Как омский протодиакон стал народным артистом СССР

0

Как омский протодиакон стал народным артистом СССР

Фрагмент из фильма «Иван Грозный», режиссер Сергей Эйзенштейн

В конце марта текущего года в Омске на здании Николо-Игнатьевской церкви, расположенной на улице 2-й Береговой, была открыта мемориальная доска в память о протоиерее Василии Инфантьеве, некогда служившем в данном храме и расстрелянном в 1930 году, по сведениям церковных историков, за сопротивление обновленческому движению.

Увековечение памяти известных омских священнослужителей, бесспорно, полезная инициатива, ведь они играли в жизни города заметную и важную роль. А некоторые – становились известными за пределами омской земли и даже за пределами церкви. Например, великий русский оперный певец, прославленный бас-профундо (то есть очень низкий бас), народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии, многолетний солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов, который несколько лет, ориентировочно с 1919 по 1921 год служил протодиаконом в омском Успенском соборе. 30 марта этого года со дня ухода из жизни звезды отечественной оперной сцены исполнилось 49 лет. В этой связи «СуперОмск» вспоминает омские годы жизни Максима Михайлова.

Из грузчиков в диаконы 

Максим Дормидонтович Михайлов родился в крестьянской семье в 1893 году в Казанской губернии. Его певческий талант был замечен в земской школе, где юный Максим еще дискантом пел в хоре. Однажды в школу приехал учитель К. Н. Поливанов, бывший к тому же братом священника. Он забрал обладавшего уникальными голосовыми подростка в свою школу и переучил его на пение басом, посвятив и в азы духовной музыки.

Семья Михайлова была бедной. Будущему певцу пришлось довольно рано покинуть родительский дом и отправиться на заработки в Казань. Там он работал грузчиком, пел в церковных хорах. И в конце концов, сумел, как говорят сегодня, «пробиться»: закончил пастырские курсы, был рукоположен в диаконский сан и отправился служить. Сначала в Уфу, а затем в Омск в кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Как омский протодиакон стал народным артистом СССР

Омские годы 

В Сибирь отец Максим Михайлов прибыл молодым, но уже набирающим известность протодиаконом. О его жизни в Омске сохранилось не так много данных, но те, что есть, достаточно интересны.

Ими мы обязаны воспоминаниям жителя города Митрофана Столповского, который в 50-е годы прошлого века написал их по просьбе знаменитого краеведа Андрея Палашенкова. Большие фрагменты этих мемуаров были опубликованы недавно в газете «Омские епархиальные ведомости» историком Александром Лосуновым.

Столповский, в частности, вспоминает, что незаурядный голос Михайлова уже тогда создавал его владельцу большую городскую славу. Послушать протодиакона на службы в Успенском соборе собирались даже люди, не отличавшиеся большой набожностью.

«В особенности во всенощной службе Михайлов красиво исполнял «Спаси Боже люди твоя» под аккомпанемент хора. Хором управлял солидный мужчина Китаев, и хор был хорош», – пишет мемуарист.

Еще один показательный факт. Протодиакон Максим Михайлов был принципиальным и одним из самых последовательных в епархии противником набиравшего после революции силу обновленческого движения.

Митрофан Столповский вспоминает:

«В числе немногих (не перешедших в обновленческую «Живую церковь» – СуперОмск) были: священник о[тец]Пётр Олерский (настоятель Казачьего собора), о[тец]Иоанн Никифоров (священник Братской церкви) и … протодиакон М.Д. Михайлов. Эти трое  были ярыми противниками  Живоцерковников… В особенности воинственно был  настроен против  Живоцерковников Михайлов. Со всеми  перешедшими  священнослужителями  он был очень резок, не подавал им  руки,  величал их христопродавцами и мерзавцами и проч[ими]  подобными именами, архиерея звал Алёшкой [далее слово неразборчиво- А.Л.]. После  захвата Кононовым  (отцом Алексеем Кононовым, ставшим омским обновленческим «епископом» – СуперОмск) церковной власти – Михайлов вскоре уехал в Казань. Если бы он этого не сделал – был бы арестован».

