Оперная певица из Омска: «Испытываю огромное удовольствие, рассказывая Западу о Сибири»
Живущая в Италии Мария Матвеева не забывает малую родину в своих песнях и клипах, которые записывает совместно с гуру электронной музыки Эриком Муке — лидером французской группы Deep Forest.
Мария Матвеева
• Оперная певица, лирическое сопрано, автор проекта «Сибирские истории», продюсер, сценарист (Тревизо, Италия)
Оперная певица Мария Матвеева и музыкант Эрик Муке сегодня, 15 марта, презентовали клип на свою новую песню "На границе миров", которая вошла в проект "Сибирские истории". В клипе снялись работники музея-заповедника "Старина Сибирская" и жители Большеречья. Также часть натуры с "актёрами" из Большеречья сняли в "Белой Веже" с. Серебряное Горьковского района и с. Подгородка Омского района. Осенью 2019 года певица прилетела в Омск из Италии в гости к своим родителям и не смогла уехать просто так. Она поняла, что клип на эту композицию надо снимать именно в родном крае. Мария Матвеева рассказала "Омск Здесь", с чего началась её "Сибирская трилогия", позже ставшая "Сибирскими историями", как к русским напевам относятся в Европе, почему бабушкина "Калинушка" покорила Африку и зачем ей надо прославлять Сибирь на весь мир.
Мария, Вы учились в Омске в математической школе при автодорожном институте. Как в итоге стали оперной певицей?
В пять лет я начала заниматься фортепиано в омской музыкальной школе № 3 у Галины Павловны Кузнецовой. Мои родители — преподаватели, музыкантов у нас не было. Но бабушка Мария, в честь которой меня назвали, хорошо пела. У нас в доме часто звучал её голос. Пела и моя прабабушка Анастасия. Я, видимо, в них. Мне нравилась музыка. Лет в 15 я подала заявку на обучение в Нью-Йорке. Выслала им свои записи: песни Уитни Хьюстон. Меня пригласили, но мама не отпустила.
Сожалений по этому поводу не было?
Мне очень хотелось, но я была послушным ребёнком. Также я знала, что не должна отступать от музыки, и поступила в Шебалинку (Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина — прим. ред.). Обучалась там по классу вокала у Раисы Карповны Чебаненко. Педагоги сказали, что у меня от природы поставленный голос. В училище мне помогли открыть оперно-лирический голос. После окончания Шебалинки я поехала поступать в Москву, в Гнесинку. Когда поступала, у меня была яркая гастрольная жизнь. Меня пригласили в Ханты-Мансийск на фестиваль. Там я пела с Валерием Меладзе, туда приезжала Валентина Толкунова, группа "Блестящие" (первый состав), Вячеслав Малежик. В итоге тогда губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко пригласил меня учиться в их филиале академии имени Гнесиных. Я согласилась, о чём совершенно не пожалела.
Променяли столицу на северный город?
Мне понравилось, что у них проводили крупный фестиваль "Дух огня", на который приезжали звёзды, известные режиссёры. В этом городе была мощная тусовка. А я, помимо того, что продолжала обучение по классической линии, была солисткой группы "Югра джаз". Пела, совмещая два стиля. Затем в город приехал Дмитрий Юрьевич Вдовин, который сейчас курирует в Большом театре оперную труппу молодых певцов. Он меня заметил, пригласил к себе. Стала жить между двумя городами, всё чаще ездила в Москву. На одном из международных мастер-классов меня заметили и сказали: "Надо ехать в Италию".
С чего всё началось в Италии?
Мы отправились в Венецию. Там в Teatro La Fenice (театр "Ля Фениче") я познакомилась с маэстро дисала (это тот, кто работает с певцами, отбирает их на роли), и он пригласил меня к себе в класс. Так я, ещё будучи студенткой, поступила в Венецианскую консерваторию. Её окончила по оперному классу у маэстро Джибеллято. И с этого момента у меня началась оперная карьера. Через несколько лет я вышла замуж, родился ребёнок (сын Пётр — прим. ред.). Много выступала в оперных театрах. Улучшала вокальную технику у тенора Уильяма Маттеуци. Потом в какой-то момент решила сделать перерыв — сократила количество выступлений. Но я приезжала в Россию с концертами.
С чем связан перерыв?
