«Орёл, готовься!» Карьера через пахоту, поражения и слёзы
История успеха звёздного воспитанника омского хоккея Евгения Орлова.
Часть 1.Наша справка.
Евгений Орлов. Родился 24 октября 1990 года. Воспитанник омского хоккея. Нападающий. Первый тренер Зыков Виктор Александрович. Окончил СибГУФК и Высшую школу тренеров, г. Омск. Выступал за команды:
- "Авангард-2" (Омск, 2007-2009).
- "Омские Ястребы" (Омск, 2009-2012).
- "Авангард" (Омск, 2009-2012).
- "Зауралье" (Курган, 2012).
- "Амур" (Хабаровск, 2012-2015).
- "Металлург" (Новокузнецк, 2015-2016).
- "Югра" (Ханты-Мансийск, 2015-2016, 2018-2019).
- "Северсталь" (Череповец, 2016-2017).
- "Сокол" (Красноярск, 2016-2017).
- "Сарыарка" (Караганда, 2016-2017).
- "Спартак" (Москва, 2017-2018).
- "Химик" (Воскресенск, 2017-2018).
- "Ижсталь" (Ижевск, 2019-2021).
- ХК "Ростов" (Ростов-на-Дону, 2020-2021).
- "Омские Крылья" (Омск, 2021-2024).
Статистика:
- В КХЛ сыграл 239 матчей. По системе (гол+пас) набрал 48 очков. Забросил 25 шайб, сделал 23 передачи.
- В ВХЛ провёл 319 игр. По системе (гол+пас) набрал 132 очка. Забросил 62 шайб, сделал 70 передачи.
- В МХЛ сыграл 102 матча. По системе (гол+пас) набрал 95 очков. Забросил 45 шайб, сделал 50 передачи.
- В общей сложности в различных лигах России отыграл 660 игр, в которых набрал 275 очков.
- Свою первую шайбу за взрослую команду (омский "Авангард") Евгений забросил 30 августа 2009 года на XXIV турнире памяти олимпийского чемпиона Виктора Блинова.
- Дебютный гол в чемпионате КХЛ Орлов забил 10 октября 2009 года в ворота новосибирской "Сибири" в составе "Авангарда".
- Евгений — обладатель "Кубка Харламова" в составе "Омских Ястребов" в 2012 году.
Орлов из тех людей, которых можно называть незаменимыми. С кем бы я ни общался из партнёров по командам, с которыми он играл и играет, все в один голос говорили о его правильном отношении к работе и самоотдаче на льду и за его пределами.
Нападающий ХК "Авангард" Антон Ковалёв:
"Как человек Женька — открытый, честный, добрый. Как бы банально это ни звучало, он всегда готов прийти на помощь. Как хоккеист — трудолюбивый, опытный, упорный. Он очень профессионально относится к своей работе. В нашем деле нет мелочей. Молодые за ним тянутся. Он реально является примером по отношению к хоккею".
А ещё Евгений — компанейский парень. Про таких принято говорить — парень с нашего двора. И ключевое слово здесь — "нашего". Он действительно НАШ!
— Где жили, в каком районе города?
— Я родился в Омске, а не там, как пишут в некоторых социальных сетях (встречается информация про деревню Улиткино Анискинского сельсовета Щёлковского района Московской области — прим. ред.) (улыбается). До сих пор не понимаю, откуда эта информация, и кто её туда закинул.
Так вот, я родился в Омске. В родильном доме, где сейчас популярное кафе Coffee rooms. На втором этаже. Папа как-то меня подвозил к тому зданию и говорил, что мама здесь из окошка меня ему показывала.
Моё детство прошло на улице Осоавиахимовская, 159, в пятиэтажке возле 113-й школы, там я и учился до 5-го класса.
Я считаю, у меня было счастливое детство. Время было, конечно, другое. Мы не зависали в гаджетах. Мы дружили… Играли во дворе в подвижные игры, и это был не только в футбол летом или хоккей зимой. "Кашевары", "Двенадцать палочек", спросите у любого мальчишки во дворе, как в это играть, уверен, сейчас никто не скажет. Да, нас с улицы не так просто было загнать. Потому что во дворе было всегда интересно. А знаете, какой самый вкусный деликатес в детстве был у нас?
