«Для меня IT — искусство». Рассказываем историю о том, как за 20 лет не разлюбить профессию
Разобрались, зачем торговым сетям нужны IT-отделы и как дальше будут взаимодействовать две эти сферы.
О том, что в торговле делают айтишники, какие специалисты нужны этой сфере, какое будущее у информационных технологий и розницы, а также о том, почему там не бывает скучно, "Омск Здесь" поговорил с директором по IT компании "Парфюм-Лидер" Александром Шкинёвым.
— Александр, вы работаете в компании, которая занимается торговлей. Как используются информационные технологии в этой сфере?
— В торговле они используются везде. В магазинах — это, в первую очередь, работа кассового оборудования. В офисах торговой сети, потому что там собираются все данные по работе. Онлайн-магазину, без которого сейчас розница никак не может работать, также требуются IT-решения. Плюс есть склады, распределение товаров и так далее. Выходит, что сфера торговли сверху донизу пронизана информационными технологиями.
— Нужен ли IT-отдел компаниям, занимающимся торговлей? Сколько специалистов должно быть в штате?
— Здесь компания компании рознь. Каким-то достаточно двух айтишников, какие-то нанимают фрилансеров. Например, там, где я работаю, довольно большой IT-отдел, потому что в сети более 400 магазинов по всей стране, и мы должны следить, чтобы в них всё работало. У нас айтишники даже дежурят по ночам, потому что часовые пояса разные. Нужно спланировать, чтобы один-два человека в смену были. Компании необходимо большое количество разработчиков в штате или на аутсорсинге, которые будут писать программы, дорабатывать их под нас, переписывать. В IT-проектах нужны менеджеры, которые будут их двигать вперёд. Как раз сейчас в любой компании IT-отдел становится важным звеном и он постоянно разрастается. Маркетинг и IT-отдел растут примерно одинаково.
— По каким направлениям работают специалисты в этих отделах?
— Разработчики, проект-менеджеры или бизнес-аналитики, их по-разному можно называть. Также не обойтись без системных администраторов, которые управляют всей инфраструктурой. Эникейщики помогают конкретным пользователям. Специалисты горячей линии и первой линии техподдержки. Это основные направления. В идеале, в штате нужно иметь тестировщиков. Но часто проще решить этот вопрос аутсорсингом или тестировать силами тех специалистов, которые есть, — этим дополнительно могут заниматься и разработчики, и сисадмины, и эникейщики. Что касается дизайнеров, то очень сильно не хватает дизайна именно внутренних приложений. Когда разработчики что-то делают для пользователя, то они редко думают, как он этим будет пользоваться. Они создают простой инженерный дизайн, понятный разработчику, но не пользователю. К сожалению, у нас UX/UI-дизайнеров нет, но на некоторые проекты мы привлекаем сторонних специалистов, чтобы они нам что-нибудь подсказали, подрисовали.
— Если IT-специалисты перестанут работать в торговой отрасли, не станут её обсуживать, что произойдёт с этой сферой?
— Классическая розница через какое-то время остановится, потому что всё оборудование имеет какие-то проблемы, оно ломается. Без IT-специалистов тут не обойтись — без тех же системных администраторов, которые чинят это оборудование. Если говорить об онлайн-магазинах, то они будут работать намного дольше, чем обычные, потому что там много всяких облачных технологий. Но точно прекратится рост, со временем начнётся стагнация, потому что остальной рынок, где работают IT-отделы, продолжит развиваться, а мы просто застопоримся на каком-то одном месте.
— То есть, если раньше айтишники и торговля были отдельно, то сейчас эти специалисты практически в каждой сфере?
— Да, IT сейчас как бухгалтерия — или сверху, или снизу. Скорее даже информационные технологии сейчас выступают фундаментом для того, чтобы розница могла развиваться, расти. IT-отдел создаёт этот фундамент, то есть глубоко настраивает этажи, чтобы заливать каждый новый слой для роста торговой сети. Ежемесячно информации и программ для разработки становится больше, чтобы опять же росла торговая сеть. Появляются инструменты, позволяющие развиваться рознице. Но зачастую, без поддержки айтишников, их не удаётся внедрить пользователям. Поэтому розница приходит и просит помочь. Плюс пользователи этих инструментов в последнее время не хотят сами разбираться, как они работают, — просят сделать "волшебную кнопку", чтобы нажал и новый продукт заработал.
— Александр, расскажите, чем именно занимаетесь вы?
