«Хочешь изменить мир — позаботься о качестве своего текста». Чем живут современные писатели?
"Омск Здесь" публикует интервью с тремя современными писательницами — авторами фэнтези, основанными на мифах и легендах из разных уголков земли.
С 21 по 23 июня в нашем городе уже в седьмой раз пройдёт книжная ярмарка (0+) московского издательства МИФ. Омичей будут ждать десятки подарочных изданий для взрослых и детей по сниженным ценам. Однако это не всё, чем порадуют книголюбов в ближайшие выходные. В субботу, 22 июня, все желающие смогут встретиться сразу с тремя современными авторами, которые пишут в жанре фэнтези: Анастасией Перковой, Алёной Селютиной и Мариной Сычёвой. Они проведут лекцию "Внутренняя кухня писателя: от идеи книги до издания" (0+). "Омск Здесь" побеседовал с писательницами накануне их приезда в Омск и выяснил, для кого пишут современные авторы, на что читателям опираться при выборе литературы и из чего сегодня складывается востребованность текста.
Алёна Селютина
Писатель. Родилась в Томской области, живёт в Новосибирске. Процесс написания романов сравнивает с сеансами у психолога: герои приходят к ней и рассказывают свои истории, а ей остаётся выслушать их и помочь отыскать выход из сложившихся ситуаций.
— Алёна, как сегодняшним писателям находить свежие и оригинальные сюжеты и темы и избегать вторичности?
— Не вижу никакой проблемы в повторении сюжетов и тем. Как известно, существует всего тридцать шесть сюжетов, а вопросы, волнующие человечество в целом и каждого человека в отдельности, повторяются на протяжении веков и до сих пор не разрешены. Любовь, дружба, самоопределение, внутренний конфликт и прочее. Вопрос всегда в том, насколько автора на самом деле волнует избранная тема, как глубоко он готов погрузиться в неё и сколь искренне готов о ней писать. Полагаю, что востребованность текста — это результат актуальности поднятой проблемы, помноженной на уровень мастерства автора, и щепотки ниспосланной свыше удачи, доведшей текст до своего читателя. Ну и детали, конечно. Дьявол же кроется в деталях. Умение подобрать нужные слова, подметить что-то особенное, ключевое, то самое. Для автора важны насмотренность, способность понимать людей, признавать, что все они разные. Вот залог хорошего текста.
— Как найти своего издателя?
— Так случилось, что мой издатель сам нашёл меня на одной из существующих самиздатовских площадок, поэтому эту сторону писательской кухни я знаю плохо. Могу только посоветовать авторам не сдаваться и не бояться отказов: опыт моих коллег показывает, что нужно стучаться во все двери, и тогда обязательно найдутся те, что вам откроют.
— В ком из современных авторов вы видите будущих великих писателей?
— Ох, сложный вопрос. Полагаю, начали мостить себе дорогу в вечность Донна Тарт, Сюзанна Кларк, Дяченко… Но вообще не берусь судить о таком. Никто не может сказать, чьи тексты пройдут испытание временем, а чьи затеряются и забудутся. Как любой человек, немного знакомый с историей литературы, я прекрасно осознаю, какое количество авторов существовало, какое среди них — издавалось, и сколько из них в результате мы помним. Полагаю, меньше одного процента. Я вот, например, восхищаюсь И. Грековой (прим.: творческий псевдоним Елены Вентцель: "Хозяйка гостиницы", "Кафедра", "Вдовий пароход"), однако я вижу, как всё меньше и меньше людей понимает, о ком я говорю, а ведь она творила совсем недавно, её романы экранизировали.
— Как современный писатель чувствует себя в мире, где каждый второй, у кого есть соцсети, пишет и порой популярность автора зависит далеко не от качества текстов?
