Сумасшествие и наглость по телефону. Директор омского Дома кино о том, как продвигать фестивальные фильмы
Какой вуз надо окончить, чтобы потом целыми днями смотреть фильмы? Хорошие и не очень, с попкорном и с платком для слёз, игровые, документальные, анимационные, короткометражные и в "полный рост". Чего стоит организовать кинофестиваль и какой режиссёр может испортить ужин? Об этом расскажет Татьяна Карпинина, которая могла бы обучать студентов токарному делу, но стала директором омского Дома кино.
— Татьяна Владимировна, как вы попали в сферу кино?
— Это был 89-й год, я увидела объявление в газете: в кинотеатр "Иртыш" срочно требуется педагог. Что делает педагог в кинотеатре, я не знала. Но так как у меня было педагогическое образование, а я искала работу, я к ним пришла. Оказалось, что педагог — это тот, кто занимается детским зрителем. Потом уже, работая в "Иртыше", я пошла учиться в наш университет на факультет культуры. А тогда у меня было педагогическое и техническое образование — мастер производственного обучения, токарное фрезерное дело (улыбается).
— Вы любили кино с детства?
— В советское время одним из основных видов досуга было, конечно, кино. Когда-то я прочитала в газете, ещё в школе училась, что каждый человек в нашей стране ходит в кино в среднем, по-моему, 36 раз в год. Я решила это проверить — записывала все фильмы, какие смотрела. В итоге выяснилось, что я не как каждый человек — я хожу гораздо больше. Я практически всё смотрела, что выходило на экраны. У меня в голове был будто компьютер: я запоминала режиссёров, актёров, сценаристов, операторов. Знаете, как, например, вы слышите название произведения "Война и мир", и у вас в голове сразу — Лев Толстой. А у меня точно так же было всегда с кино. Если я слышу, например, "Они сражались за Родину" (0+), сразу понимаю — Сергей Бондарчук. И мне это, конечно, очень сильно пригодилось, когда я пришла в "Иртыш". И то, что у меня будет возможность смотреть кино, сколько я хочу, мне очень прельщало.
— А поучаствовать в киносъёмках вы хотели бы?
— Нет, абсолютно. Не было такой мысли даже. Может быть, потому что, когда мне было 22 года, я сразу же начала работать именно, как говорится, с продажей кино: показ, прокат и так далее. Поэтому съёмок никогда в голове не было. Ни в качестве артиста, как многие девочки мечтают, ни в качестве режиссёра.
— Какой фильм вы готовы пересматривать множество раз?
— Один из самых любимых фильмов, который я буду смотреть всегда в любое время, — это "Мимино" (18+) Когда я вижу, что он начинается по телевизору, я замираю и "всё умерло" для меня в этот момент. Когда я в первый раз его смотрела, я что-то готовила на кухне и зашла в комнату на минуту — как раз фильм начался. У меня сгорело всё на кухне, потому что я не могла заставить себя сходить выключить газ, потому что не могла оторваться от экрана. Вообще, Георгий Данелия — один из моих любимых режиссёров.
— Какие фестивали проводит Дом кино?
— У нас два крупных фестиваля, на которые мы приглашаем гостей, которые, как правило, идут несколько дней (этих дней нам всегда мало). Во-первых, это наш международный фестиваль короткометражного кино "Окно". Мы планировали изначально, что там будут любительские работы. Там есть конкурсные программы, игровое и документальное кино, анимация. Ну и, естественно, работы вне конкурса. Откуда они берутся? Это профессиональное кино. "Союзмультфильм" присылает работы — ну как они могут соревноваться? Их мы показываем вне конкурса.
Есть фестиваль документального кино "ГЕО-21". Мы начинали этот фестиваль совместно с омским отделением Русского географического общества. В это фестивале нет конкурсных программ, мы собираем всё лучшее, что было снято за год. В ноябре каждый год у нас проходит фестиваль студенческих работ ВГИКа. Мы показываем фильмы по учебным заведениям. В декабре мы показываем "Фанк" — фестиваль научного кино. В марте — фестиваль анимационного кино "Открытая премьера".
— Трудно ли добиться участия в фестивале знаменитостей?
— У каждой знаменитости бывает неделька отдыха, и тогда они, конечно, соглашаются к нам приехать. И мне очень хотелось всегда пригласить режиссёра Владимира Аленикова и вообще познакомиться с ним. Он известен всем по фильму про приключения Петрова и Васечкина (0+). Я понимала, что он живёт в Америке, поймать мне его в принципе невозможно. Но тут где-то в новостях вижу, что он в данный момент в Ярославле ставит спектакль в театре. Я нахожу этот театр, звоню нагло и говорю: "Помогите мне связаться с режиссёром". В итоге я добилась: мне дали его телефон, я с ним созвонилась. И он говорит: "Хорошо". Я так была удивлена, когда он согласился к нам приехать. Он с нами провёл 5-6 дней, посмотрел, как мы работаем.И когда уже закончили мы этот фестиваль, он сказал: "Хотите, я буду вашим президентом?". Я была просто в шоке! Естественно, я согласилась. И теперь, когда я готовлюсь к какому-то фестивалю, я прежде всего сначала ему звоню, чтобы посоветоваться.
— Омичи — постоянные участники ваших фестивалей?
— Омичи участвуют, в основном это молодёжь, студенты наши. У них ещё пока слабые работы с точки зрения именно конкурентности. Из перспективных режиссеров у нас есть Александр Кузовков. Вот так, ребята, надо снимать: хорошая работа с кадром, работа с актёрами, с деталями. Потому что "Новая мама" (12+) — это какой-то восторг, это просто экстаз.