Мама делала бутерброд: хлеб с маслом и сахаром. Это просто бомба… А самая вкусная вода на свете? На колонке за домом. Наберёшь в бутылку из-под сока или газированной воды и весь день с ней бегаешь.
— Как подружился со спортом?
— Моя активность во дворе предопределила мою спортивную карьеру (смеётся). Попробовал я каратэ, танцы, футбол. Но всё изменилось после похода на хоккей в СКК имени Блинова с папой. Мне очень понравилось. Не только, кстати, игра "Авангарда". В СКК было очень атмосферно. Возле входа в сектор продавалось много всякой еды, на трибуне каждый болельщик понимал и разбирался на уровне главного тренера (улыбается), как нужно играть, а я слушал всё это с открытым ртом и мечтал, что скоро и про меня так же будут восхищаться и спорить. А диктор произнесёт: "Гол забил Евгений Орлов".
А вот в туалет ходить в том дворце было нежелательно. Там не было запрета на курение. Дымили все, в итоге я как-то даже потерялся, не мог найти выход. Папа отыскал меня. (Смеётся. Тоже история, согласитесь?). Кстати, на вопрос родителей, понравилось мне на хоккее, я заявил, что стану хоккеистом. Ну вот, мечты сбываются.
— Где была первая площадка?
— В первый раз я попробовал лёд, или он меня (улыбается), на открытом корте "Сибзавода". Сейчас на этом месте стоит дом. А в те года там всегда много играли в хоккей и взрослые, и дети. Первенство города было мощным. Каждая команда имела по регламенту несколько возрастов, начиная от детского и заканчивая взрослыми. По весне лёд растаял, и мы перебрались в "Тополиный", что на левом берегу. Было интересно, крытый лёд, дворец. Всё как у взрослых… Ну и во дворе за домом тоже играли. На дороге. Ледяные комки вместо штанг. Как машина проедет, новые ворота ставь… (улыбается).
— Экипировка была незатейлива?
— Дома тогда были коньки "гаги", они-то и стали моими первыми. Я просто надевал их, по лестнице подъездной спускался и шёл играть с пацанами. Потом мне купили первые пластмассовые коньки "Динамо". Я был жутко горд и считал себя суперпрофессионалом. Что же до клюшки, то первой стала "Тиса", потом "Сокол". Она была деревянная. Вообще, мне форму собирали с миру по нитке, как говорится. По объявлению в газетах, искали знакомых, кто мог бы помочь. При случае брали всё, что было по размеру или нет.
— На какой позиции хотел играть? Сразу нападающим?
— Да, тут без вариантов. Я с детства быстро бегал на льду, старался быть шустрее всех. Так что тренер меня в нападающие и определил.
— Кто был твоим первым наставником?
— Моим первым тренером был Виктор Александрович Зыков. Помогал ему Игорь Викторович Кочергин. Они-то и заложили фундамент в моей карьере. Во главе угла у них всегда стояла самодисциплина. Мальчишек они старались воспитывать так, чтобы они умели преодолевать все трудности. Через тяжёлые тренировки, через не могу. Бывало, набегаешься, думаешь, всё, больше не смогу. А Виктор Александрович подъедет, наклонится к уху и спросит:
— Ну что, всё, больше не можешь? — Как это я не могу? Могу! — Правильно, молодец. Ну, давай ещё чуток.
Он из нас, из мальчишек, воспитывал настоящих парней. Он полностью отдавался работе. Да нет, не работе. Это его жизнь была.
