Чистомэн в Омске: мешки с «алкогольным» мусором и экологические злодеи
К уборке нашего города подключился челябинский супергерой. Чистомэн собрал в прибрежной зоне Омска несколько мешков с отходами и рассказал, что нужно сделать, чтобы мусора там больше не было.
На этой неделе в Омск заезжал Чистомэн — блогер, который самостоятельно убирает от мусора территории, оставшиеся без внимания коммунальных служб. Героя придумал и воплотил уралец Артур Матис-Сиразеев. Результаты своих акций мужчина фотографирует и публикует в социальных сетях. Первую уборку в образе альтер эго он провёл в 2015 году. Зелёную, как прекрасный мир будущего, балаклаву Артур надевает, только чтобы сделать фотоочтёт об очередной вылазке. Несколько лет Чистомэн строго соблюдал анонимность, а затем снял маску в эфире федерального телеканала. С тех пор он перестал быть местечковым героем, и теперь его можно встретить в разных городах России.
Этим летом Чистомэн впервые отправился в Сибирь. Его тур завершился накануне в Омске. Здесь он провёл два дня и собрал семь мешков мусора в двух локациях у Иртыша — на "Зелёном острове" и на пляже Советского парка. Впрочем, уборка уже не является его главной целью. Чистомэн изучает морфологию мусора и уже написал книгу об этом "Городская мусорология". В ней он рассказывает, что городскую среду портят не только переполненные урны и горы отходов в парках, но и пыль, появляющаяся из открытого грунта, вездесущие сигаретные окурки и объявления на каждом встречном столбе.
Наш корреспондент пообщался с зелёным супергероем, чья слава за 9 лет распространилась далеко за пределы Челябинска.
— Артур, у вас целый тур из пяти городов Сибири. Зачем вам такие путешествия по стране?
— Хочется изучить, как люди контактируют с мусором. Также интересно получить обратную связь — сколько людей думают так же, как я. Ожидаемо, многие недовольны тем, что происходит в их городах.
— Мусор везде одинаковый?
— Да, конечно, потому что везде одинаковые магазины. Мусор берётся именно оттуда. Я как-то проводил рейд в обычном парке в Челябинске и специально подсчитывал отходы. Там было около десяти 100-литровых мешков мусора. Из них четыре мешка — пластик, четыре — стекло, несколько алюминиевых банок и пара мешков смешанного мусора.
— Люди понимают, как много они производят отходов?
— 80 % этого не понимают. Общество можно разделить на три части. 10 % — это максимально активные люди, ещё 10 % — это злодеи, которые осознанно пнут урну. Остальные 80 % пассивны. Но с ними можно работать, потому что им в целом всё равно, куда их поведут.
— Как перетянуть это большинство на сторону экологического добра?
— Нужно создать и поместить людей в те условия, в которых они не смогут вести себя по-другому. В целом нужно качественное благоустройство, оно не позволит мусорить. В Омске я даже не встретил ни одной нормальной урны.
— Как должна выглядеть нормальная урна?
— Большой объём, закрытая часть, чтобы нельзя было запихнуть большой пакет и чтобы осадки внутрь не попадали. Также урн должно быть гораздо меньше, чем есть сейчас. Пример: наставили много урн, но приходит жара, и все начинают пить напитки. Урны быстро заполняются, а убирать их не успевают. И ветер расшвыривает весь мусор по разным кустам.
— Давайте разберём пример Советского парка, где вы провели уборку. Что там надо сделать, чтобы люди перестали мусорить?
— Нужно парк полностью доблагоустроить. Потому что в основном мусор был в его неофициальной части. Стоит знак "Конец пляжа", и за ним начинается мусор. При этом природа этого мусора процентов на 80 носит алкогольный характер. Я специально подсчитывал: собранный мусор разделил на две кучи — алкогольный и неалькогольный. В неалкогольный попало то, что едят вместе с алкогольным.
— Неудачное благоустройство — это общее место для российских городов? Встречались ли вам хорошие примеры?
— Центр Москвы, внутри Садового кольца — очень позитивные условия. Там нет ни одного объявления на столбе, как-то приучили людей не клеить их. Это ведь тоже территория России. Почему жители Омска должны довольствоваться меньшим? Я, конечно, понимаю, что у нас исторически принято "унижать" периферию. Но я с этим не согласен. Это отслеживается даже на примере города: центр Омска чистый, но немного отъедешь от него — и благоустройство заканчивается.
— Вы проводите уборки в одиночку, даже когда подписчики предлагают свою помощь. Почему не прибегаете к ней?
— Появляются проблемы с организацией. Люди предлагают помощь, но когда доходит до дела, многие не могут. Я не хочу выходить убирать мусор в пять утра, и многие тоже не хотят. Не хочу ни под кого подстраиваться. Они ведь могут делать что-то и без меня.
— В книге вы пишете, что изначально не были приверженцем ни раздельного сбора отходов, ни ответственного потребления. Сейчас эта позиция поменялась?
— Я не то что не был приверженцем, я просто не знал об их существовании. Но потом в мою деятельность проникли все экодвижения. На уборках иногда ради эксперимента провожу раздельный сбор отходов. Но задача рядового рейда — максимально очистить территорию. С раздельным сбором это всё происходит очень сильно дольше — раз в десять, наверно. Плюс возникает вопрос: куда это всё потом девать? Чем дальше от Москвы, тем ситуация с раздельным сбором хуже.
— На ваш взгляд, стало больше людей, неравнодушных к вопросам экологии?
— По моим ощущениям, в России вовлечено в экодвижение меньше 1 % людей. Это очень мало, чтобы появился общественный запрос на что-то. На осознанность людей не надо надеяться. Не бывает никакой осознанности. Только коммерческий "кнут" заставит людей сдавать упаковку [на переработку], а не выбрасывать её. Вот, вы купили пиво за 100 рублей, а и к его стоимости производитель добавил 50 рублей за стеклянную бутылку. Кто в этом случае выбросит бутылку за 150 рублей, если треть её цены можно вернуть? Это единственный способ сейчас справиться [с увеличением количества отходов].
Торговые сети можно обвинять только в том, что они не идут в сторону фандоматов. В Европе в каждом супермаркете стоит фандомат, а в Москве — в трёх магазинах для галочки. В Европе существует залоговая стоимость [тары]. Чтобы не потерять деньги за упаковку, люди сдают её в фандоматы.
— Чистомэн скрывает своё лицо, но на вас часто сыплются обвинения, что всё делается напоказ. Такие комментарии не раздражают?
— Нет. У меня нет хейта. В лицо мне никто ничего плохого не говорил. А в комментариях можно много чего написать.
Подробнее о том, как и зачем Артур стал Чистомэном, он рассказывал в нашем экологическом подкасте "Ой, не туда". Настоятельно рекомендуем прослушать этот выпуск.