«Моя мечта — выступить в Омске!» Интервью с начальником Центрального военного оркестра Минобороны России
О полосах разного цвета в жизни людей, страны и городов, табу-произведениях для военного оркестра и о музыкальном образовании в Омске и Москве, — читайте в нашем материале.
Корреспондент "Омск Здесь" поговорила с начальником Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, заслуженным артистом РФ, полковником Сергеем Дурыгиным и расспросила о его пути в музыку с очень важной остановкой — в Омске.
— Сергей Юрьевич, практически все специалисты-профессионалы, музыканты, считают Центральный военный оркестр лучшим в стране. Расскажите хотя бы несколькими штрихами о жизни вашего оркестра?
— Центральному военному оркестру Министерства обороны РФ в 2027 году исполнится сто лет. За всё время своего существования оркестр объехал весь СССР и представлял наше российское военное музыкальное искусство за рубежом. Ещё недавно мы принимали участие в фестивалях военных оркестров за границей.
Руководство Минобороны России уделяет серьёзнейшее внимание культурной составляющей наших Вооружённых Сил и, в частности, работе Военно-оркестровой службы, которой руководит начальник Военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации — главный военный дирижёр, заслуженный артист России генерал-майор Тимофей Константинович Маякин. Центральный военный оркестр МО РФ — главный военный оркестр нашей страны.
Оркестр участвует во всех масштабных массовых мероприятиях, конечно, во всех мероприятиях, связанных с деятельностью главного военного ведомства. Мы всегда на Параде Победы на Красной площади 9 Мая. Музыканты нашего оркестра — творческое ядро на Международном военно-музыкальном фестивале "Спасская башня", который уже много лет проходит у стен Кремля, на главной площади России. Оркестр гастролирует по всей стране, выступает на Сахалине, Курилах, в Хабаровском крае, в Амурской области. Хотя вот в Омске мы ни разу не бывали. Моя мечта — приехать с оркестром в мой родной город и показать мастерство наших музыкантов его жителям, потому что для меня Омск — это особо важное место на карте.
Надо подчеркнуть, что наш основной зритель — это военнослужащие и их семьи. Мы постоянно бываем с концертами в гарнизонах — порой в самых дальних точках страны, на полигонах, в госпиталях для нашей главной публики — людей в погонах.
Программы выступлений у нас самые различные, обширный репертуар позволяет выстроить концерт под конкретную задачу, ту или иную праздничную дату, под конкретную аудиторию. Наши музыканты — профессионалы высочайшего уровня, и долгие аплодисменты зрителей во время всех наших выступлений — тому подтверждение.
— Вы — начальник Центрального военного оркестра главного военного ведомства страны, музыкант, сами пишете музыку. Вы с детства выбрали такой путь, именно музыкальную дорогу?
— Папа у меня был военным. В своё время окончил Омское танковое училище, а мама — музыкант, пианист. Как это обычно бывает, молодые девочки знакомятся с мальчиками, будущими офицерами. И моя мама связала свою жизнь с будущим офицером, поехала с ним по гарнизонам нашей необъятной Родины. В детстве, конечно, я хотел стать военным, как отец. А потом, когда папа служил на Дальнем Востоке (мне было 12 лет), мы приехали в отдалённый гарнизон недалеко от границы с Китаем. В этом военном городке был оркестр. Помню, был какой-то праздник, я, мальчишка, увидел, как марширует и одновременно играет военный оркестр, сверкает медными трубами, а впереди — дирижёр! Я настолько был восхищён этим! Познакомился с музыкантами, поговорил с ними, и решил — хочу стать военным дирижёром.
Когда пришло время поступать в музыкальное училище, меня отправили в Омск, где жили родители моей мамы. Так я оказался в Омском музыкальном училище имени В. Я. Шебалина, через какое-то время стал воспитанником военного оркестра и по окончании учёбы в Омске поступил на военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории.
— Какие воспоминания у вас связаны с омской Шебалинкой?
— Учебное заведение носит имя Виссариона Яковлевича Шебалина, композитора, ректора Московской государственной консерватории. Горжусь тем, что я его земляк. К сожалению, его музыка редко исполняется, но она грандиозная! В Шебалинке преподавали и продолжают преподавать педагоги высочайшего профессионализма. Учиться было очень интересно. Для меня эти четыре года в Омске — что-то невообразимое, полное самых тёплых воспоминаний. Да, я тогда был беспечным ребёнком, не так серьёзно относился к учёбе, может, в силу того, что я мальчик, а прилежнее учатся обычно девочки. Тем не менее, считаю, что получил блестящее образование. И поступал в высшее учебное заведение очень легко, несмотря на огромный конкурс. Всё это благодаря той профессиональной базе, которую получил в Омском музыкальном училище.
