Земля и недвижимость: в мэрии Омска подсчитали, как пополнить городской бюджет

0

Земля и недвижимость: в мэрии Омска подсчитали, как пополнить городской бюджет

Проблемы есть, но план можно перевыполнить, — уверен Дмитрий Махиня.

Сегодня, 10 ноября, в ходе заседания комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета обсуждались возможности пополнения городской казны.

Как описал ситуацию приглашенный на заседание директор департамента имущественных отношений мэрии Дмитрий Махиня, основных направлений наполнения городской казны, которыми управляет вверенный ему департамент — четыре. Это аренда муниципальных земельных участков, купля-продажа муниципальных земельных участков, аренда городской недвижимости и ее купля-продажа. Сюда же стоит отнести контроль за использованием земельных участков и управлением муниципальными инженерными сетями.

В структуре доходов, по прогнозу на 2023 год, департаменту определен план в размере 1 млрд 452 млн рублей. Он, скорее всего, будет перевыполнен, — уверен Дмитрий Махиня.

В структуре плана основная часть — арендная плата за земельные участки. Как муниципальные, так и не разграниченные. В прогнозе — это 875 млн рублей.

Поскольку это основной источник, о нем в первую очередь и отчитался глава профильного департамента.

Так, арендная плата за земельные участки в Омске рассчитывается по методике, утверждаемой в отношении неразграниченных участков облправительством, а в отношении муниципальных — Омским городским советом. Методики аналогичны, здесь учитывается кадастровая стоимость, умноженная на коэффициент вида разрешенного использования.

«В 2023 году планируется как изменение базы, так как в настоящее время Минимущества проводит работу по пересмотру кадастровой стоимости в отношении земельных участков. И с будущего года этот показатель изменится. Просматривается незначительное повышение», — сообщил Дмитрий Махиня.

И также в мэрии дет подготовительная работ по пересмотру самих коэффициентов в отношении земельного участка — они действуют уже три года, с 2019-го. За это время изменились и экономическая ситуация, и сам классификатор видов разрешенного использования.

«Соответственно, мы прогнозируем увеличение поступления доходов от аренды земельных участков в 2023 году.

Это, кроме прогноза, определенные действия совершали и в течение 2022 года. На минувшем заседании горсовета был введен дополнительный повышающий коэффициент для объектов, которые в течение длительного времени не строятся — на уровне 2,2», — заключил Махиня. 

Второй блок — купля-продажа земельных участков. Департамент выступает здесь стороной по сделкам. Порядок — заявительный.

«И уже четвертый год мы видим рост заинтересованности бизнес-сообщества в приобретении земельных участков. Планы, которые мы ставим ежегодно, они в связи с обращениями граждан и юрлиц перевыполняются.

Я считаю, что это связано с тем, что в 2020 году Омским горсоветом приняты изменения в правила землепользования и застройки, установившие предельные размеры участков для их выкупа. И с этой поры мы демонстрирует достаточно стабильный рост доходов по данной статье», — констатировал глава департамента.

Следующий блок — аренда муниципального имущества. Здесь существует определенная проблематика. На сегодня около 180 муниципальных объектов еще могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, но ими почти никто не интересуется.

«Эти списки у нас ежемесячно обновляются и публикуются на сайте мэрии. Но, к сожалению, эти объекты у нас мало востребованы. Это связано с их сложным состоянием. В большинстве случаев постройки требуют существенных вложений, при этом на муниципальном уровне у нас нет возможности компенсировать арендаторам вложенные в ремонт помещений средства. Соостветственно, целый блок помещений простаивает. Хотя мы постоянно проводим аукционы, размещаем объявления на сайте мэрии, сделали интерактивную карту, с помощью которой можно сделать предварительный анализ данных о помещениях», — сокрушается чиновник.

Следующий блок — купля-продажа муниципальных нежилых помещений. Здесь мэрия реализует программу приватизации. Продолжает быть востребован выкуп муниципального имущества в рамках 159-го Федерального закона. Также стабильно идет перевыполнение планов.

«Наниматели, арендующие помещение два года, не имеющие задолженности и добросовестно использующие имущество, имеют право выкупить его без торгов с рассрочкой на 8 лет. На сегодня у нас уже 80 таких договоров. Купля-продажа состоялась, предприниматели выплачивают рассрочку», — отметил Дмитрий Махиня.

Кроме того, существенной частью работы профильного департамента мэрии по увеличению доходов в городской бюджет составляет контрольная функция за городской землей. Она продолжает реализовываться.

Плановый показатель на 22 год был 27 млн рублей дохода от муниципального земельного контроля. Уже фактически на 1 ноября поступило 52 млн рублей доходов.

«С одной стороны это говорит о высокой эффективности нашего контроля. Но с другой стороны — достаточно большой блок предпринимателей по-прежнему используют землю без правовых оснований. Вот мы и выявляем их в рамках данной работы», — рассказал Махиня.

Есть и еще одна проблема: в Омске — целый перечень пустующих муниципальных помещений. Они не востребованы, сдать их в аренду не удается. И в мэрии хотят проработать возможности зачета в счет арендной платы ремонта этих помещений, чтобы повысить их ликвидность.

«Вопрос, безусловно, сложный. Поскольку зачет ремонта — это определенная ответственность тех лиц, которые должны будут эти ремонты принимать. Когда мы выполняем работы за счет бюджета рамках 44-го закона, где сформировались цены материалов и работ на конкурсной основе. Если предприниматель делал работы сам, мы должны будем предпринимать четкие критерии — что засчитывается, а что нет. Ведь предприниматель может захотеть и золотые панели устроить. Планируем эту работу начать и совместно с горсоветом разработать порядок учета таких затрат», — заключил Дмитрий Махиня.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.