Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

«Носитель карнавальной культуры». Омский режиссёр о граффити, посвящённых известному каторжанину

0

"Носитель карнавальной культуры". Омский режиссёр о граффити, посвящённых известному каторжанину

Рубрика "Уличное искусство" начинает второй год открытий и вдохновения с граффити, посвящённых русскому классику, — Фёдору Михайловичу Достоевскому.

Наша рубрика "Уличное искусство" с гордостью отметила свою первую годовщину. За прошедший год мы с нашими читателями совершили захватывающее погружение в яркий и динамичный мир стрит-арта, открыв для себя множество произведений искусства, созданных с помощью аэрозольных красок, кистей и валиков.

Каждая работа, представленная в нашей рубрике, — уникальное творение талантливых художников, превращающих городское пространство в настоящую открытую галерею. И на второй год наших путешествий мы с нетерпением ждём новых открытий и сюрпризов и с творческим азартом вновь отправляемся на поиски достойных работ. В этот раз в этой креативной миссии нам помогал режиссёр-постановщик Омского драматического театра "Галёрка" Егор Витько.

Он рекомендует омичам обратить внимание на южный фасад арт-галереи "Квадрат", расположенной в Выставочном сквере, где каждый год проходит выставка "Флора". Здесь граффитисты изобразили портрет известного классика — Фёдора Михайловича Достоевского. Здание находится на улице Победы, 1а, напротив литературного музея, названного в честь писателя. 

"Носитель карнавальной культуры". Омский режиссёр о граффити, посвящённых известному каторжанину

"Носитель карнавальной культуры". Омский режиссёр о граффити, посвящённых известному каторжанину

— Общепризнанный факт: Достоевский прекрасно подходит для сцены. Он мастер диалога, и, возможно, если бы не Белинский, который разубедил Достоевского писать пьесы, то мы бы имели ещё и мощного драматурга. Несмотря на это, его проза прекрасно инсценируется. Я люблю философский театр, в котором способ существования определяется по формуле: "помыслить мысль на сцене и затем прожить её", — поделился с нами Егор Витько.

По его словам, Фёдор Михайлович насквозь пронизан идеями, их взаимодействием между собой, в каком-то смысле даже их жизнью. 

— Михаил Бахтин утверждал, что у Достоевского персонаж — это рупор идеи, а не живой человек. Тут нужно пояснить. Конечно, Фёдор Михайлович, гениальный "психолог", как он нём писали многие, в том числе Ницше и Фрейд. Писателю очень ярко удавались внутренние монологи своих героев (размышление Раскольникова после письма матери, мысли Голядкина, практически полностью "Записки из подполья" и т. д.) Однако, по мнению Бахтина, а я с ним согласен, психологизм — это инструмент для того, чтобы глубже раскрыть жизнь идей, которые могут больше одной присутствовать в персонаже. Поэтому для меня Достоевский сложен не с точки зрения восприятия, а с точки зрения структуры, что делает спектакли по нему глубокими, как ни странно, очень живыми и философскими. Что же касается его мрачности, тут я тоже согласен с Бахтиным в том, что Фёдор Михайлович является носителем карнавальной культуры, поэтому в нём очень много юмора, а в конце всегда свет и Воскресение,  — дополнил режиссёр.

Изображение занимает 130 квадратных метров, помимо портрета писателя, художники нарисовали ретроспективное изображение улицы Спартаковской, а также известную фразу Достоевского: "Жизнь — дар, жизнь — счастье". Цитируемая фраза — это строки из письма классика к его брату. Выбор улицы тоже неслучаен: Фёдор Михайлович часто проходил по ней, когда жил в нашем городе. Здесь можно разглядеть Омские ворота, здание бывшего госпиталя, гауптвахты и другие постройки, часть из которых уже утрачена. Для граффити выбрали портрет писателя тех лет, которые наиболее близки к годам его пребывания на каторге. На создание изображения у художников (Андрей Северский и Дмитрий Трайп) ушло чуть меньше недели и больше 100 баллончиков краски.