— Как складывались отношения с одногруппниками?
— Были замечательные ребята. Вот, например, Света Пономарёва, талантливейшая пианистка, очень хорошо училась, была во всём примером для своих однокурсников. Помимо учёбы мы были заняты и активной общественной деятельностью, устраивали капустники, всё было как-то очень по-доброму. Этот задор давала ещё и особая, творческая атмосфера. Тогда у училища было только одно здание, которое находится на проспекте Маркса. Конечно, места не хватало, и ребята приезжали рано утром и уезжали поздно вечером, а некоторые каким-то образом договаривались на вахте, чтобы остаться на всю ночь и успеть занять класс с самого утра. Поспят два часа, просыпаются, всё — класс занят. Эта творческая обстановка, в которой мы воспитывались, учились, была великолепной. Центр города, рядом — Концертный зал, Органный зал, мы постоянно посещали там концерты. Большим событием был приезд музыкантов из Москвы и Ленинграда.
— А как проводили свободное от учёбы время? Остались ли у вас в Омске друзья с тех пор?
— После 2 и 3 курсов была практика — собирали концертные бригады. В одну команду входили и пианисты, и скрипачи, и духовики, и народники. Вместе с несколькими преподавателями нас отправляли в один из районов области. Жили в местной музыкальной школе, нам там ставили раскладушки. Выступали и в сельских домах культуры, и в поле. Ведь лето — время страды, время сбора урожая. И мы давали там концерт в обед, сельчане с таким вниманием слушали. Это были 1980-е годы. Приезд артистов, даже не очень высокого пока ещё уровня, вызывал огромный интерес. А мы в свою очередь приобретали колоссальный опыт.
В моих воспоминаниях Омск — красивейший город. Я уехал из него в 1989 году. Тогда у меня там ещё оставались бабушка с дедушкой. Сейчас уже никого из родных нет, к сожалению… Редко приезжаю. Хотя остались однокурсники, которые там живут, и мы всегда на связи! Кто-то играет в Омском академическом симфоническом оркестре, кто-то преподаёт в нашем родном училище.
— Расскажите, как проходил процесс адаптации после переезда? С какими сложностями пришлось столкнуться в Москве?
— Мой переезд в Москву на учёбу не был для меня потрясением. Я же в военном заведении учился. Всё было достаточно организованно. Я ходил в военной форме. Утром просыпался, меня кормили завтраком, затем шёл учиться, потом обед, затем опять учёба, ужин, и ложился спать. Конечно, какой-то период привыкания пройти всё равно нужно каждому. Потом легче будет. Хотя всё зависит от характера человека. Главное, всегда должна быть цель, к примеру, получить образование, потом — найти работу и стать высококлассным специалистом. Все начинают с малого, но если ты отдаёшься своему делу со всей душой и страстью — тебя заметят, и пойдёт-пойдёт-пойдёт! Подъём по карьерной лестнице — всё выше и выше. Кто-то не выдерживает, сдаётся. Тут, мне кажется, важно психологический барьер преодолеть.
— Есть ли какие-то музыкальные произведения — табу для вашего оркестра?
— Есть произведения примитивного плана, которые мы никогда не исполним. Много такой музыки, которая, к сожалению, часто звучит по радио, на телевидении. Например, я никогда не стану исполнять произведения из репертуара группы "Ленинград", потому что там присутствует ненормативная лексика. Это неуважение к слушателям, духовная деградация. Для меня в приоритете русские и зарубежные композиторы-классики, русская военная музыка. Она очень богата своими традициями. Это не только марш "Прощание славянки", который все знают. Есть ещё вальс "На сопках Маньчжурии", написанный военным капельмейстером, который воевал в Русско-Японскую войну и создал это произведение в память о своих погибших товарищах. Очень любят слушатели вальс "Амурские волны". Репертуар, как я уже и говорил, огромный! И, надо подчеркнуть, что Центральный военный оркестр исполняет только живую музыку. Мы никогда не исполняем музыку под фонограмму. Могу, кстати, отметить, что в наших концертных программах мы выступаем и с солистами, им очень нравится петь под музыку военного оркестра.