Вот представь, его интересовало всё. Во сколько лёг спать, что ел, заправил кровать дома или нет. Занимался ли дополнительно, делал ли силовые, бросал ли шайбу во дворе, если да, то сколько раз? Как дела в школе? Как родители? Почему стрижка неаккуратная? В поезде едем на игры, обязательно в обед — сон. Пройдёт, проверит. Нам тогда казалось это ерундой, а сейчас я понимаю, что это — наука…
Я ещё хочу рассказать про Дмитрия Дмитриевича Бондарева. Он меня в определённый этап моей карьеры поддержал. Был момент, мне было 17 лет, когда меня отцепили от сборной Урала и Западной Сибири. У меня руки опустились. Так было обидно. А Дмитрий Дмитриевич забрал меня в "Авангард ВДВ". Он мне доверял. А знаете, чего стоит доверие тренера? Я почувствовал уверенность в своих силах. Игра "пошла". Мне запомнилась его фраза: "С Орловым всё звено играет острее". И добавил, что в "Авангарде" обязательно буду играть.
— Обычно те, кто фанатеет по спорту, собирают дома всё, что связано с любимым видом спорта. Вырезки, плакаты, атрибутику собирал?
— Конечно. Родители были не против. Когда посещал матчи "Авангарда", старался покупать всякие карточки, флажки, плакаты. После игр с пацанами ждали выхода хоккеистов, чтобы фотографии сделать или взять автограф. Потом, помню, в школе показывал. Популярен был, причём не только среди парней (улыбается). Дома вся стена у нас в спальне была заклеена этими вырезками из программок, плакаты висели, карточки Максима Сушинского, Дмитрия Рябыкина, Рамиля Сайфуллина. А теперь вот Рамиль Вильямович Сайфуллин — мой главный тренер в "Омских Крыльях". Такова наша хоккейная жизнь. А ещё храню дома один сувенир. В "Авангарде" играл нападающий Павел Каменцев. После матча он мне клюшку подарил. Я с ней поехал на турнир в Новосибирск и, представляешь, получил по итогу матчей "Лучшего игрока". За это меня наградили клюшкой "KOHO". Тогда это было очень круто. Дома она у меня до сих пор стоит.
— Какие кумиры были в детстве?
— С детства следил за всеми игроками "Авангарда". Всех знал в лицо, всю статистику каждого мог наизусть рассказать. Ночью разбуди, от зубов будет отскакивать (смеётся). Из "авангардовцев" нравилась манера игры Макса Сушинского, Павла Патеры, Лёши Черепанова (Царствие ему небесное). За океаном в НХЛ вдохновлял Павел Буре. Специально искал записи его игры в сильнейшей лиге мира. Какая скорость!!! И на этой скорости он филигранно владел клюшкой. Всегда хотел такую скорость себе натренировать.
Ну и отдельно, конечно, скажу о Яромире Ягре. Это космос. Суперпрофессионал. Не могу сказать, что мы подружились, но… много дополнительно с ним тренировался. Подсматривал, какие упражнения он делает для развития броска, как тренируется в зале. Бывало, по весне катались с ним с 12 ночи до 2 часов. Всю тренировку бросали по воротам.
— Как удалось попасть в систему "Авангарда"?
— Карьера моя складывалась нелегко с детства. Ну не был я одарённым талантом. Мне всё давалось через пахоту, поражения, слёзы. Да, и такое бывало, и я не стыжусь этого.
Но, слава богу, что всё выдержал. Спасибо, что родители поддерживали в сложных моментах. Я думаю, главное — молодому хоккеисту добраться до зрелого возраста и психологически не сломаться. Терпеть и работать, как бы трудно ни было.
Сейчас я стараюсь воспитать это в своём сыне Мироне. Он тоже пошёл по моим стопам, занимается хоккеем, и ему тоже не всё даётся легко. Приходится много тренироваться. Ещё раз повторю, главное всё перетерпеть и выстрелить в нужный момент.
Надо отметить, что мне немного повезло. Я попал в нужное время к нужному тренеру. Я про "Авангард ВДВ" и про Бондарева. В команде в какой-то момент пошла смена возраста, и мне стали доверять возможность играть в первых двух тройках. Партнёрами моими по нападению были Старцев и Качесов, техничные парни. В связке с ними и удалось набрать очки в какой-то домашней серии. Я забил 4 гола и два буллита. Мы выиграли все матчи. После этой серии ко мне подошёл наш тренер и сказал, что мной интересуется Игорь Никитин — главный тренер "Авангарда".
