«Никакого отличия от своих коллег-мужчин я не чувствую», — Виктория Заборских о женщинах в поэзии
Сегодня в проекте #встречисавтором журналист, поэт, феминистка Виктория Заборских. Она работает в медиа "Трамплин" и исследует омский стрит-арт. Поэзия пришла в её жизнь семь лет назад, у Виктории есть публикации в сборниках, но она не считает это достижением, которым стоит гордиться.
Виктория Заборских
• журналист, поэт
В интервью "Омск Здесь" Виктория Заборских рассказала о том, что для неё "слабость" и каково быть поэтом-феминисткой, какую роль в её становлении сыграл театр и чем современная школьная система отталкивает молодых специалистов. А в нашем видео она прочтёт свои стихотворения.
— Сначала ты казалась мне нежной юной девушкой, которая легко порхает по жизни. Но после нескольких твоих выступлений я увидела в тебе бойкость, стержень и готовность дать отпор неприятелю. А хрупкой ты себя чувствуешь? И трудно ли быть девушкой-поэтом?
— Меня всегда удивляет, когда люди говорят, что я кажусь им хрупкой или нежной. Я себя совсем не вижу такой. По своему внутреннему самоощущению, я довольно резкая, смелая и бойкая. Мне не нравится быть хрупкой, потому что для меня это значит показать слабость. Особенно важно быть сильной на сцене. Мне нравится эпатировать и быть в эти пять минут выступления такой, какой я ещё, может, только мечтаю стать.
Насчёт девушки-поэта, по-моему, это внегендерная профессия, и никакого отличия от своих коллег-мужчин я не чувствую.
— А ты боишься показаться слабой?
— Думаю, что не боюсь. Ещё важно разобраться, что подразумевать под словом "слабость". Для меня это инфантильность, неуверенность, робость, хрупкость. То есть, я не считаю, что слабость — это эмоциональность или женственность. Я могу быть слабой с родными или с близкими друзьями, но на сцене я получаю большое удовольствие от того, какой сильной и бойкой могу быть.
Кроме того, я легко показываю слабость в общепринятом понимании в своих стихах. Например, "Я люблю тебя. Это больно и сложно. Но в своём одиночестве я и этому рада".
— Тебе важно, как тебя называют — поэтом или поэтессой?
— Мне без разницы.
— Ты была актрисой в молодёжном театре. Какой это театр и что дал тебе опыт игры на сцене?
—С 16 до 20 лет я занималась в литературном театре "РиФ". Он находится во дворце творчества.
Опыт нахождения в театре — определяющий в моей жизни, но дело не в игре на сцене, а в том, какую философию нёс театр.
Наша руководительница Юлия Гавриловна Маркина пыталась реализовать/развить нас именно как людей, а не как актёров. Мы очень много читали стихи, учились "работать душой", то есть пропускать искусство через себя.
— В стихотворении, где ты обращаешься к ученикам на уроке, речь идёт о школьной практике на филфаке? Как тебе эта практика, что ты увидела в школе?
— Да, осенью 2021 года я проходила практику в одной из элитных школ города. И это сыграло со мной злую шутку, один из самых тяжёлых опытов в моей жизни. И дело не в детях. Думаю, дети — лучшее, что есть в профессии учителя.
Вся беда для меня заключалась в системе. Школа требует от учителя быть сверхчеловеком: нельзя показывать себя уставшим, растерянным, расстроенным. Нужно идеально скромно одеваться, не шутить с учениками — цена ошибки будто бы равна чьей-то сломанной жизни. На нас, практикантов, очень сильно давило начальство школы, повышало голос, даже за самую маленькую провинность. Например, на меня накричала директриса за то, что я вошла в класс с портфелем за спиной.
Это был месяц ежедневного эмоционального давления.
"Вы видите меня взрослой и толстокожей, а я не хочу быть такой", — строчки о том, что учитель — это тоже человек. Он не идеален, имеет право на ошибку, право быть самим собой в рамках этики. Для меня очень важно донести эту мысль своим стихотворением.
— Ты учишься на филфаке, но работаешь журналистом. Почему ты сделала выбор в пользу журналистики, а не преподавания или научной деятельности?
—Я всегда мечтала стать журналистом, а на "филологию" поступила из-за того, что там были бюджетные места. То, почему я не хочу стать преподавателем, описано в вопросе выше, а наука меня никогда не привлекала. Люблю журналистику за то, что она даёт право быть собой.
— Каково вообще учиться на филфаке? Какие дисциплины даются проще: лингвистические или литературоведческие?
— Учиться на филфаке сложно и легко одновременно, каждый предмет даётся по-своему. Моим самым любимым предметом за все 4 года стала лексикология, мне нравится разбираться в том, какие оттенки смыслов могут нести слова, это помогает в том числе в поэзии.
— Расскажи подробнее об омском уличном искусстве, которое ты исследуешь.
— Я делаю серию интервью "Уличные" для "Трамплина", благодаря ей я узнала больше именно об омском искусстве.
Моё увлечение уличной культурой началось с того, что я много гуляла по окраинам города и фотографировала его. Меня очень сильно вдохновляет эстетика постсоветского упадка. Во время прогулок я начала замечать детали города, важная часть которых — граффити и стрит-арт.
— Как ты пришла к самовыражению через поэзию и как случилась твоя первая публикация?
