За что Колчак ненавидел евреев и любил читать «Протоколы сионских мудрецов»
Верховный правитель России Колчак и главнокомандующий Сибирской армии Гайда на банкете с дипломатическими представителями. Екатеринбург. 1919 год. © /
Омский Центр изучения истории гражданской войны
В годы Гражданской войны родился и достиг своего расцвета политический плакат. Его использовали противоборствующие стороны, соревнуясь, кто ярче и нагляднее изобразит врага. Язык художника звучал наравне с речью оратора и бил в цель, похлеще пули.
Статья по теме
Запретно-забытое наследие. Как жили и где работали художники при Колчаке
И те, и другие брали для основу традиции русской сатирической графики, народного лубка, журнальной карикатуры. Совпадали даже образная и цветовая символика. Кроме того, на многих плакатах можно было увидеть антисемитские элементы. Преуспели в этом белогвардейцы.
«В немалой степени на жителей Сибири влияла и пропаганда Российского правительства Александр Васильевича Колчака, использующая националистические лозунги. Даже в листовке, предназначенной красноармейцам, людей призывали «Иди к нам, русским!», — рассказывает кандидат исторических наук, главный архивист Исторического архива Омской области Максим Стельмак. — Колчак являлся человеком правых, консервативных взглядов, сторонником твердой власти. К идее дружбы народов он относился не только насмешливо-скептически, но и презрительно».
Фрагмент белогвардейского плаката харьковского отдела пропаганды ВСЮР, 1919 год. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны
Погром – слово без перевода
Принято считать, что в Сибири, в отличие от юга России, в годы Гражданской войны погромов не было, и к еврейскому населению относились не то, чтобы приветливо, но сдержанно.
Статья по теме
Красные или белые: битва плакатов. В Гражданской войне победило искусство
Конечно, за Уралом, в отличие от западных, центральных и южных регионов Российской империи их было меньше, но в Сибири и на Дальнем Востоке обыватели из местного населения и лидеры антибольшевистских сил были не чужды общероссийским стереотипам.
Немаловажно знать, обсуждая эту тему, что в ту эпоху русским считался человек не столько по происхождению, сколько по вероисповеданию. Поэтому если ты православный, то уже русский. Были инославные – это католики и протестанты. Были иноверцы, это мусульмане. И были инородцы, как раз иудеев записывали в эту категорию.
Язык художника звучал наравне с речью политического оратора и бил в цель, похлеще пули. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны
«Стереотипы в отношении к евреям возникли не на пустом месте, — говорит Максим Стельмак. — В российской империи это было дискриминируемое меньшинство. Об этом подробно пишет российский историк Олег Будницкий в своей работе «Российские евреи между красными и белыми (1917 — 1920)», которая была издана в 2005 году. Это монография с массой российских и зарубежных источников, где он разбирает положение евреев в период Гражданской войны. Исследование очень колоритное, местами его жутко читать. В предисловии Будницкий описывается жизнь евреев до революций, и он отмечает, что предрассудки в отношении этой нации, даже у государственных лиц, носили некий иррациональный характер».
Зловещим кажется диалог Лизаньки Хохлаковой и Алёши Карамазова в романе «Братья Карамазовы» Фёдора Михайловича Достоевского: «Правда ли, что жиды на Пасху детей крадут и режут?». И далее следует страшная в своих подробностях реплика. Примерно так же о евреях говорили и в салонах петербургской знати, и в крестьянских избах какой-нибудь Рязанской губернии.
Политический плакат использовали противоборствующие стороны, соревнуясь, кто ярче и нагляднее изобразит врага. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны
То, что происходило в Российской империи в конце XIX — начале XX века в отношении евреев было крайней формой дискриминации. Для них была определена так называемая «черта оседлости», определявшая территории, на которых разрешалось селиться. Они были крайне ограничены в правах, были введены еврейские квоты в вузах, ограничивалось число учащихся евреев. Им запрещается адвокатура, ведь эта профессия даёт власть. Мало того, в случае какого-то конфликта инородцев, в том числе евреев, определяли в потенциальные противники, которых следует опасаться. Выход был один – принять христианскую веру.
Статья по теме
Омичи увидят плакаты времен Первой мировой войны
Антиеврейская агитация только усиливается с началом Первой мировой войны. Дескать, евреи только отсиживаются в тылу, а русские проливают кровь. Но на солдатскую службу евреи призывались, другое дело, среди офицерства их не было на первых порах военных событий. В газетах, когда печатали фамилии награждённых в битвах, запрещалось писать их фамилии. Можно было указывать только одну букву.
В тот период кроме антисемитской пропаганды стала развиваться шпиономания. Россия вела антигерманскую пропаганду, так в Воронежской губернии местные власти запретили говорить на немецком языке. В Омске на железнодорожном вокзале было запрещено продавать газеты и журналы на немецком языке. Шли тайные циркуляры, чтобы не допускать в школы детей немцев. Конечно, всё это усиливало коспирологические настроения – кругом враги и кругом немцы. И кругом заговор. Вплоть до императорского дворца, супруга Николая II была немкой, значит, заговор против русского народа зреет на самом верху.
Художники использовали традиции русской сатирической графики, народного лубка или журнальной карикатуры. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны
После отречения царя от престола Временным правительством были отменены все ограничения российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. Только вот погромы не прекратились.
На Украине, Белоруссии, в европейской части России, в особенности, в южных губерниях погибло где-то 100 тысяч евреев – ужасная цифра. В основном, это на совести белой армии, петлюровцев и махновцев, войск различных атаманов и предводителей. Издевательства над евреями, грабежи их имущества, бессудные расправы стали явлениями обычного порядка. В погромах участвовала и Красная армия, но за это иногда расстреливали. С пережитком прошлого советская власть всё же пыталась бороться, и именно погромы стала использовать в пропаганде, чутко реагируя на мнение мирового сообщества.
