«Дочь всегда спрашивала, почему мы не такие как все». Интервью с дрессировщицей гастрольного цирка
Артистка цирка рассказала, почему её дочь сменила 28 школ за пять лет и как можно уживаться с десятью животными под одной крышей.
Елена Гончарук
• дрессировщик
"Омск Здесь" побывал в гостях у Елены Гончарук, дрессировщицы, а в прошлом акробатки легендарного цирка Никулина. Столько любви и мимишности под одной крышей больше не увидишь, наверное, нигде.
— Елена расскажите, почему вы решили свою жизнь посвятить цирку и дрессуре?
— Скажу сразу, что у нас не актёрская династия. Муж — учитель истории, я менеджер-экономист. Наташа, моя сестра, тоже оказалась случайно в цирке. Наша мама в детстве отдала нас на акробатику в "Сибирский нефтяник". Потом начались девяностые, к сожалению, кружок закрылся. Мы закончили свою акробатическую деятельность, деваться было некуда. Уже будучи студентками, решили с сестрой ходить в цирковую студию, там и остались.
Наташа — эквилибрист. Стоя на руках, выполняла разные трюки. Я выступала с обручами. Супруг Андрей тоже попал в цирк через институт. Он тогда учился в Красноярске, и у них при вузе был цирковой кружок.
Животные у нас появились позже. Начинали мы с попугаев, потом приобрели шпицев и енотов. Мы тогда работали в стационарном цирке, и директору очень нравились наши программы, он просил, чтобы с такими "артистами" выступали только мы. Вот так постепенно у нас появилась стая из шести шпицев, еноты, обезьянки-лапундеры и два самоеда.
— Как так получилось, что вы вместе с супругом занимаетесь одним делом?
— Мы познакомились уже в цирке. Приехала я со своей программой, и его труппа — со своей. А потом мы стали выступать вместе. Андрей начинал с воздушной гимнастики. У него был номер "Антипод". Все артисты жонглируют руками, а он, наоборот, ногами, лёжа на спине. Вообще, это считается женский жанр, но так как он мужчина, то он усложнил номер. Добавил трёхметровую лестницу, которую держал на ногах. На эту лестницу забиралась я, ложилась наверх и на спине крутила обручи. Ни разу мы не падали. Хочу сказать, что я очень боюсь высоты. Суть в том что, пока ты не будешь доверять тому, кто внизу, можешь даже на первую ступеньку лестницы не ступать.
— Расскажите, как проходили ваши первые номера уже с животными, всё ли получалось, какие эмоции испытали?
— Наш первый питомец — это попугай Арчи, сейчас ему уже 15 лет. Главное — научить его держаться на публике. Мы с ним танцуем, он выполняет несложные команды. Люди приходят в восторг, когда видят, как он проворачивает голову на 360 градусов. Конечно, когда стало получаться, номера стали интересней, эмоции были только позитивные. Отдача от зрителей очень много значит для нас, она заряжает.
— Расскажите, как к вам попали ваши питомцы?
— Самый первый — попугай Арчи и его подружка, мы их купили в зоомагазине. Тогда им было полтора года. Так как они были уже взрослыми, то уже имели свой характер.
Шпицев покупали у одного заводчика, а самоедов мы получили случайно, их отдавали недорого по объявлению. Виши — самый главный и побольше всех остальных. Эрик — его братик, ласковый, у него кучерявая спина. Утаки — самый маленький у нас и хвостик у него маленький. Урфин Джюс — самый серьёзный товарищ, он всё время в стороне, ему никто не нужен. Рыженький у нас появился совсем не запланировано. На тот момент Лиза оканчивала начальную школу и захотела свою собственную маленькую собачку. Папа ей поставил условие, если она окончит на одни пятёрки, то купим ей собаку. Вот так он и с нами.
Обезьян Сашу и Пашу мы покупали в Барнауле на заказ в зоомагазине, когда они оказались у нас, то были совсем малютками. Заводчик уверил, что им полгодика, на деле им было по полтора месяца. Сначала выкармливали их из пипетки, а потом они ели детское питание. Они братья, когда у них начался подростковый период, то они перестали ладить, очень сильно дрались, пришлось их расселить друг от друга.