Александр Кузовков
— Почему вы решили проводить кинофестивали и зачем, по-вашему, они нужны?
— Если мне что-то очень нравится, я хочу, чтобы это посмотрело как можно больше людей. Это с детства было. Если я прочитала книгу, я буду навязывать её окружающим. Если я посмотрела фильм, я тоже буду его предлагать: "Это такое классное кино, давайте пойдёмте смотреть!"
Я абсолютно убеждена в том, что кино — это единственный из видов искусства, который глобально влияет на нашу жизнь, на наше мировоззрение, на наше отношение ко всему. Если государство хочет повернуть нацию в нужную ему сторону, то надо просто снимать кино на нужные ему темы. При всём моём уважении к балету, например, или к опере, к живописи — они не так широко распространены, народ не так часто ходит на балет.
— Что должен знать человек, решивший организовать кинофестиваль?
— Во-первых, этот человек должен понять, точно ли он хочет этим заниматься. Может, у него сиюминутная блажь. Чтобы он об этом не пожалел. Во-вторых, он должен чётко знать, какие у него цели, задачи, для чего он вообще этот фестиваль хочет организовать. Потом — определиться, какой именно должен быть фестиваль, каким он его видит. Есть фестивали литературные, где участвуют фильмы-экранизации, фестивали документального кино, анимации, короткометражек — то есть самые разные. Ну, естественно и обязательно — у него должна быть команда единомышленников, таких же сумасшедших, как и он сам. Потому что когда ты готовишь фестиваль, ты круглосуточно этим занимаешься. Нет такого, что пришёл на работу, 8 часов отработал, ушёл и всё — ничего подобного. Пока вы его не проведёте, это круглые сутки. И эта вся команда должна быть такого уровня же. Далее — должно быть финансирование, потому что бесплатно… Ну, это только вы будете работать с вашей командой, может быть, раз вы сумасшедшие, да? А все остальные-то нет. Естественно, должны быть, так скажем, связи, хотя это слово здесь не очень подходит. Если вы решили показывать кино, его же где-то надо взять. Кто-то должен вам прислать кино, вы должны как-то где-то с кем-то завязаться на эту тему. Если выполнены эти условия, то уже можно дальше думать над разработкой тем, программы и так далее.
— Сколько времени уходит на отсмотр фильмов для фестивального показа?
— Это очень долго. "Окно" у нас идёт обычно в октябре. Начинаем мы работать, как правило, в июне: рассылаем положение о фестивале, нам начинают приходить работы. И их мы, как правило, смотрим по сентябрь точно. Каждый день по несколько фильмов, бывает целый день с утра до вечера. Почему я и говорю, что в этот период мы начинаем уже тихо ненавидеть кино. В среднем приходит 400 работ, это очень много. И когда ты думаешь, что всё отсмотрели и закончили, мне говорят, что пришла ещё одна программа. Я говорю: "Сколько?" 70 фильмов! Как 70? Я уже всё — не могу, не хочу, не столько, не сегодня.
Говорят, ой, какая хорошая работа в кино. Но там надо иметь твёрдую попу, чтобы сидеть это всё смотреть (смеётся).
— Как и кем принимается решение, какие фильмы попадут в программу фестиваля?
— Абсолютно коллегиально. Зачастую моё мнение не совпадает с мнением моих молодых сотрудников. И поэтому каждый раз я думаю, что чего-то уже не понимаю, может, это действительно не то.
Я помню, как я смотрела фильм "Ла-Ла Ленд" (16+), мне было настолько скучно, я сидела уже просто подрёмывала. А моя подруга повизгивала от удовольствия, когда мы с ней сидели в кинотеатре. И я в этот момент открываю телефон, листаю, оказывается, этот фильм выдвинули на "Оскар". Тогда я открыла глаза пошире, смотрела повнимательнее, потому что поняла, что тут что-то не то.
— Получается, вы и вне работы смотрите фильмы?
— Ну да, бывает такой грех. Есть режиссёры, которых я пойду смотреть при любом раскладе, есть у меня время или нет. Это Гай Ричи. Из наших режиссёров — Никита Михалков: всё, что бы он ни снял, я пойду обязательно смотреть. Я считаю его гениальным режиссёром и ещё более гениальным актёром. И тем, кто со мной не соглашается, я каждый раз говорю посмотреть фильм "Жестокий романс" (12+). Это, я считаю, эталон актёрского мастерства.
— Пользуются ли спросом летние кинопоказы от Дома кино?
— Наши любимые летние показы мы задумали, наверное, тоже от своего сумасшествия. Летом люди отдыхают, а мы сами себе придумали и вот работаем теперь. У нас есть небольшой скверик возле Дома кино, между нами и набережной Иртыша. И так хорошо деревья там сошлись, от солнца закрывают. И мы провели эксперимент, это было, наверное, уже лет семь назад. Мы поставили простой экран, вынесли свои простые стулья туда. Попробовали — показывать можно. Но у нас же проблема-то в чём? Мы не южный город, у нас темнеет поздно. Это только часов в 10 вечера можно начинать показывать кино, не раньше. Я по первости думала, как отнесутся жильцы нашего дома, если мы тут у них под окнами развернём кинотеатр. Оказывается, наши жильцы — люди более чем адекватные, они устроились на балконах, они наливают себе кто винцо, кто чаечек — они сидят, смотрят, радуются жизни. У них тут под окнами вот такой кинозал.
Ещё больше материалов о кино в различных аспектах ищите здесь.
Фото: скриншоты проектов "ПРО КИНО" и "Свободное время" телеканала "Продвижение", архив "Омск Здесь"