Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка
Светлана Горчакова в Москве получила награду из рук министра культуры РФ Ольги Любимовой. Торжественная церемония проходила в Российском фонде культуры. В борьбе за высокую награду в 2020 году приняли участие 446 педагогов из 56 регионов России. И лишь 10 были отобраны в финал.
Премию – в развитие
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Светлана Сергеевна, как прошла церемония и что вы почувствовали, когда узнали о победе?
Светлана Горчакова: Это для меня неожиданное и потрясающее событие. В состав жюри вошли ректоры ведущих творческих вузов России, известные деятели искусства и культуры. Организаторы всё продумали до мелочей, было красиво, душевно, трогательно. Перед нами выступали талантливейшие дети, и было необычно находиться в этом месте рядом со знаменитостями.
В церемонии приняла участие министр культуры Ольга Любимова. Она тепло поблагодарила за то, что мы с честью переживаем такой трудный год, и она понимает, какой невероятный труд стоит за каждым ребёнком.
Фото: АиФ/ Владимир Казионов
— Жюри держало всё в секрете до последнего?
— За пять дней до вручения нам сказали — выберут из десяти пять победителей и кто-то получит Гран-при. Сначала вручали дипломы участников, цветы. Я не ожидала, что пройду, и, когда назвали моё имя, на мгновение потеряла дар речи. Меня поздравляли люди из всех регионов, телефон разрывался.
— Что будете делать с наградой?
— Мы будем вкладывать деньги в своё развитие — в посещение симпозиумов, фестивалей. Для творчества.
Фото: АиФ/ Владимир Казионов
Увлечь своей энергетикой
— Сколько лет вы занимаетесь керамикой?
— С детства: я училась в художественной школе № 1, сейчас она имени Санина, и у меня была преподаватель Любовь Сергеевна Петелина. Туда я бегала на занятия по керамике. В вузе на худграфе педуниверситета не занимались керамическим искусством. Спустя годы после окончания университета на факультете открыли это направление. Это дало возможность обмена опытом с педагогами вуза. Мой педагогический путь начался в детской школе искусств №15 в микрорайоне Входном, где я увидела маленькую печку — и сердце затрепетало.
Новость по теме
В Омске фестиваль керамики завершился огненным шоу
— У вас совершенно уникальная художественная школа, керамика — лишь одно из направлений.
— У нас пятилетнее обучение по федеральной предпрофессиональной программе «Художественная керамика», это направление — единственное в регионе. Многие из наших выпускников не раз становились стипендиатами Омской области и города, принимали участие в различных выставках, ездили на творческие смены в лагеря «Орлёнок», «Артек», «Сириус».
Многие поступили в вузы, колледжи, связанные с декоративно-прикладным искусством, и сегодняшние учащиеся планируют. Даже если дети не пойдут учиться дальше по художественной специальности, наша школа своей подготовкой формирует культурное пространство города.
Фото: АиФ/ Владимир Казионов
— Какой у вас стаж педагогической деятельности и что нужно, чтобы найти общий язык с детьми? Секрет какой-нибудь есть?
— Стаж больше 20 лет. Главное — желание, терпение. Наши дети много занимаются — пять учебных часов в день, три раза в неделю. Мы даём понимание детям, что творчество — это труд, стремимся всей своей энергетикой увлечь, захватить наших учеников. Отдавать максимум своих знаний, делиться навыками.
В последние годы, когда мир открылся, появился интернет, нам стали доступны новые возможности. Мы посещаем керамические фестивали, проводим свои, общаемся с другими регионами. Я считаю, что дети получают знаний больше, чем в вузе.
Фото: АиФ/ Владимир Казионов
А секрет такой: успех любого преподавателя в том, что он должен безгранично любить своё дело и жить этим. Наша ДХШ для меня даже не второй дом, это моя жизнь. Я помню каждого ученика, каждую работу, что происходит на данный момент, как проходит обжиг. Каждый раз с трепетом достаю из печи работы детей.
Пять часов на занятие
— Со скольких лет идёт набор?
— На подготовительное отделение с семи лет, а на серьёзные занятия в 1-й класс керамики лучше отдавать с 10-11 лет, чтобы ребёнок выдержал такую нагрузку. В программе отведены часы на рисунок, занятия по живописи, композиции, обязательна история искусств.
Фото: АиФ/ Владимир Казионов
— С чего начинается работа с детьми? Что самое первое?