Енотов мы приобретали тоже под заказ. Нам прислали их тоже очень маленькими. Котятки были такого размера, что пролезали в серёжку-кольцо. Детёныши енотов едят только козье молоко, другое не переваривают. Вот так их выкармливали и выращивали.
— Как вы понимаете, что животное обучаемо и не боится сцены? Есть ли животные, совершенно неприспособленные к работе в цирке?
— Да, по ним видно. Например, у меня было шесть шпицев, из них всех на спине лежат только двое — Урфин и Утаки, да ещё и делают кувырок. Два брата кувыркаются в разные стороны. Мы смотрим по мере роста собаки, на что она способна, и тогда создаём номер под собаку. Никогда не будет такого, если я хочу чтобы она прыгала, то она обязательно будет прыгать, может, по своей природе этого не умеет. Мне проще взять другую собаку и выявить её способности, чем бесконечно учить ту, которая не способна на эти вещи.
— У вас гастрольный образ жизни, вы путешествуете по всем городам России. Расскажите, как вам удалось "в дороге" растить дочь?
— У Лизы были постоянные истерики по поводу нашего образа жизни. Дочь всегда спрашивала, почему мы не такие как все. Как ты объяснишь ребёнку, почему мы работаем в субботу и воскресенье, а в понедельник у нас выходной. Начальную школу она жила с бабушкой, а с пятого по девятый класс она уже ездила с нами. За 5 лет сменила 28 школ. У неё очень много друзей, разбросаны по всей России. Со всеми, с кем у нее складывалась дружба, она до сих пор общается.
— Я знаю, что пару лет назад у вас была двухкомнатная квартира. Теперь вы переехали в большой дом, чтобы в нём было место со своими "артистами" жить под одной крышей. Все ли дрессировщики так поступают?
— Да, у нас была двухкомнатная квартира, но пять лет назад, перед пандемией, мы находились на гастролях, в Омске практически не появлялись, за эти пять лет наша пушистая актёрская труппа разрослась так, что возвращаться со всеми ими в городскую квартиру просто было невозможно. Нас выручили наши друзья, они предоставили нам утеплённый и благоустроенный гараж, где мы коротали время во время продажи квартиры. Теперь у всех есть своё место, для животных мы обустроили целый этаж, им там просторно, а для собак есть внутренний двор, где они могут гулять в любое время.
Мы так поступили, потому что они нам как детки, каждого мы вырастили, выкормили с пипетки, как их можно держать где-то отдельно от нас. За других ответить не могу, но в нашем окружении так, наверное, поступил бы каждый.
— Как все они уживаются на одном пространстве, они же такие разные?
— Прекрасно они уживаются. Всех мы старались покупать по двое, чтобы им легче было влиться в стаю. Попугаев тоже было двое, к сожалению, подруга Арчи сильно болела. Енотов тоже было двое, но один был слепой и агрессивный, нам пришлось его отдать в добрые руки, с нами остался только Яша. За девять лет все привыкли друг к другу. Один попугай Арчи у нас сторонится всех. Молча наблюдает за нами, но главное, что ему не одиноко.
— Каких методов дрессировки вы придерживаетесь?
— Я их не дрессирую, а воспитываю. Перед тем как завести каждого из них, мы с супругом читали очень много книг по воспитанию, дрессировке и психологии животных. Перелопатили тонну книг про содержание, особенности питания, предпочтения. Я же не взяла алабая и не вышла с ним на сцену. Раньше перед выступлением мы стояли фотографировали с животными всех желающих, они сидели на тумбах. Дети подбегают и по неосторожности засовывают руки в рот, в глаза, везде. Я же не посажу агрессивную породу. У меня обезьяна выросла на фотографиях, никто её не боялся. Все мои животные самые добрые и ласковые, другого нам и не нужно.
— Чем отличается дрессура в маленьком частном цирке и в государственном?