— Если говорить о песнях, то какие по вкусу лично вам?
— Если мы говорим о песенном творчестве, то оно было прекрасно в нашей стране в советский период времени. Эти песни писали профессиональные композиторы и поэты мирового уровня, наши классики ХХ века — Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Арно Бабаджанян, Марк Фрадкин, Никита Богословский, Микаэл Таривердиев и многие другие. Эти песни — не только о войне и патриотизме, там много любви, лирики, глубочайшего смысла. Они искренние и правильные. И музыка профессиональная, очень красивая. Сейчас, к сожалению, я не могу кого-то выделить из современных композиторов-песенников, исполнителей. Есть, конечно, певцы, чьё творчество на должном уровне. Леонид Агутин, например. И он сам, кстати, профессионал, высочайшего уровня музыкант. У Филиппа Киркорова много красивых песен. Жаль, что некоторые талантливые артисты в сегодняшней политической ситуации повели себя некорректно. Впрочем, их творчество в нашей стране никто не запрещает. Мы можем исполнять и украинские народные песни, нам этого тоже никто не запрещает. А в Европе русская музыка под запретом. Впрочем, полгода позапрещали, а сейчас снова звучит "Щелкунчик" Чайковского, и "Борис Годунов" Мусоргского снова в репертуаре Ла Скала.
— Экспериментируете ли вы над форматами концертов, когда это возможно?
— Мы часто проводим концерты-лекции. За полтора часа мы исполняем какое-то количество произведений, рассказываем историю, как они были написаны: по какому случаю, в какую эпоху, в какой период времени. Надо сказать, что даже музыка и история — некое единое целое.
— Кстати, совсем недавно страна отмечала День защитника Отечества, как вы считаете, это праздник всех мужчин? По-вашему, Родину можно защищать только на поле боя или у каждого своя миссия и свой участок?
— Сейчас наша страна переживает нелёгкие времена. И у каждого за спиной свой Сталинград, своя зона ответственности. Но мы все в одном строю. Низкий поклон нашим воинам, нашим мужчинам, которые на передовой. Поклон и тем, кто в тылу, работают на заводах, в том же Омске. У нас огромное количество заводов, которые работают на оборонку. Это тоже настоящие герои. А ещё наши педагоги, которые воспитывают детей и подростков в школах, в институтах, которые объясняют молодым людям, что такое хорошо, что такое плохо. Идеология — это очень важно. Можно выиграть войну, но проиграть идеологию. Что произошло в 1991 году? Наши слабые руководители предали, продали страну, её историю, её традиции, её идеологию. От этого большинство нынешних проблем.
— Если бы сейчас приехали в Омск, где бы хотели оказаться?
— Однозначно в силу своей профессии я послушал бы концерт Омского симфонического оркестра. Всегда, когда приезжаю в Омск, захожу в своё родное музыкальное училище, в свою Шебалинку. Сейчас там директор — замечательный человек Олег Владимирович Неупокоев. Тоже, кстати, её выпускник. Я однажды в воскресенье приехал. Меня пропустили. Прошёлся по училищу. Так приятно. Это моя юность. Это особое душевное тепло тех лет. Это первая любовь. Это улицы, где памятен каждый дом. Слава богу, Омск не тронула война. Здесь много памятников архитектуры. Очень люблю прогуляться по омским улицам. Увы, уже не сохранились деревянные дома со "Звездой Давида" за Музыкальным театром, там раньше жили зажиточные купцы. Красивейшие здания. Любимая улица Ленина, сейчас — Любинский проспект. Тарские ворота. Люблю выйти к Иртышской набережной.
Омск оставил яркий след в моей жизни. Обязательно приезжаю на кладбище. Это традиция. Поклониться предкам своим. Деду — ветерану Великой Отечественной войны.
А ещё Омск прекрасен своими жителями. Очень надеюсь и верю, что Омск начнёт расцветать своей мощнейшей промышленностью. Замечательно, что продолжает жить богатейшая культура Омска — это не только музыка, это и художественное творчество, и литература.
— Многие ругают Омск за то, что он недостаточно хорош, развит и перспективен…
— Бывают серые полосы в жизни, бывают белые. Как у человека, так и у города, страны, самой истории. От худшего мы обязательно устремляемся к лучшему. Главное, верить, что всё будет хорошо. И каждому вносить свою лепту в большое доброе дело! Я вот, например, очень верю, что моя мечта — выступить с оркестром в Омске — обязательно сбудется!
Фото автора