«Когда приехал, подумал: куда я попал». Что думают об Омске мигранты
В Омске любят говорить о тех, кто уезжает. Мы же решили взглянуть на обратную сторону миграционной волны и поговорить о тех, кто сюда приехал, — мигрантах из Средней Азии. Сюда их привело экономическое неблагополучие на родине. Для кого-то Омск стал домом, кто-то живет по принципу «стерпится-слюбится». Даем слово им.
Отношение омичей к родному городу лучше всего иллюстрирует статистика: Омск рекордными темпами теряет население. Только за последние полгода миграционная убыль составила 5.8 тыс человек. Регион прочно «застолбил» за собой лидирующее место во всех миграционных антирейтингах. При этом жители любят покритиковать город — заслуженно или нет, но с максимальной беспощадностью.
Заживляет раны от «поуехавших» Омск в основном с помощью трудовых мигрантов — людей, которые бегут от безработицы и экономических проблем у себя на родине и обрекают себя на жизнь «невидимок» в чужой стране. Кажется, в последнее время здесь труднее стало и им. Торговые киоски исчезают на глазах, китайская оптовка полужива, строительство знавало лучшие времена. Однако поток мигрантов не уменьшается. Многие уже прочно осели здесь. Другие едут на временные заработки, в надежде, что даже скромные омские зарплаты в перерасчете на сомы или драмы позволят в родной стране открыть бизнес и зажить обеспеченной жизнью.
Кого-то радует обилие зелени и даже (парадоксально для омичей) экологическая чистота. Однако почти все отмечают бедность, из-за которой затухает торговля. Есть и неприятная тенденция: мигранты, вслед за омичами, начинают мигрировать из Омска в другие российские города.
Урмат, Киргизия
Администратор магазина на рынке
Я приехал три года назад. Я родился в селе в Ошской области, окончил Ошский технический университет. Не мог найти работу, и знакомые позвали сюда работать администратором. В Омске у меня знакомые и родственники. Если бы не они, может быть, в другой город бы поехал. В Кыргызстане большинство в Москву уезжает, но здесь, наверное, легче работу найти.
Я Россию вообще по-другому представлял, а когда первый раз приехал в Омск — такой же город, как Ош. По телевизору же всегда показывают Москву, там большие улицы, большие дома. Я думал, так везде.
Когда я приехал, в Омске дороги были вообще убитые. Я подумал: куда я попал. Но сейчас получше стало, ремонт же у нас. Но здесь хорошие люди. В Москве мои друзья работают, они говорят, нас людьми не считают, обзывают черными. Здесь такого не встретить. И, самое главное, свобода. В Москве, говорят, на каждом углу проверяют: документы, документы. Много суеты, а здесь спокойно, особо не проверяют.
Каждый год в отпуск уезжаю в Кыргызстан. Там встретил девушку, в прошлом году женился, в Омск мы вернулись вместе. Домой хочется, но там работы нет, придется здесь потерпеть. Работу даже можно найти, но зарплаты маленькие. Здесь, говорят, тоже низкие, но, по сравнению с нашими, получше. Переезжать еще куда-то не планирую, я уже привык, Омск мне как родной. И он улучшается каждый год, условия создаются для людей. Здесь мы с женой снимаем квартиру.
Гуляем обычно в «Континенте», в «Меге». Иногда с друзьями ходим в «Питер» [на улицу Ленина]. Там просто красиво, похоже на Питер, поэтому мы это место так называем.
Город не полностью, но уже знаю, на тренировки хожу, по магазинам. Уже знаю, где Московка, где Нефтяники. Но здесь мы особо никуда не ходим, экономим деньги. Хочется накопить, помочь родителям. Я хочу еще немного поработать и уехать домой. Думаю, еще пять лет буду здесь, потом обратно. Хочу там что-нибудь открыть, бизнесом заняться.
Дима (Гуань Тянь Гун), Китай
Продавец на китайском рынке
Я из города рядом с Харбином. Живу здесь уже больше 20 лет, в 1995 году приехал. Раньше в России можно было заработать большие деньги. Один год мог быть миллион, другой — пять миллионов. Сейчас торговля слабая, у людей денег нет, ничего не купишь. В Китае я работал на заводе, но платили мало. Сюда уехали два друга, так, потихоньку, и я перебрался.
Здесь я женился на казашке, она тоже работала на рынке, так и остался.
Раньше работали на Чкаловском рынке, а потом нас сюда [на Левый берег] перевели. Раньше китайцев было много, три тысячи на рынке, а сейчас сто человек здесь. Постоянно: «гони, гони» [деньги], поэтому люди уходят.
В Омске ничего, нормально, спокойно. Больших денег не заработаешь, но жить можно. Проверки бывают, но, если документы в порядке, они уходят. Сейчас у всех документы нормальные, не как раньше: без виз, без всего. Но тоже — налоги плати.
Я живу в Старом Кировске, у меня свой дом. Свободного времени нет: покушал, отдыхаешь. Я не хожу гулять, после работы дома сижу — я такой человек. Молодежь гуляет везде, а я не люблю. У меня двое детей: сыну 20 лет, дочери 18. Они учатся, по-китайски уже не понимают. В Китай не езжу, у меня там почти никого не осталось, родители умерли. Родственники есть, но ездить туда-сюда — тоже деньги.
Конечно, скучаю. Жить надо на своей родине. Там свобода. Здесь все равно чужие люди, национальность другая. Раньше много проблем из-за этого было, постоянно: «мани-мани».