"Носитель карнавальной культуры". Омский режиссёр о граффити, посвящённых известному каторжанину

Напомним, что в период с 1850 по 1854 годы Достоевский отбывал наказание в виде каторжных работ в Омском остроге. Этот опыт заключения оказал серьёзное влияние на его творчество и мировоззрение. Многие яркие персонажи и сюжетные линии в его знаменитых произведениях были навеяны именно годами, проведёнными в Омске. Сегодня спектакли по его произведениям ставят на театральной сцене, которые собирают полные залы.

По словам Егора Витько, любой актёр, прежде чем начать играть роль, сначала погружается в предлагаемые обстоятельства. В сценической жизни это означает, что он представляет себя на месте персонажа. И только после этого он выполняет сценический акт: произносит текст, двигается и так далее. Однако, когда речь идёт о работе над Достоевским, всё меняется. Актёр заряжен идеей. Она важна для него не только как для персонажа, но и как для личности. Артист понимает эту идею в первую очередь как человек, а не как герой романа. Далее он "выносит" эту идею перед собой, размышляет о ней здесь и сейчас на глазах у зрителей. И именно это заставляет его испытывать живые эмоции в присутствии публики.

— Не на чувстве говорится текст, а мысль порождает эмоцию. Грубо говоря, играя сцену признания перед Сонечкой, актёр-Раскольников, который существует в традиционной школе, будет изначально находиться в психическом качестве персонажа, т. е. будет уставшим, болезненным, дёрганым, и т. д. В таком состоянии, во-первых, не одна актёрская психика долго не выдержит, а, во-вторых, такое количество текста, написанное Достоевским, в этой сцене невозможно будет даже сказать, не то, что воспринять зрительски. Поэтому в подобных постановках происходят большие сокращения внутри сцен, что приводит к тому, что львиная доля мысли автора остаётся за бортом, и всё скатывается в банальный пересказ сюжета. Если актёр-Раскольников существует во втором способе, его изначальной задачей уже не стоит передача болезненного состояния героя, а возможности для развития сцены становится больше. К состоянию слома артист приходит ближе к концу эпизода, исследуя логику развития идеи "Тварь ли я дрожащая или право имею", торжественно стартующей от "наполеонизма" и разбивающейся о тщеславие, гордыню и посягательство на божественную роль. Это осознание и есть "наказание", а не припадки, психическая болезнь и спутанная речь, — рассказал наш герой.

"Носитель карнавальной культуры". Омский режиссёр о граффити, посвящённых известному каторжанину

Между прочим, режиссёр не исключает возможности использования граффити в театральных постановках. Однако, по его мнению, это нужно делать с особым подходом. Если неправильно применить граффити, то пространство может диктовать свои условия, поэтому задача такого приёма — позволить настенному творчеству раскрыть идею спектакля.

Граффити с изображением Достоевского стало своеобразной данью уважения этому великому писателю, чья жизнь и творчество были тесно связаны с нашим городом. Этот портрет не только украшает одну из центральных улиц Омска, но и напоминает о нашей богатой культуре и истории.

А мы тем временем продолжаем исследовать омские закоулки в поисках граффити, о которых хочется рассказывать. Куда же нас приведут следующие маршруты? Присоединяйтесь к нам, и вместе мы продолжим это захватывающее погружение в мир уличного искусства!

Вы тоже можете стать героем нашей рубрики и поделиться своими впечатлениями о граффити, которые вам понравились. Мы также будем рады пообщаться с авторами замечательных арт-объектов, украшающих стены нашего города. Для этого нужно всего лишь написать нам в социальных сетях.

Кстати, с 11 по 17 ноября 2024 года, в "Галёрке" состоится II Международный театральный фестиваль "Достоевский. Омск". Сейчас идёт подготовка программы. Известно, что заявки прислали "Рэп театр" из Москвы, Московский театр "Сфера", Театр имени Горького из Минска и другие.

Фото: Елизавета Медведева

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.