Фрагмент самого популярного плаката времён Гражданской войны. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны
Остановить кровавое колесо пытались в белой армии. Как писал командующему Вооружёнными силами юга России Деникину в декабре 1919 года русский посол в Париже бывший депутат Государственной Думы от партии кадетов Василий Маклаков, «около него (еврейского вопроса) идет такая агитация, которая может оказаться нам прямо гибельною; Америка, сейчас к нам очень расположенная, может именно из-за этого прекратить всякую помощь Добровольческой армии».
Колчак и «Протоколы сионских мудрецов»
В Сибири с черносотенными организациями было не так, чтобы густо. «Даже представители жандармерии отмечали, что среди сибирских черносотенцев отсутствует интеллектуальная база, их организации не имеют способных лидеров. Важную роль сыграл и фактор того, что это движение не поддерживала интеллигенция, — говорит Максим Стельмак. — Однако, как отмечает историк Герасимова, деятельность черносотенцев в Сибири всё же приносила свои плоды. В Красноярске на почве антисемитских настроений 7 мая 1916 года произошёл погром 40 еврейских и 11 русских лавок. Любопытно, что даже в «Омских епархиальных ведомостях» в № 2 от 8 января 1917 г. была опубликована статья антисемитского содержания».
Верховный правитель России Александр Колчак. 1919 год. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны
В Сибири во время Гражданской войны таких страшных погромов, как за Уралом, не было. Самые громкие: в июне 1919 года в Шадринском уезде, в июле 1919 — го – в Екатеринбурге. Погром устроили анненковцы, причём под руку попали китайцы, турки, татары, весь нерусский народ.
Адмирал Колчак, ставший в ноябре 1918 года в Омске Верховным правителем и Верховным главнокомандующим, с союзниками в решении еврейского вопроса почёл нужным считаться, и жёстких мер не принимать.
Статья по теме
«Эх, яблочко, куды ты котишься». Террор в годы Гражданской войны в России
«С одной стороны, по своим взглядам это был довольно консервативный человек правых взглядов, сторонник авторитарной формы правления. Во время встречи с Георгием Плехановым (которого он принял за социалиста-революционера) в Петрограде, Колчак открыто сказал о своей неприязни к социал-демократам, которые «…не любят отечества и, кроме того, среди них очень много жидов…». Как же в итоге подобные взгляды проявились в Сибири, когда он уже находился у власти», — рассказывает историк.
Колчак предпочитал не реагировать на антисемитские прокламации, на травлю в прессе евреев. Адмирал отвечал, что он – за равенство. И даже показательно в Сибири увольняли редакторов газет, где ругали иудеев.
«Как бы то ни было, но именно в белой Сибири были переизданы знаменитые «Протоколы сионских мудрецов», которыми Верховный правитель зачитывался. Член правительства Колчака, оставивший воспоминания об адмирале, Георгий Гинс писал, Александр Васильевич верил в слухи о наличии масонского заговора. «Протоколы сионских мудрецов» были напечатаны в Омске, Восточной Сибири, Владивостоке и Хабаровске, хотя ещё расследование, проведенное по приказу Петра Столыпина, доказало, что они являются подделкой», — отметил Максим Стельмак.
На многих плакатах можно было увидеть антисемитские элементы. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны
29 июня 1919 года у Колчака на аудиенции побывал Френк Розенблат, представитель в Сибири и на Дальнем Востоке Американского еврейского распределительного комитета. Верховный правитель утверждал, что не допустит насилия по отношению к евреям. Стенограмма встречи была опубликована, правда, с купюрами. Адмирал объяснял Розенблату, что антисемитские прокламации предназначались для Красной армии, а не своей. Так белогвардейцы использовали еврейский вопрос в своей пропаганде.
Любимыми персонажами белой агитки были Ленин, Троцкий, комиссары, распятая на кресте Россия. Характерный пример – комиссар русский и комиссар еврейский, они стреляют в икону. Один из ярких плакатов того времени – «Федеративная советская монархия».
Статья по теме
Последние дни адмирала. Сто лет назад был расстрелян Колчак
На предрассудках была построена ещё одна кампания против большевиков – убийство царя и его семьи. Версию о её ритуальном характере запустил в оборот ещё в начале 1920-х годов генерал Дитерихс. Ему Колчак, как начальнику разведки, в феврале 1919-го поручил руководство всей следственной работой по делу о расстреле Николая II. Он издал книгу «Убийство царской семьи и членов дома Романовых». В ней Дитерихс выдал все антиеврейские слухи об этом, как достоверный факт.
«Как показывает практика, нежелание решать национальный вопрос, не давать автономию и право самоопределения другим народностям, использование националистической пропаганды не приводит к решению крупных социально-экономических проблем. Но, к сожалению, это не исключает того, что подобные идеи могут овладевать умами людей, давая им ложное объяснение текущих проблем. Данная проблема является актуальной и для нашей современности (в качестве примера вполне подходит риторика против мигрантов в Европе, придание термину «толерантность» негативного значения). Уроки Гражданской войны в России, на наш взгляд, показывают необходимость помнить о последствиях националистических воззрений, неспособных создать конструктивные идеи, особенно в условиях 21 века», — сказал кандидат исторических наук, главный архивист Исторического архива Омской области Максим Стельмак.
Белогвардейские плакаты в музее изобразительных искусств
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
Белогвардейские плакаты в музее изобразительных искусств
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова
© АиФ / Александра Горбунова