Я хотела выйти за рамки того, что делала раньше. Меня пригласили в Испанию. Там я пела с профессиональными музыкантами в филармонии города Лас-Пальмас, и там у меня началась новая веха. В это же время я познакомилась с пианистом Дэвида Боуи Майком Гарсоном, и он пригласил меня в Лос-Анжелес. Мы записала трибьют Дэвида Боуи — его знаменитую песню Life on Mars, но именно в классическом кроссовере. Помимо него в Лос-Анжелесе я сотрудничала и с другими потрясающими музыкантами, например, с Алессандро Алессандрони-мл. С ним мы записали Smile. И в этот же период я познакомилась с Эриком Муке. Я была его фанаткой. Никогда не могла представить, что буду с ним работать.
Как же Вы познакомились со своим кумиром?
Я думала, почему Deep Forest не работает с Сибирью, у нас же столько этносов, столько звуков. Он в своей электронной музыке рассказал миру об Африке, Индии, Марокко, у него были болгарские напевы и балканские мотивы. В итоге я написала ему письмо по интернету и рассказала о том, что хочу создать материал о Сибири. Его зацепило. Ему было очень интересно поработать с оперным голосом.
С чего началась "Сибирская трилогия"?
Всё рождалось по ходу. Я вспомнила о шаманке, первой поэтессе народа хантов Марии Кузьминичне Волдиной. Она мне рассказала и напела много интересного. Я хотела начать с чего-то светлого, и мы выбрали песню о любви. Так появилась композиция "Двое". Она понравилась слушателям, и мы решили продолжить. Потом моя знакомая археолог, знаток культуры рассказала мне об алтайской Принцессе Укок. После её рассказа текст песни пошёл сам собой. Так родилась вторая композиция "Принцесса Укок". Третья песня должна была отличаться от предыдущих двух. У меня в голове кружилась песня прабабушки Анастасии "Калинушка". Я даже стеснялась её предложить Эрику, но напела, и он сказал, что это отличный материал. Эрик просил петь по-разному и в итоге создал хор из моего голоса. Обогатил её, и мы записали третий трек.
Как Вам работается с Эриком?
Очень хорошо. Он музыкальный гуру. С ним очень спокойно, комфортно работается. Он очень сбалансированный человек. Когда есть какие-то волнения, неприятности, рядом с ним это как-то нивелируется, ты настраиваешься на музыку и занимаешься ею.
Песня "Калинушка" была популярна в Африке. Чем можете это объяснить?
Для меня это вообще удивительно. Все три песни играли по всему миру — слушателям они нравились. Но в Африке "Калинушка" зацепила людей. Она пару месяцев держалась во главе хит-парада. Причём и в русском, и в англоязычном варианте. Мир Сибири совершенно не знаком им.
Сейчас Ваш проект расширился и вышел за рамки трёх композиций. Вы назвали его "Сибирские истории", и сегодня выходит "в свет" клип на четвёртую песню "На границе миров". О чём именно эта история?
Мы затронули пласты языческой славянской культуры. Эта песня о таинственном, волшебном месте, которое находится где-то на границе миров. Главным персонажем является мифический герой. На создание этого образа вдохновила фигура языческого бога Велеса, который управляет временем, циклами жизни и перемещается сквозь миры. Я в образе рассказчицы сопровождаю главного героя в его странствиях между мирами и циклами жизни. Это очень непростая история, это не просто клип, а целый фильм.
Фото: Саша Грабежова (со съёмок клипа "На границе миров")
Почему именно в Омской области решили снимать клип?
Съёмки должны были проходить в Санкт-Петербурге. Но перед этим я приехала в Омск, к родителям. Знакомые меня начали спрашивать: "Маша, почему не здесь? Смотри, у нас тут пять озёр. Есть "Старина Сибирская" в Большеречье". Мне показали фотографии музея-заповедника, и я решила туда съездить. Когда приехала, поняла, что надо снимать именно здесь. Я прямо "увидела" какие-то фрагменты клипа, у меня сложилась мозаика.
Фото: Саша Грабежова (со съёмок клипа "На границе миров")
Жители Большеречья принимали участие в съёмках?
Да, "Старина Сибирская" там почти вся снялась. Сцены массовки почти все с ними, главные герои — тоже. На главную мужскую роль — Странника — мы пригласили местного баяниста. От него исходила невероятная энергия. Я довольна съёмками. Несмотря на то, что в середине сентября в Омске было холодно, и мы все немного подмёрзли, в итоге всё получилось замечательно. Кажется, что на площадке была даже какая-то мистическая обстановка.
