Актер Игорь КОСТИН: «Лучше понять роль помогла работа с «солнечными детьми» [ФОТО]
За несколько дней до премьеры в Омской драме спектакля по Стейнбеку «О мышах и людях» (18+) актер рассказал о ходе репетиций и о своем персонаже.
В Омской драме 20 и 21 декабря пройдут премьерные показы спектакля «О мышах и людях» по мотивам повести Джона Стейнбека в постановке главрежа театра Георгия Цхвиравы. Одну из главных ролей исполнит Игорь Костин. Актер поделился интересными деталями в репетиционном процессе, рассказал о своем персонаже в интервью с редактором театра Натальей Елизаровой.
Помогают отцовство и работа с «солнечными детьми»
– Игорь, в спектакле «О мышах и людях» вы играете главную роль – Джорджа Милтона. Главная роль – это важно для вас?
– Вы думаете, она главная? Мне кажется, роль Ленни (актер Иван Курамов) – вот главная роль. Мне важно, чтобы роль получилась, независимо от того, главная она, второстепенная или эпизод. Главное, чтобы она запомнилась зрителю. Эпизод может быть тоже очень ярким, а это всего лишь две минуты на сцене. Здесь ответственности больше, потому что роль большая.
– С чего у вас началось ощущение роли? В каждом конкретном случае это, видимо, происходит по-разному. А как было в этом случае? Что подсказало вам характер вашего героя, с помощью чего вы нащупали необходимые для работы смыслы?
– Мне помогает то, что я сам стал отцом. Потому что Ленни – это большой ребенок. А еще помогает то, что я работаю в театральной студии для детей с синдромом Дауна, «солнечными детьми». Они ведь видят и чувствуют мир немножко иначе, нежели мы. Они не вязнут в бытовой рутине, очень искренние, находящиеся все время на каком-то предчувствии любви…
Однажды мы с Егором Улановым, моим коллегой и по работе в театре, и в студии для детей с синдромом Дауна, решили оттуда уйти из-за нехватки времени. Пришли на занятие, а дети стали плакать. А ведь им даже ничего еще не сказали, они просто почувствовали, что что-то не так. И мы решили остаться и вот уже восемь лет там работаем. Вот эти два обстоятельства помогают создавать роль. А чувствуется она или не чувствуется, пока говорить рано. Потому что впереди еще несколько дней до премьеры, а потом целая жизнь с этим спектаклем, который будет расти, и мы будем постоянно открывать в нем что-то новое.
–Расскажите, пожалуйста, о своем персонаже, каким вы его видите?
– Добрым, искренним. Это человек, который заботится не только о себе. У него есть характер. Он делает выбор, который показывает его видение ситуации. Очень важно сделать выбор, даже если он страшный, чтобы потом не жалеть, что ты этого не сделал. Он совершает убийство ради спасения.
– Как вы считаете, был ли у Джорджа Милтона иной выбор, кроме убийства?
– В обстоятельствах, которые сложились до момента выстрела, уже нет. С Ленни становится тяжело. Он перестает слушаться, им невозможно управлять. Роковой день когда-нибудь бы настал. Если бы это сделал не Джордж, то кто-нибудь другой. Ленни наделен разрушительной силой. Все, что попадает к нему в руки – кролики, щенки, мыши, – гибнет. Встает неизбежный вопрос: если ты позволил себе убить мышь, потом – щенка, а что будет дальше? Где эта грань, которую ты не сможешь перейти? И есть ли она? Ведь убив живое существо, пусть даже не человека, а животное, сможешь ли ты остановиться? В спектакле есть эпизод, когда убивают старую собаку одного из героев – Огрызка. Он в нее сам не стреляет, и от этого мучается потом. Говорит, я сам должен был это сделать, потому что она – моя. Моя собственность! Это страшный выбор. Такой же, как и в случае с Ленни.
Когда убийство равно милосердию
– Убийство Ленни – это проявление гуманизма, милосердия или все-таки свидетельство того, что человек, конкретно Джордж Милтон, сломался под гнетом обстоятельств?
– Джордж убивает Ленни, чтобы его не линчевала разъяренная толпа. Его хотели не просто наказать, а лишить жизни как можно более мучительным и жестоким способом. Один из героев – Кудряш предлагал взять дробовик и стрелять Ленни не в голову, чтобы убить сразу, а в живот, чтобы он как можно дольше страдал. Поэтому Джордж был вынужден сам нажать на курок. Внезапная, быстрая, безболезненная смерть в данном случае – это проявление милосердия.
– Как, по-вашему, можно ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях?
– Всегда нужно оставаться человеком даже в самых безвыходных ситуациях. Джордж тоже остается человечным по отношению к Ленни. Мы все знаем заповеди «не убий», «не укради». Но в данном случае нарушение заповеди «не убий» – во благо, во спасение.
– Насколько близок ваш персонаж литературному первоисточнику? И вообще, насколько спектакль в целом соответствует литературной основе?
– Мы полностью сохраняем Стейнбека. Что-то, конечно, вырезается, чуть смещаются акценты, но в целом сохраняем. Старались адаптировать имеющиеся переводы с учетом современных реалий. Рабочие мужики на ферме сейчас вряд ли бы, к примеру, сказали: «Я тебя вздую». Мы старались учитывать эти нюансы.