—Я начала писать стихи в 15 лет: сидела на домашнем обучении из-за проблем с позвоночником и крайне мало общалась со сверстниками. В это время случилась моя первая любовь, и это подтолкнуло меня попробовать себя именно в (жанре) поэзии. Кроме того, в этом начинании меня всегда поддерживал мой отец, он тоже поэт.
С 14 февраля 2016 года я веду свой паблик во "ВКонтакте", где можно наглядно проследить мой путь развития в качестве поэта.
— А как ты попала в поэтический альманах ОмГТУ "Переливы"?
— На первом курсе университета я пошла в поэтическую студию при ОмГТУ. Ирине Гореловой, руководительнице проекта, понравились мои стихи, и она посоветовала подать их на конкурс в альманах от студии.
Я не считаю публикацию в печатных изданиях каким-то большим достижением, потому что сама очень редко читаю бумажные книги, в основном слушаю в аудиоформате.
Виктория Заборских и граффити-художник Дмитрий Трайп
— От твоих текстов веет чувством одиночества. Скажи, для тебя это тягостное чувство или ты находишь в нём успокоение и силы?
— Я человек "внутренней драмы". С одной стороны, одиночество помогает её поддерживать, находить темы для стихов, а с другой — для меня это тягостное чувство, от которого я хочу избавиться. Это ярко выражено в стихотворении "Ты душный".
Ты душный. Ты душный. Ты душный.
Мне рядом с тобой неловко и скучно.
Но ты пахнешь мужчиной, а я пью алкоголь
И не хочу оставаться сегодня с собой.
Это теоретическая ситуация, но она очень ярко показывает, как можно бежать от тяжёлого одиночества при некоторой степени отчаяния.
Ещё это чувство в моей жизни связано с тем, что мне часто тяжело открываться людям, говорить фразы вроде "Я тебя люблю" или "Ты мне нужен". Я стараюсь всегда оставаться независимой.
— В интервью на записи программы ты говорила, что неожиданные события могут тебя вдохновить. Расскажи о случае, когда неожиданность дала тебе положительный импульс.
— Мне кажется, самые яркие моменты всегда случаются неожиданно. Например, летом прошлого года мне написала знакомая и предложила погулять, я не ожидала от этой встречи ничего хорошего, но в итоге мы бежали наперегонки по набережной под песни Сергея Сироткина, а потом встретили друга, который тогда мне очень сильно нравился, и мы гуляли до самой темноты.
Плейлист от автора
— Ещё в стихах ты говоришь о том, что мчишься от детских надежд к взрослым заботам. Тебе тяжело далось взросление?
— Не могу чётко ответить да или нет. Это постепенный процесс. Например, сегодня я узнаю, что отношения не бывают раз и навсегда, а завтра — что мир неоднозначен и у каждого своя правда, нет чёрного и белого, но есть красный, голубой, зелёный и т. д.
Подобные инсайты сначала шокируют, заставляют почувствовать страх, но в итоге дают ощущение свободы. Я могу сформировать собственную систему ценностей и делать только то, что сама захочу.
— Почему в стихотворении, где ты перечисляешь много странных обстоятельств, в их числе — люди в масках на улице, почему в этом тексте говорится, что счастливым будет 2017 год? Это о том, что лирический герой застрял в прошлом? И есть ли здесь параллель с "верните мне мой 2007"?)
— Я думаю, что выбрала 2017 год как символ того времени, когда я была более юной.
В стихотворении он только наступает, а это значит, что множество ключевых событий в моей жизни ещё не произошло. Лирический герой резко переместился из прошлого в будущее и теперь удивляется тому, как изменился мир вокруг. Он не знает правил этого другого мира, и всё кажется ему странным — я бы соотнесла это с процессом взросления. Особенно, когда сверстники резко становятся морально старше быстрее тебя и ты удивляешься, почему подруги выходят замуж, хотя чётко помнишь, как совсем недавно вы списывали друг у друга домашнее задание.
Стихотворение было написано в конце 2020 года, я думаю, что сейчас я одна из тех, чьей "взрослости" удивляются ровесники.
— Как ты изменилась за последний год?
— Год назад у меня были короткие рыжие волосы, я пыталась снимать свою первую короткометражку, была активисткой в студенческих педагогических отрядах и переживала, в какой лагерь я поеду летом (мы так никуда и не поехали).
Теперь я блондинка, живу отдельно от родителей, работаю журналистом, с иронией отношусь к студенческому активизму.
Сейчас чувствую себя во многом совсем другим человеком, я стала куда более самостоятельной.
— Какой ты представляешь себя в будущем?
— У меня нет чёткого представления о будущем. Наверное, в глубине души я бы хотела стать Мирандой Пристли из фильма "Дьявол носит Prada", то есть главной редакторкой крутого журнала, которую боится весь офис.
— Раз уж ты употребила слово "редакторка", скажи, как относишься к феминитивам и феминизму в целом?
— Я феминистка и часто ярко отстаиваю свою позицию по этому поводу.
Мне нравится, как феминитивы выглядят в тексте, будто бы они делают написанное более современным. Я зачастую использую их, но не считаю это какой-то острой темой для себя, поэтому меня не задевает, когда в тексте нет феминитивов.
Фото предоставлено героиней публикации