— Хожу на планёрки и думаю, как сделать сеть счастливой. Если серьёзно, то всем, что касается IT во всех процессах компании, начиная с офлайновой розницы и заканчивая складом. Стараюсь вместе с отделом привнести что-то новое, позволяющее упростить работу сотрудников, часть этой работы с них вообще снять, чтобы они об этом не задумывались. Чтобы у них была та самая "волшебная кнопка". И самое главное, чтобы сеть продолжала работать, чтобы магазин не встал из-за сломанных касс, пропавшего интернета и так далее. В текущих реалиях отсутствие интернета в магазине — это равносильно тому, что магазин закрыт. Покупатели идут с картами, бонусами, баллами. Если не будет интернета, начнётся коллапс. То же самое и на складе, который обеспечивает работу всей розницы, в офисе — везде. Мы обеспечиваем бесперебойную работу и внедряем новые технологии, позволяющие оптимизировать работу сотрудников.
— Александр, как давно вы в IT, почему именно эта сфера привлекла вас, когда вы решали, кем стать?
— О, это было очень давно! Я окончил школу в 1998 году, и тема компьютеров только начиналась в нашей стране. Эта техника появлялась, и мне просто было интересно. Даже не столько играть в компьютерные игры, сколько самому попробовать что-то сделать. И на этой волне выбрал в институте IT-специальность. Потом всё закрутилось, завертелось. Я работал с информационными технологиями в разных компаниях. Где-то это была поддержка пользователей, где-то разработка — всегда на стыке бухгалтерский учёт, IT, и постепенно по этой теме 20 лет назад я пришёл в "Парфюм-Лидер". Здесь круг обязанностей сильно расширился: сеть растёт, задач становится больше и больше. Нет такого, что месяц сидишь и одним чем-то занимаешься.
— Тогда, 20 с лишним лет назад, легко зашли в профессию? Сейчас с этим сложнее?
— Мне кажется, что тогда было, что сейчас войти очень легко. Здесь главное, чтобы было желание, а порог входа может быть от минимального до максимального — смотря чего ты сам хочешь от этой сферы. Приведу простой пример. Ко мне пришёл новый сотрудник. Он где-то в начале 2000-х тоже, как и я, учился в политехе на факультете, связанном с компьютерами. Потом жизнь повернулась так, что он занимался и торговлей, и строительством, и автомобильным бизнесом — разным. А полтора года назад пришёл к нам в компанию и говорит, что хочет попробовать себя в разработке программ. Чтобы вы понимали, человеку было под 40 лет. Он месяца три втягивался и потом начал выдавать классный результат. Хотя тут уже и возраст для IT не маленький. Но у него, конечно, была база для старта.
— Попробовать себя в профессии может любой?
— Думаю, да. Приходят студенты, приходят ребята после школы, которые хотят попробовать. Если людям нравится, то почему нет? Для меня IT сродни творчеству: есть художник, есть маляр. Конечно, в IT есть огромное количество "маляров", которые пришли и что-то делают. Но для многих это творчество, создание чего-то нового. Когда ты написал даже маленькую программу и пользователи ей довольны, то это здорово. Ты же вложил в неё душу. Для меня IT — искусство.
— За 20 лет работы в одной компании, одной сфере не устали?
— То, что это одна компания — для меня не принципиально. А сферы на самом деле разные: есть розничная торговля, где мы с покупателями на передовой, есть офис, менеджеры, которые работают с товарами, где постоянно меняются процессы. С точки зрения IT, это совершенно разные сферы. Есть склад, который совершенно другой по наполнению, IT-решениям. Появилась онлайн-розница, маркетинг и автоматизация. Выходит, сфер очень-очень много, и каждые два-три года появляется новая, о которой раньше мы и не думали. Появились те же маркетплейсы. Разве мы думали лет 5-6 назад, что они будут такими популярными? Сейчас они неотъемлемая часть жизни людей. Естественно, и компании должны быть на них представлены, в том числе наша. Это не похоже ни на склад, ни на розницу — это что-то новое. Работать абсолютно не скучно — очень широкий спектр задач. Возможно, поэтому у нас текучки кадров нет — они не зацикливаются на чём-то одном. Не хочешь сегодня заниматься вопросами офиса или бухгалтерии — окей, возьми задачу по складу. Надоел склад — займись маркетплейсами, онлайн и так далее.
— Александр, какое будущее у IT в торговле и как они дальше будут взаимодействовать?
— Традиционная розничная торговля всегда будет, и IT здесь останется в том же самом виде: поддержка магазинов, работников. Это не изменится. Мне кажется, самые большие изменения произойдут в плане разработки. На рынке каждый год появляются новые продукты, которые ты можешь уже не разрабатывать, а брать готовые. Это постоянная тенденция. Когда многие компании начинали с того, что разрабатывали сами, но сейчас всё приходит к какой-то более-менее отраслевой стандартизации. Думаю, это не только в торговле, а везде так. От внутреннего разработчика компании уже сейчас требуется меньше разработки, а больше поддержки и уведомления. При этом сторонние разработчики цветут в этом вопросе. Вот это самое основное развитие, я считаю.
О том, что происходит в мире информационных технологий, как люди работают в этой сфере, чем мотивируются и как достигают высот, читайте в нашей еженедельной рубрике "Войти в IT".
Главное фото создано с помощью Midjourney Фото автора