— Работа с пластом. Глину нужно почувствовать. Мы её мнём, что-то в ней отпечатываем. Дети пытаются понять, что это за материал, как он себя ведёт. И это очень разный материал — какая-то глина подходит для мелкой пластики, какая-то для монументальных работ.
— А свистульки ваши воспитанники могут слепить?
Новость по теме
Омский мастер сделает из глины огромную скульптуру
— Естественно, без народных промыслов никуда. Мы развиваем любовь к народной культуре, изучаем гжельскую керамику, абашевскую, скопинскую, каргапольскую игрушку. В младших классах делаем свистульки, простые фигурки. Ребята лепят кружки без гончарных кругов. Изучаем и другие техники, например японскую технику раку. Стараемся показать детям разные грани керамики.
— У вас больше девчонок или мальчишек?
— Есть и мальчики, и девочки. В прошлом выпуске было трое талантливых мальчишек. Дважды становился стипендиатом Даниил Федорченко. Учатся у меня его брат Марк и сестра Лиля. Уже целая семья получается.
Барышня из прибрежной глины
— Свою первую работу помните? Сколько вам было лет?
— Мне было девять лет. На берегу Иртыша собирала комочки глины — и слепила барышню. Конечно, не обжигала. Потом педагог научила меня, как правильно лепить тарелочки, лошадок.
Фото: АиФ/ Владимир Казионов
— Есть ли какая-то особенность у омской керамики?
— Если говорить о сибирской керамике, сложно судить однозначно. Я посетила многие регионы, была возможность изучить работы и по интернету. Есть свои особенности в Новосибирске, Красноярске, в Ханты-Мансийске. Художники опираются на специфику своей культуры, территории. Кто-то использует орнаменты, традиции народных промыслов. Если говорить об Омске, это смешанная культура. И мы стараемся развивать современное отношение к керамике.
— Нам кажется или действительно это так — к керамике сейчас особый интерес?
Статья по теме
Всегда в процессе творчества. Керамистика в Омске будет развиваться
— Да, керамика сейчас очень актуальна, разные поколения ею интересуются. Во многих городах открываются студии. А мы мечтаем, чтобы наша школа стала центром керамики. Организуем мероприятия, которые привлекают к нам со всех сторон художников-керамистов. К нам приезжают из Красноярска, Новосибирска, Томска, Рязани, других городов. Мы стремимся быть интересными для всех. Кстати, благодаря настойчивости администрации нашей школы в Дельфийских играх открыли номинацию по керамике, которой не было с 2009 года. Мы поучаствовали — и Омск прозвучал в победителях. Наша Даша Пономаренко завоевала бронзу.
— Практический вопрос — где вы берёте глину? Не всякая ведь подходит.
— Раньше сами мяли глину руками. На это уходят силы. Заказать её проще. Индустрия развивается, каждый месяц — новая глина, новая глазурь. В керамике безграничное пространство для творчества и самореализации. Глина бывает красная, коричневая, серая, чёрная, с вкраплениями — можно и без глазури обойтись. Вместе с известным гончаром Андреем Задерием получается создавать удивительные вещи. Огненную скульптуру его видели? Впечатляет?
Фото: АиФ/ Владимир Казионов
— Вы бывали на других территориях, а там как с керамикой? Есть интерес?
— Очень понравился Красноярск, я влюбилась в этот город, в этих творческих людей. Не случайно лучшей стала детская школа искусств из Красноярска. Они получили миллион на развитие. Сильный Новосибирск. В Ханты-Мансийске трудится коллега. Хорошие школы в Томске, Тамбове, в Толятти есть школа имени Марка Шагала, все они меня поздравляли с победой. Но я считаю, моя победа не только личное достижение, а успех всей нашей школы, коллектива, всей омской культуры. Преподавателя по декоративноприкладному искусству впервые отметили на таком высоком уровне.
— У художников есть громкие имена, а есть такие у керамистов?
— Очень много! Из Новосибирска Алёна Залуцкая, Алишер Назиров из Узбекистана, наш земляк Андрей Задерий, Галина Сметанина из Рязани, гончар Андрей Салтан из Томска, Елена Александровна Краснова из Красноярска и много других. Это лишь малая часть, кого я знаю лично, есть весомый список мэтров. У всех есть ученики: художникам без педагогики не обойтись — нам это важно.
— Каждый год одно и то же…
— Нет, не согласна. Каждый год всё по-разному. Мне было бы скучно заниматься одни и тем же. Я всегда нахожу что-то новое.