На следующий день я прихожу в раздевалку, и ко мне подходит наш администратор Дурдин, Дед Миша (светлая память ему), и говорит, принеси трусы хоккейные ко мне, надо пришить рекламу, ты завтра летишь с "Авангардом" в Уфу играть против "Салавата Юлаева". Тогда у меня, конечно, был шок. Домой летел как на крыльях. Пришёл, рассказал родителям. Мама прослезилась. И вот с того момента меня взяли за основу играть. Всё как в сказке. Далее, весной пахал как зверь. Зал, лёд, зал, лёд. Стиснув зубы… отработал. Перед сбором в Германии вызывают в тренерскую "Авангарда". Иду и думаю, может, чего не так делал? Захожу. Никитин с Пановым сидят и так спокойно, обыденно мне говорят: ты, мол, с командой летишь… в Германию на первые сборы за "Авангард".
На сборах себя хорошо показал. А потом был предсезонный турнир Блинова. И вот мы играем с "Металлургом" из Новокузнецка.
Первый матч. Я иду по коридору перед игрой и слышу — толпа болельщиков скандирует: "Авангард", "Авангард". Стены ходуном. Я понимаю, что меня начинает потряхивать. Выхожу на лёд и понимаю, что я всю жизнь только об этом и мечтал. Представь себе, что маленький мальчик из пятиэтажки — в форме "Авангарда" на льду главной ледовой арены Омска.
— Ты в этом матче забил…
— Да. Это просто незабываемо. Проходит половина периода, у нас момент. Мы выходим 2 в 1 с Володей Первушиным. Он отдаёт мне подкидку на дальнюю штангу, и я забиваю свой первый гол за "Авангард". Трибуны взревели. Я прыгаю от радости на стекло. И мы празднуем гол!!! Тот матч мы выиграли.
Прихожу на следующей день в раздевалку, а у меня на моем месте ящик бананов стоит. Что за ерунда? Решили разыграть? Оказывается, Саня Свитов увидел, что я перед той игрой 3-4 банана съел и забил, мне принёс ящик и сказал, чтобы всё съел и голов много назабивал… Тот турнир я провёл уверенно. В следующем матче с хабаровским "Амуром" я тоже смог поразить ворота соперника, и мы выиграли. Тренерский штаб был доволен моей игрой. Вот так я вливался в команду.
— У тебя был красивый дебют в КХЛ: первая шайба в первом же матче…
— Так получилось (немного стесняясь). Первый свой гол в регулярном чемпионате я забил 10 октября 2009 года в "сибирском дерби" — "Авангард" — "Сибирь". Перед игрой нам сказали в раздевалке, что арена заполнена до отказа, аншлаг. И даже всё руководство области и города в ложе VIP. Меня переодели как "лимитчика" 13-м нападающим. Полматча я просидел на скамейке.
— Какие мысли посещали?
— Мысль только одна — на лёд!
— Ну, и…
— В третьем периоде счёт равный (3:3). У нас десять минут штрафа выписывают Игорю Волкову. Ко мне подходит Игорь Валерьевич Никитин и говорит: "Орёл, готовься, выйдешь в звене с Егором Авериным и Эриком Перрином".
Наконец-то, думаю. И буквально во второй нашей смене Аверин кидает шайбу за ворота, там Перрин выкидывает на пятак на меня, ну и я в борьбе её забираю и бросаю. Гол!!! На радостях бегу к своей пятёрке. Парни поздравляют. Эмоции зашкаливают. Трибуны просто взорвались. Ищу глазами своих родителей. Папа кричал в секторе: "Это мой сын забил гол!!!" Мама плакала от радости и гордости. Голос сорвала. На скамейку приехал, смотрю, губернатор стоит и аплодирует…
Вот такая она, первая шайба в КХЛ. Но главное, что мы тот матч выиграли (5:3). Парни бились друг за друга. На скамейке поддерживали своих. Атмосфера была незабываемая.
