическом классе, это тот, кто приходит к нам на дни открытых дверей и другие университетские события, это молодой педагог, участвующий в программе постдипломного сопровождения, школьный учитель, член проектной группы или каскадной команды, просто житель нашего города, участник просветительских акций и многие другие. Почему они главные? Потому что человек — это главное, потому что ОмГПУ — это про людей.
Фото: Илья Петров