Трагическая случайность 

В воспоминаниях Митрофан Столповского содержится рассказ еще об одной странице омской жизни будущего артиста, трагической. Согласно записям мемуариста, в Омске у отца Максима погиб ребёнок. Произошел бытовой несчастный случай. Видимо, домочадцы не уследили, и маленький сын протодиакона опрокинул кипящий самовар… Столповский отмечает, что произошедшее стало для Михайлова огромным горем. И он приезжал в Омск посетить могилу сына в более поздние годы:

«Михайлов приезжал в Омск в 1926 или в 1927 гг., в сане протодиакона  при патриархе Тихоне….Могила  сына его была с южной стороны кладбищенской церкви  на Шепелевском кладбище.  [Была] окружена  железной оградкой, на железном кресте дощечка с каким-то похоронным изречением. В тот приезд  он служил в  Братской церкви всенощную и обедню. Церковь была полна. Очень много было студентов. Был Михайлов [в Омске и] в 1950 г.  Видели его в церкви, но уже на могиле сына вероятно побывать не пришлось, так как от могилы не осталось никаких признаков. На всём кладбище росла картошка».

Как омский протодиакон стал народным артистом СССР

Источник фото: немецкая фототека 

Из диаконов в артисты 

Столповский пишет, что Михайлов посещал Омск уже будучи протодиаконом при патриархе Тихоне.

Действительно после отъезда в Казань, будущий певец перебрался в столицу, служил в том числе и с предстоятелем, а затем стал брать уроки театрального пения.

В 1930 году Максим Михайлов оставляет церковь, хотя и не снимает при этом диаконского сана, что само по себе вызывает уважение, и поступает в оперную труппу. Сначала Всесоюзного комитета по радиовещанию, а затем и Большого театра, где он проработал более двадцати лет, став настоящим певцом-классиком, мастером оперного и народного репертуара.

Карьера Максима Михайлова была блестящей. Сам Шаляпин говорил о нем в конце своего жизненного пути:

«Настоящий бас сейчас есть только в Москве — Максим Дормидонтович Михайлов… Большой театр не обеднел… Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему».

Снимался Михайлов и в кино. Например, в эпизоде фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», где певец сыграл протодиакона, возглашающего на службе молитвенные прошения.

Вспоминали, что при этом артист отчаянно спорил с режиссером, ни за что не желая поворачиваться к алтарю спиной, что нужно было Эйзенштейну для эффектного кадра. Опытный в церковных правилах отец Максим говорил, что если он выполнит режиссерскую установку, его засмеют другие диаконы: скажут, Михайлов не знает, как надо в храме стоять.

Бывший омский протодиакон и прославленный советский артист, по все видимости, был очень колоритным и остроумным человеком. Про него ходило множество легенд. В том числе и о его сохранившейся до конца дней вере.

Есть версия, что незадолго до кончины, а Михайлов прожил 77 лет и умер в Москве в 1971 году, он принял монашеский постриг. И что патриарх Пимен благословил похоронить его в диаконском облачении.

Омский след 

К сожалению, пребывание в Омске Максима Михайлова и не стало в городе широко известным и, если так можно выразиться, популярным историческим фактом. Тем не менее, оно вполне заслуживает того, чтобы быть отмеченным мемориальной доской. Даже на стенах того же Успенского собора.

Ведь Максим Дормидонтович, хоть и оставил в свое время церковь ради искусства, каноническому православию и своему сану не изменил. А живя в нашем городе, горячо отстаивал принципы веры и целостность иерархии.

Впрочем, может быть, своеобразный памятник великому артисту в Омске уже есть.

В музее замечательного омского художника Кондратия Белова, среди работ, посвящённых Омску времен Гражданской войны, имеется акварель “Дружина Святого Креста”, где над изображённой свитой адмирала Колчака возвышаются фигуры архиерея и  возглашающего ектинию диакона.

Мастер писал свою картину по памяти, уже в 60-е годы. Но может быть именно Максима Михайлова, тогда молодого представителя церковного клира, а позднее звезду советской оперной сцены в свое время приметил на омской площади цепкий художнический взгляд.

Алексей Никишин

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.