Как Вы считаете, у нас ещё хранятся традиции древней русской культуры?
Видя такой потрясающий музей, как "Старина Сибирская", понимаю, что есть у нас люди, которые чтят традиции, и у меня душа радуется. Но глядя на молодое поколение, я вижу чрезмерное подражание Западу. Я надеюсь, что оно каким-то естественным образом сбалансируется. У нас такая огромная культура, и мы не должны забывать ни в коем случае свои традиции, свою самобытность. Потому что у нас исторический ход совсем не европейский. Мы абсолютно другие и по ментальности, и по эмоциональности. Очень важно сохранять свою культуру, помнить свои корни, свою землю. Это обогащает человека, даёт силы.
Фото: Саша Грабежова (со съёмок клипа "На границе миров")
Ваш проект больше направлен на европейского слушателя?
Из-за того, что я живу далеко от родного дома, края, мне интересно Западу рассказать о малоизвестном мире Сибири, о его звуках, загадках, тайнах, красках. Но в первую очередь я это делаю для жителей России. Через "Сибирские истории" я могу рассказать историю своей жизни, о тех местах, где я была, о тех людях, которых я встречала. Это интересно, это нечто новое: электрика, опера, народные напевы и этнос. И люди тянутся к этой музыке. Я всегда искала способ соединить мою родную культуру и работу. И вот наконец-то получилось. Испытываю огромное удовольствие, рассказывая западному миру о нашей Сибири.
Фото: Саша Грабежова (со съёмок клипа "На границе миров")
Сибирский проект занимает много времени. Оперу не бросили?
У меня оперные концерты в Европе. Я работаю по контрактной системе. Последние годы самые "активные" страны для выступления — Италия, Испания и Франция. Приглашают в Америку. Я продолжаю сотрудничать с тенором Уильямом Маттеуцци, работаю с диджеем Гауди, Игорем Бутманом, Ильёй Трусковским и многими другими. У меня насыщенная жизнь, и всё взаимодействует, органично переплетается в моём творческом пространстве.
Какие у Вас творческие планы?
Мы записали уже шесть композиций в рамках "Сибирских историй" и продолжаем работать дальше. В пятом сингле затронута космическая тема, и съёмки клипа будут проходить в Туве. В них примет участие известный в этом регионе актёр, певец с потрясающими вокальными данными. Помимо этого я работаю с ещё одним музыкантом, он выходец из Челябинской области. Сейчас он пишет музыку для Голливуда, работает в Лос-Анжелесе. И мы будем развивать это же направление — электроника, но уже без этноса. Сейчас нарабатываем материал и планируем создать шоу с концертом. Хочется сделать интересное концертное шоу с видеоэлементами, с включением тех же этнических персонажей.
Фото: Саша Грабежова (со съёмок клипа "На границе миров")
Первое шоу будет в России или Европе?
Об этом ещё рано говорить, но Россию я не исключаю. Всё очень зависит от денежных вливаний. Хочется найти какую-то поддержку. "Сибирские истории" — проект не только для души, но и коммерческий. Песни есть в продаже на разных платформах.
Откуда берётся финансовая подпитка?
Кое-какие фонды из Италии финансировали. Например, по клипу "Принцесса Укок" меня поддержали. И, естественно, это свои вливания. Клип, который мы снимали в Омске, полностью создан на мои личные средства. Конечно, хотелось бы найти спонсоров.
Что можете посоветовать молодым исполнителям из Омска? Многие думают, что вроде и талантливые, но боятся показать себя.
Слово "боюсь" и артист — несовместимы. Здесь должен быть характер, нужно не бояться показывать себя. Надо нарабатывать профессиональный вокальный уровень, артистизм, культуру. Надо не только уметь петь, но и знать стилистику, уметь подавать себя на сцене, верить в себя. И надо создавать что-то своё, не подражая никому. Это трудно, и нужно иметь "наглость", чтобы привнести что-то новое. Мы должны идти к чему-то, развиваться. Кстати, совет от Эрика Муке: нужно верить в ту музыку, которую ты делаешь, потому что, если ты в неё не веришь, то и другие не поверят.
Фото: Саша Грабежова (со съёмок клипа "На границе миров")
Фото: Илья Петров
Видео: предоставила Мария Матвеева