Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 53. АиФ в Омске № 53 30/12/2020

правительство Омской области

Пока мы на земле спасаемся от коронавируса, астрономы, среди которых есть омичка Ольга Смолянкина, открыли новую звезду.

Чем ещё запомнился звездочётам 2020 год, как оказалось, весьма богатый на события, и что нас ждёт впереди? В 2021-м исполняется 60 лет первому полёту человека в космос.

В небо – стоя на земле

Руководитель Омского планетария Владимир Крупко рассказал, что в дни зимнего солнцестояния весь мир наблюдал за редким астрономическим явлением. На небе сошлись две самые крупные планеты Солнечной системы – Сатурн и Юпитер. Причём они оказались на максимально коротком расстоянии друг от друга. В телескоп были видны облака Юпитера, кольца Сатурна и их спутники. Такое же событие произошло на Земле в 1623 году – и при жизни нынешнего поколения и пары-тройки последующих уже не повторится.

Статья по теме

Звёзды над головой. Почему школьникам необходима астрономия?

«Помимо этого, в 2020 году наблюдалось противостояние Марса с Землёй, оно было очень большое. Марс даже был ярче Юпитера, а это случается раз в 15-17 лет. В октябре были видны долины на Марсе, тёмные и светлые пятна. А помните, все пугали летящей к Земле кометой? – рассказывает Владимир Крупко. – Комета Neowise очень близко подошла к нашей планете, была видна человеческим глазом».

А самое нерядовое событие из жизни омских астрономов – открытие новой звезды. В конце ноября в созвездии Персея её почти одновременно заметил японский астроном-любитель Сэйдзи Уэда и российский клуб исследователей, в котором состоит Ольга Смолянкина из Омска. Правда, японец опубликовал свои данные раньше и стал первооткрывателем.

Руководитель планетария также анонсировал другие редкие астрономические явления, которые смогут наблюдать в Омской области в 2021 году. Правда, сожалел, что мы вступили в полосу, когда на небе не будет зрелищных событий. В 2022 году – лунные и солнечные затмения, а вот в 2030-м состоится кольцеобразное затмение Солнца.

Ближе к звёздам, чем кажется. Астрономия и космонавтика в период пандемии

В 2021 году омичи будут наблюдать уникальные астрономические явления. Фото: pixabay.com

Он сказал: «Поехали!»

Главное событие в космонавтике 2021 года – 60-летие полёта первого человека вокруг Земли. Скажете, где космос, а где Омск? Гагарин бывал в нашем городе уже в статусе космонавта. А создатель ракет и основоположник практической космонавтики Сергей Королёв находился у нас в эвакуации. Правда, прибыл в Сибирь под конвоем в составе инженеров конструкторского бюро НКВД – ЦКБ № 29. Разместили заключённых «шарашки» в небольшом двухэтажном здании по 2-й Транспортной, 24 (сегодня там располагается детская поликлиника № 5). Королёву на тот момент было 34 года. Вполне возможно, именно тогда он не только мечтал о полётах в космос, но и готовил чертежи будущих ракет. Бюст основателю советской космонавтики установлен в Омске на улице его имени.

Новость по теме

Омские астрономы наблюдали комету, которая видна раз в 110 тысяч лет

А вот ещё одна достопримечательность, связанная с космосом – мемориальная доска Циолковскому на стене гимназии № 115. Любопытный факт: научный архив Константина Эдуардовича хранился в Омске во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Об этом рассказывает народный учитель СССР Лидия Кичигина. Именно она с супругом Владимиром Кичигиным стала вдохновителем создания музея космической славы в школе № 55. Он был открыт в Омске 12 апреля 1973 года. Главный экспонат музея – настоящая космическая капсула, в таких спускаются на Землю.

Есть в Омске и свой космонавт -Юрий Исмаилов, испытатель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина, член Академии медико-технических наук РФ. Он был в одном отряде с Валентиной Терешковой. Юрий Фёдорович четыре раза дублировал полёты, но в космосе так и не побывал.

«Ангара» на луне

Главным космическим предприятием Омска является ПО «Полёт», вошедшее в государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева. Если раньше в Омске для перспективной ракеты «Ангара» собирали только некоторые части, то теперь изделие будет целиком производиться в нашем городе. Об этом сообщил во время недавнего визита в Омск глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

«Ориентировочно в декабре 2023 года «Ангара» выведет на околоземную орбиту корабль без экипажа, в 2024-м – со стыковкой, в 2025-м – с экипажем. К 2027 году мы планируем испытание «Ангары-А5В», – рассказал глава Роскосмоса о перспективах ПО «Полёт». – Кроме того, в России стартует так называемая лунная программа. Запуск станции «Луна-29» с космодрома Восточного намечен на 2028 год. К спутнику Земли аппарат доставит та самая ракета-носитель «Ангара А5В» с водородными двигателями».

Вся «Ангара» станет омской. В Роскосмосе решили освоить Луну

Понятно, что для такого производства нужны квалифицированные кадры. Опережая это, в 2015 году в омской школе № 118 открыли ракетно-космический класс. До этого в реализацию целевой программы «Школа – вуз – предприятие» включились инженерно-технический лицей № 25, 55-я школа и некоторые другие. В 2019 году для детей открыли кванториум – ультрасовременный центр, в 2020-м приобрели его передвижной аналог. Теперь дети города и села имеют возможность изучать самые передовые технологии.