В том сезоне сыграл я около 30 матчей за "Авангард" (это регулярка и плей-офф) и порядка 20 игр за "молодёжку". К сожалению, ни "Авангард", ни "Ястребы" далеко по сетке Кубков не продвинулись. По окончанию сезона меня оставили тренироваться, готовиться с "молодёжкой". Надо заново было доказывать, что я достоин играть в главной команде Омской области. И вот тут мне помог "господин случай".
— Ух ты, новая байка?
— Никаких баек. Всё по правде. Еду я как-то вечерком часов в девять из "Меги" с родителями. Поднимаемся на мост и видим, как машина Ягра стоит припаркованная возле арены. А это значит, что Яромир тренируется. Мне родители и говорят, мол, а почему бы тебе тоже пойти и потренироваться с ним? А это дело, подумал я, и меня к арене подвезли. Захожу в зал и спрашиваю Яромира: "Можно мне с тобой позаниматься?"
— Конечно, давай.
— Вот мы тренируемся где-то час уже в зале. И в этот момент заходит в тренажёрку Никитин. Там стояли весы, Игорь Валерьевич всегда себя держал и держит в форме, решил, видимо, проверить свой вес. Он поздоровался, посмотрел на меня и ушёл. Приходит минут через десять и говорит: "Орёл, завтра с первой командой на тренировку". И опа, всё — я опять в обойме главной команды…
— Мда, фарт. Дело случая…
— Может быть. Но вывод из этого надо сделать один. Молодому хоккеисту надо постоянно пахать и работать, и тогда всё придёт — и удача, и успех.
— Евгений Орлов попробовал, как говорится на зуб и северо-американский хоккей?
— Да. Было дело. Получил я приглашение сыграть за сборную молодёжную России в турне по Северной Америке. Называлась наша команда "Ред Старз". Мне выпала честь носить нашивку капитана. Уехали мы колесить по городам и весям на месяц.
— Впечатления от хоккейной Америки?
— Мы немного обалдели от антуража, от стадионов. Помню, играли первый матч с командой Университета Северной Дакоты. Трибуны — 10 тысяч — забиты под завязку. Шум, гам. На скамейке друг друга не слышим. С первого вбрасывания американцы как понеслись… Все почти под два метра. И под сто килограммов. В первой смене пропускаем. Тут же выстрел из пушки!!! Музыка гремит, трибуны рядом со скамейкой, болельщики чуть ли не в спину стучат. Мы сидим, думаем, ничего себе, мы приехали…
Провели там всё Рождество. Удалось побывать в Чикаго, Нью-Йорке, Филадельфии. Для меня турне сложилось не очень удачно. В третьем матче мне нанесли травму. Сотрясение. Всё просто, катился без шайбы на смену, мимо ехал паренёк и мне с локтя в голову… я потерялся. Пару дней ходил как чумной. Скаутов много было на трибунах. Осматривали, брали на карандаш. Но, честно скажу, у меня мало что получалось в игре, плюс сотрясение. Короче, не произвёл я неизгладимое впечатление (смеётся) на американцев.
Из той поездки я привёз сотрясение и… айфон. Перед отъездом нам разрешили прогуляться. Мы пошли по шопам местным, помню, мне немного не хватало денег и я договорился с парнем из команды, чтоб он мне их одолжил. Так я приобрёл себе первый айфон. В то время они только появились. Ну вот, модный в Омск и вернулся…
На этом моменте мы сегодня сделаем паузу в нашем диалоге с Евгением Орловым.
Впереди нас ждут рассказы про колорит работы с финскими наставниками: Суманненом, Матикайненом и Йортика. Про игру с переломом руки. Про выступления за команды КХЛ и ВХЛ и многое другое.
Болейте за наших и будьте здоровы.
Фото предоставлено ХК "Омские Крылья" и ХК "Авангард"