– Джон Стейнбек всегда был автором прежде всего остросоциальных произведений. Спектакль «О мышах и людях» – это социальная драма или больше психологическая вещь?
– Это не социальная драма. Хотя колорит времени – Великая депрессия, безработица, о которых писал Стейнбек, – сохраняется. Это спектакль о взаимоотношениях между людьми, которые спасаются от одиночества в заботе друг о друге, у которых одна мечта на двоих – маленькое ранчо, где можно разводить кроликов.
– Если мы позволим себе немного заглянуть за грань сюжетной линии, которую очертил автор, – он оставляет читателя на той странице, когда Джордж убивает Ленни. Собственно, этим же, насколько я понимаю, заканчивается и сам спектакль. А вы не пытались задать себе вопрос – а что будет с Джорджем после того, как он убил Ленни? Сможет ли он жить с этим дальше?
– В пьесе есть такой момент, когда Джордж находит жену Кудряша мертвой и понимает, что ее ненароком убил Ленни. Он боится, что подозрения могут пасть и на него, и тогда убьют их обоих – и его, и Ленни. И пытается спасти себя, показать окружающим, что он не виноват, что он ни при чем. Он отводит от себя подозрения, стреляет в Ленни. А дальше… дальше с ним, скорее всего, что-то бы произошло. Не знаю что: может, он бы спился, может быть, застрелился. Но хеппи-энда в этой истории в любом бы случае не было. Потому что он остался один. Он потому и выживал, что был не один на свете, их связь с Ленни была очень сильной. И вот, лишившись его, он бы уже не смог выжить.
Все роли – мои
– Вы делите роли на свои и не свои? Кого бы вы, например, не стали играть ни при каких обстоятельствах?
– Нет, не делю. Все роли все равно мои. Бывает, что ты думал, что никогда не сыграешь какую-то роль, потому что это не твой типаж, но, когда тебя на нее ставят и ты благодаря этой роли что-то открываешь в себе, это всегда интересно. Эксперименты бывают иногда очень удачные. Я открыт любым ролям.
– Что вас поощряет в работе: мнение коллег, положительные рецензии театральных критиков, отзывы поклонников в соцсетях, одобрение членов семьи?
– Отклик зрителя. Мы, артисты, очень любим, когда зрители нам аплодируют, когда пишут. Когда мы видим, что они сопереживают твоему герою, проживают его путь, плачут или смеются вместе с тобой. Это приносит силу, веру в правильность того, что ты делаешь, и доставляет самое большое удовольствие.
Удивление – маленький шаг к счастью
– Скоро Новый год. Какое у вас на столе будет праздничное блюдо? Сами-то сможете что-то приготовить без поваренной книги?
– Да я много чего могу приготовить. Я же рос в большой семье, в деревне, потом в общежитии жил, готовить умею. На Новый год, скорее всего, рыбу сделаем, сибаса, что-то легкое… Раньше как отмечали – большая семья, родственники, все собирались за праздничным столом. А сейчас мы в Омске одни (я не коренной омич, приехал из Саратовской области). На праздники работаем. 31-го вечером – спектакль, 2-го января – уже на работу. Поэтому для меня Новый год – это уже скорее праздник для детей. На Новый год мы стараемся уехать на какую-нибудь турбазу, чтобы дети покатались с горок, побаловались. Новогодние традиции в нашей семье стандартные, классические. Мы пишем письма Деду Морозу, он приходит к нам в гости, дарит подарки.
– А в роли Деда Мороза – вы, видимо?
– Нет, что вы! Дед Мороз должен быть большой, с басом, от него должно веять холодом. Он должен быть настоящий. А я что… Чтоб дети сказали: «Ой, папа, это ты?» И перестали верить.
– Тогда пожелайте, пожалуйста, своим зрителям и тем, кто будет читать наше с вами интервью, что-нибудь в новом, 2023 году.
– Быть счастливым, быть любимым. Чтобы всегда быть нужным, чтобы было о ком заботиться. Для того чтобы быть счастливым, нужно ответить для себя, что такое счастье, в чем оно проявляется. Каждый счастлив по-своему. Я сегодня счастлив, потому что в моем доме царит любовь, там есть два малышарика – Даша и Маша, и я от этого счастлив. Для меня сейчас счастье – это какая-то очень простая вещь. Раньше, когда еще не было семьи, чувствовал по-другому, видел счастье в другом. А сейчас понимаю, что счастье, оказывается, очень простое: погулять с детьми, провести с ними время, видеть, как они улыбаются, как иногда даже дерутся между собой, как обнимают тебя, как тебя ждут. Ты смотришь на них, понимаешь, что ты счастливый человек, потому что они счастливы…
А нашим зрителям я пожелаю, чтобы они были здоровы. И еще пожелаю им открытий. И удивлений. Потому что удивление – это маленький шаг к счастью. Когда человек перестает удивляться, он закрывается и перестает жить. А за удивлением обязательно придет счастье.
Беседовала Наталья ЕЛИЗАРОВА,
фото со страницы Игоря Костина во «ВКонтакте» и предоставлены Омским академическим театром драмы.