— Да ничем особо не отличается. Разве что в больших цирках стоят камеры, там следят за тем, чтобы не наказывали животных. Если брать те сюжеты, которые сейчас крутятся в интернете, особенно тот, где обезьянку раззадоривают палочкой: якобы её бьют, а она безумно орёт, будто ей больно. На самом деле этот приём называется "стек". Вот собака, например, меня не слушает, но мне нужен результат. Я до попы её достать не могу. Я прикасаюсь палочкой к её попе и говорю "сядь", и она садится. Любая дрессура так проходит.
Самая жестокая дрессура, по моему мнению, это в кинологических центрах. Там можно по носу ударить собаку и резкие пугающие движения поощряются. Андрей работал в таком центре 10 месяцев, насмотрелся. Мы такое не приемлем. Все давно пришли к тому, что в цирке не может быть жестокости, иначе ты не получишь аккредитацию.
Аккредитацию получил — получил разряд. Камеры стоят везде, где только можно. Всё это наблюдается. Самое большое наказание за непослушание — это крепкое русское слово.
Ещё раз повторюсь, что дрессировка — как воспитание детей. Есть родители, которые гуманно воспитывают детей, а есть те, которые лишены родительских прав за жестокое обращение с ребёнком. В цирке точно так же.
— Вы сами создаёте номера? Где черпаете идеи для представлений?
— Номера все придумываю сама. Структуру тоже выстраиваю самостоятельно и шью костюмы тоже я. Номера строятся не по моему желанию. По мере роста и взросления животного я смотрю, на что оно способно, от его природных навыков и отталкиваюсь.
— Случались ли у вас недопонимания с животными во время тренировок? Как они проявляют недовольство или агрессию?
— Агрессию они не проявляют, но могут начать баловаться. Здесь выручает только терпение и умение показать, кто главный. У нас были два шпица, которые ни в какую не сидели во время тренировки, они бегали по манежу без конца. Также был у нас слепой енот, но с ним у нас дело до тренировок не дошло. Так как он плохо видел, то воспринимал каждое моё движение как агрессию, я ему даже миску с едой поставить не могла. С енотом Яшей немного сложнее. Эти животные практически не приручаются, и он часто капризничает. В таком случае мы просто не берём его с собой на выступление.
— Как вы с ними проводите время вне тренировок и командировок?
— Самоедам нужно бегать и много ходить, они же ездовые собаки. Поэтому каждые выходные мы отправляемся на длительные прогулки. Енот у нас иногда свободно перемещается по дому, но за ним следить нужно. С обезьянками-лапундерами мы тоже общаемся, можем и телевизор посмотреть и чай попить. Попугай тоже иногда выходит из своей клетки, любит со стола брать печеньки, у него даже есть любимая чашка.
— Расскажите интересный случай про кого-нибудь из своих питомцев.
— Расскажу про попугая, ему уже 15 лет, а живут они до 90 лет. В любой книге по содержанию попугая ара написано: если вы решили завести попугая ара, то в первую очередь подумайте, кому вы его передадите по наследству.
Мы тогда работали в Барнауле. Как-то, гуляя с супругом по торговому центру, я увидела в зоомагазине двух попугаев ара. Мне так захотелось их купить. В то время каждый из них стоил по 200 тысяч. Наши гастроли в Барнауле подошли к концу, мы получили свой гонорар и полностью его отдали за покупку одного попугая. Чтобы забрать и второго, нам пришлось занимать денег у директора цирка. Где-то через месяц он вылез из клетки и вылетел. Его не было два дня, всё это время мы искали его в городе и по окрестностям. В 99 % случаев если попугаи улетают, то уже не возвращаются. Они могут залететь в окно к другим людям либо сесть на балкон. В результате нам подсказали дачники, что видели его в районе садоводства на берёзах. Мы его сманили вниз только едой.
— Напоследок, ответьте, что важнее для дрессировщика терпение или любовь к животным?
— Конечно же, любовь! Если не любишь животных, то и дрессировщиком не станешь. Да и потом, они же как дети, мы их и любим и держим в строгости, воспитываем. Если относиться без любви к своей профессии, то ничего не получится.
Фото: Дарья Панурова, из личного архива героини публикации