Башкирский эксперт: «Чем меньше вирусов попало в организм, тем выше шанс переболеть легко»
Заразить ковидом намного легче, чем другими вирусами
Власти Башкирии призывают жителей соблюдать социальную дистанцию и носить маски, надеясь встретить сентябрь с хорошей эпидемобстановкой. Решения об усилении или ослаблении режима повышенной готовности им помогают принять специалисты проектного офиса по прогнозированию ковид-19.
архив мк
Его руководитель от БГМУ, профессор, доктор медицинских наук Науфаль Загидуллин рассказал, почему новый вирус оказался столь агрессивным.
Проектный офис по прогнозированию коронавирусной инфекции в Башкирии был создан в марте этого года. В него вошли специалисты БГМУ и УГАТУ — медики занимаются изучением течения болезни, а математики — моделированием ее развития.
— Прогнозирование помогает понять, когда нужно вводить или снимать карантин, необходимы ли меры ужесточения, — объясняет Науфаль Шамильевич. – В течение нескольких месяцев мы делали прогнозы на основании открытых данных о числе заболевших, умерших, выздоровевших. Наши данные показали достаточно высокую эффективность.
— А какой горизонт прогноза?
— Семь-десять дней, на более долгий срок прогнозирование не столь эффективно.
— Потому что новая коронавирусная инфекция отличается от других?
— Совершенно верно. Вообще коронавирусы известны нам в течение многих лет, и сосуществуют с человечеством много веков. Но эта инфекция ведет себя очень своеобразно: заразить ею намного легче, чем другими вирусами. Второй момент – высокая смертность, она выше, чем у гриппа в 36-40 раз. Еще важно то, что к ней сложно подобрать противовирусную терапию. Врачи тестировали множество препаратов и выявили только один-два, которые показали эффективность в лечении. Четвертый аспект – сложность прогнозирования динамики пациента при лечении. Трудно понять, в какую сторону изменится его состояние, когда начинать давать кислород, когда интубировать. Хотя наши медики, конечно, наработали определенный опыт.
— Чем еще необычен вирус?
— Своей структурой. Неслучайно возникают вопросы по поводу его искусственного происхождения. Обычно вирусы возникают в результате многолетних мутаций, и их главной задачей является не убивать организм, в котором они находятся. Но эта инфекция очень агрессивна, она убивает людей. Боюсь, что прошло слишком мало времени – вирус появился в ноябре-декабре прошлого года. А мутация происходит годами и десятилетиями.
— То есть нам еще долго придется жить с коронавирусом?
— Да, постепенно он будет мутировать, вызывать меньшую смертность. Но полностью избавиться от него уже невозможно.
— Вирус – это живой организм?
— Вообще, если говорить о том, что это цепочка РНК – рибонуклеиновой кислоты, то да, живой. Это белковая структура.
— Сначала говорили, что вирус поражает только легкие, а теперь выяснилось, что еще органы ЖКТ и кровеносную систему…
— Инфекция попадает при дыхании в ротовую и носовую полость, потом попадает через трахею в легкие. Конечно, легкие являются первыми воротами, но с кровью вирус разносится по организму и распространяется на другие органы и системы.
— А легкие восстанавливаются после заболевания?
— При быстром течении болезни и небольшом поражении – да. Несколько лет назад у нас был свиной грипп, и тогда в 90-95 процентах случаев пациенты наших стационаров полностью восстанавливались – в легких ничего не оставалось.
— Переболевшие получают пожизненный иммунитет?
— Точно нет. К примеру, возьмем сезонный грипп. Прививки от него мы делаем каждый год в осенний период – с сентября по ноябрь. Считается, что вакцина действует только год.
— А врожденные антитела у человека могут быть?
— Точно пока сказать нельзя. Бывают случаи, когда муж болеет, а жена – нет. Причем оба они контактные, могла даже повышаться температура, но антитела не определяются. А вот у детей часто обнаруживают высокие концентрации антител. Видимо, дети болеют, но очень легко. Однако проблема в том, что они могут принести инфекцию домой и заразить родителей. Этот вопрос очень сложный, ведь надо решать возвращать ли школы и вузы к очному формату работы, или оставить дистанционное обучение. Сейчас эти вопросы решают на федеральном уровне.
— Говорили, что вирус гибнет при высокой температуре и летом сойдет на нет, но почему-то этого не произошло…
— Потому что люди заражаются не на улице, а в общественных местах, офисах, где обычно есть кондиционеры и среда для распространения вирусов благоприятная.
— Чем будет заниматься проектный офис по прогнозированию, если ковид победят?
— Даже если это случиться, то все равно все человечество столкнулось с серьезным вызовом, и мы должны иметь инструменты на будущее. Не факт, что не появится какая-то новая инфекция-2021 или 2022. Все может быть, и мы должны быть вооружены на случай подобной ситуации. На базе БГМУ, клиники БГМУ совместно с Авиационным университетом мы сейчас разрабатываем новые проекты. В эти дни подаем заявку на грант совместно с учеными из Китая и Бразилии по изучению коронавирусной инфекции. Тут перед нами стоит ряд задач: создание эффективных лекарств, изучить последствия заболевания для пациента, создать систему мониторинга и предупреждения на будущее. Рано или поздно мы справимся с ковидом, но может прийти другой вирус. Неслучайно в столько короткие сроки в Башкирии построили новую инфекционную больницу – она будет работать и после пандемии.
— То есть коронавирус все же пойдет на спад?
— Конечно, мы это видим по европейским странам, где острый период прошел. Правда, все равно временами еще будет местами вспыхивать. Кто-то обязательно привезет заразу из очагов заболевания, но медики уже знают, как работать, выявлять контактных и лечить.
— Маски действительно необходимо носить?
— Они однозначно помогают при тесном контакте. Маски бывают разные – простые бумажные, респираторы, которые носят врачи. Бумажные маски не столь эффективны, но частично задерживают вирусы. Есть понятие вирусной нагрузки – чем меньше вирусов попало в организм, тем выше шанс легко переболеть. Поэтому врачи всегда носят маски – они близко контактируют с пациентами, и вирусная нагрузка для них высока. Неслучайно, так высока и смертность среди врачей от вируса, потому что они активно контактируют с пациентами.
Между тем
В стране готовят антиковидную вакцину для массового выпуска
Заместитель министра здравоохранения РФ Олег Гриднев, побывавший в Уфе, рассказал, что в ближайшее время российская вакцина от коронавируса пройдет регистрацию. По словам г-на Гриднева, «сейчас идёт последний, третий этап её испытания».
— Это крайне важно, — пояснил чиновник. — Главное, что вакцина прежде всего должна быть безопасной. И сейчас идёт максимальная работа по подготовке вакцины для её массового выпуска.
Как утверждает Олег Владимирович, «в первую очередь вакцину получат медицинские работники и пожилые люди – наиболее уязвимые слои населения».
— Эффективность вакцины зависит от того, насколько массовой будет вакцинация, — объяснил он. — Это первое. Во-вторых, мы это почувствуем, когда сформируется так называемый «популяционный иммунитет» и когда передача вируса будет практически невозможной.