Сейчас это изменилось, никто не трогает. Здесь живу, потому что это судьба. Хотя и чужое, мне никто не мешает, я сам по себе. Конечно, я здесь останусь: у меня семья здесь. Не знаю, может быть, поеду в другой город, когда дети женятся. Сейчас они студенты, куда поедешь — надо зарабатывать, семью кормить.
Бугат, Азербайджан
Владелец точки по ремонту обуви
Я переехал с родителями, когда мне было 14 лет.
Сейчас там я с виду свой, а внутри чужой, а здесь наоборот.
Омск хороший город, простой. Жаль, что отстаем от других городов, видно, что финансирования мало. Нравятся здесь люди — простые. В принципе, здесь все есть. Говорят, что деревня, но с точки зрения развлечений всего хватает.
Доволен ли я жизнью в Омске? Средне. Не жалуюсь, но опять же: зарплаты маленькие, с точки зрения карьеры продвигаться тяжело. Даже если бизнесом занимаешься, прибыли мало, потому что у народа нет денег. О переезде думал, но это надо со своей семьей, я не люблю, когда половина семьи здесь, половина там. И так приезжие, еще и здесь расколоться.
Национализма в Омске с виду нет, но, если какие-то проблемы возникают, конечно, первое, что омичу приходит в голову, это «понаехали» и так далее.
У русского народа всегда есть разделение. Если вы поедете в Азербайджан, там много пакистанцев, африканцев, китайцев, русских. К приезжим там хорошо относятся, русских мы, можно сказать, балуем. Здесь не так. Ты кавказец с виду, и сразу в каких-то ситуациях проблемы. Раньше кавказец, по мнению русских, — это честный, добрый человек, а сейчас — тот, который лезгинку танцует посреди дороги или с пистолетом ходит. Соответственно, если у меня возникает какая-то бытовая ссора, с тем же клиентом, например, первое, что слышишь, это намек, что ты приехал, зачем приехал.
Как я реагирую? С клиентами у меня есть специальное общение, чтобы не перегибать палку, делаю так, чтобы без скандала закончилось. А если на улице, конечно, обидно.
Но если из себя выйдешь, это попадает в интернет. В интернете все смотрится по-другому: «кавказец» пришел и что-то диктует, и пошло-поехало.
В Азербайджан я нечасто езжу, я работаю. Мои друзья там говорят: зачем ты вообще в Сибирь поехал. К тому, что там и море, и погода. Для машин не надо покупать зимнюю резину, греть аккумулятор. Азербайджан — это нефтяная страна, так-то богатая, но коррупция. Как и в России, в принципе.
Я уже тут отучился. Если я перееду туда, от меня толку не будет. Там молодежь сейчас очень умная, с ними конкурировать бесполезно. Я учился в России, а там другое образование, при поступлении на работу три экзамена сдаешь, только самые лучшие проходят. Даже если здесь ты отличник, там сложно будет.
Айзер и Ихтияр, Азербайджан
Двоюродные братья, продавцы на рынке
Айзер. Я сейчас в Норильске, работаю в сфере строительства, в Омск приехал в гости. Здесь нет нормальной работы, нормальной зарплаты, на которую можно семью поднять, квартиру купить. В других городах перспективы больше. Можно и здесь что-то делать, но для этого нужно очень стараться, связи нужны. Если их нет, лучше ехать в такие города, как Москва, Питер, Норильск. В Норильске зарплата в два раза больше. Город закрытый, конечно, для жизни хуже, поэтому стараюсь приезжать сюда.
Там я хочу заработать хотя бы минимальный капитал, чтобы потом в Омске бизнес делать. Меня тянет обратно, потому что здесь все родственники, у нас менталитет такой, мы все сплоченные.
Для жизни Омск хороший, инфраструктура развивается. Но вот Новосибирск — центральный город Сибири считается, а ведь Омск более старинный. А за Омском так не следят, как за Новосибирском.
Ихтияр. Наши родители сюда приехали из деревни в Азербайджане, когда нам было три-четыре года. Сейчас мне 24. Наши предки — дедушки, отцы — служили здесь [в армии] в СССР. Они посмотрели, что здесь можно заработать, остаться, приютиться, и следующее поколение начало приезжать сюда. Родители начали с торговли в палатках, стали зарабатывать деньги, и постепенно всех родственников сюда перевезли. Здесь мы уже обосновались, у нас дети родились. В общем, мы здесь уже не как чужие, а как местные. Для меня Омск родной, мы уже когда едем в Азербайджан, то как гости.
В Омске очень хорошо. Омск вообще красивый, зеленый город (если взять лето). Омск экологически чистый, в других городах больше заводов, нефтехимическое производство, дышать тяжелее.
В другие города ездил — в Новосибирске был, в Тюмени, в Екатеринбурге. Не спорю, может быть, там чуть-чуть покрасивее, но они не особо зеленые. Летом красивее здесь, а зимой, наверное, получше там. И люди здесь хорошие, гостеприимный, вежливый народ.
Многие говорят, что нечего в Омске ловить, все переезжают в Москву, в Питер для саморазвития. Для молодежи здесь очень мало, в основном из-за этого уезжают. Я не спорю, на рынке купли-продажи Россия вообще упала, люди приходят, жалуются, что низкие зарплаты, пенсии, не могут себе позволить более дорогие вещи купить. Не спорю, есть такое, но сколько зарплату не поднимай, все мало будет. Всему надо терпение, надо трудиться, и все будет хорошо в Омске.
***
Отметим, по официальным данным регионального УМВД на июль 2019 года, количество мигрантов на учете в Омске выросло на 20% (53.7 тыс человек). Единовременно в регионе находилось более 15 тыс зарегистрированных приезжих. 63% из них приехали именно на заработки.