— "А судьи кто?" Я тоже была тем самым писателем, что просто имел выход в интернет и аккаунт на самиздатовской площадке. То есть тем самым "каждым вторым". Я вообще считаю, что самиздатовские площадки — великое благо, а качество текста всегда остаётся на совести самого автора. Хочешь изменить мир, начни с себя, позаботься о качестве своего текста, а не чужих. Что же касается распределения читательского внимания… Я пишу одну книгу в год, с учётом всех последующих редактур — два года. Читатель прочтет её за неделю максимум. Полагаю, что при таких скоростях читателей хватит на всех. Тут вопрос заключается исключительно в том, чтобы донести до книжного сообщества весть, что твой текст существует. А дальше уже только читатель может решить, нравится он ему или нет, в том числе на фоне остальных. И если на этом фоне мой текст теряется, то вопросы я стану задавать себе. Учись, совершенствуйся, делай лучше, и тебе воздастся.
Да, определённая доля удачи, харизма и умение преподнести себя и свои книги на этом рынке необходимы и играют существенную роль, не стану этого отрицать. Но такова жизнь, не вижу смысла на этом зацикливаться, предпочту потратить своё время на тексты.
Марина Сычёва
Писатель, учитель русского языка и литературы. Родилась и живёт в Кемерове. Победитель регионального молодёжного литературного фестиваля-конкурса "Оперение" (2023). Написать книгу — её сбывшаяся детская мечта. Дебютная работа Марины — фэнтези "Солнце в силках" — вошло лонг-лист премии "Литрес" "Электронная буква 2022".
— Марина, насколько для современного писателя важен личный бренд и как его грамотно выстраивать?
— Личный бренд — мощный инструмент для продвижения. Осмелившись идти по этому пути, ты выносишь часть личного на всеобщее обозрение. Людям всегда интересно, как и чем живёт сосед, внутренняя кухня профессии, потому личный бренд и работает. Как часть аудитории заявляю: меня привлекает возможность наблюдать за интересными людьми.
Не уверена, что я в достаточной степени компетентна, чтобы говорить о грамотном владении этим инструментом. Но мне кажется, что две основополагающие вещи здесь — цель и границы. Нужно понимать, зачем ты создаёшь такой образ и что несёшь в мир. И осознавать личные границы: о чём тебе комфортно говорить на широкую аудиторию, как много труда ты готов в это вложить, какую часть времени этому посвятить. Если не отнестись к созданию личного бренда экологично, можно надорваться и словить кризис. Выгореть.
— Когда вы размышляете над идеей будущей книги, думаете ли о том, насколько это будет актуально и интересно для сегодняшнего читателя? Или успех книги невозможно предугадать?
— Я отталкиваюсь от того, что интересно мне самой, от того, что болит, и о чём хотелось бы поговорить. Верю, что искренность важнее попытки предугадать интерес аудитории, попасть в мейнстрим.
Однако такой путь от себя вовсе не означает, что книга не будет интересна читателю: мы живём в одно время, в одной стране, нас наверняка волнуют схожие проблемы.
— Кто из современных авторов в вашем топе?
— Последнее время я читаю русских авторов: горячо рекомендую коллег по издательству МИФ, у меня как раз последняя прочитанная книга — "Чёрная изба" Анны Лунëвой и Натальи Колмаковой, увлекательная история и жуткая в своей реалистичности. Безоговорочно читаю новинки Веры Богдановой, Ольги Птицевой, Саши Степановой, Евгении Некрасовой и Александры Яковлевой, она, кстати, родом из Омска. В этом году открыла для себя роман "Год порно" Ильи Мамаева-Найлза и "Кадавров" Алексея Поляринова. В прошлом году особенно запали в душу "Лисьи Броды" Анны Старобинец.
— Сегодня бумажные книги всё ещё популярны. Вам как писателю важно, чтобы бумажный формат жил? Заменят ли когда-то электронные книги печатные?
— Я предпочитаю бумажные книги, сейчас многие из них потрясающе оформлены. Есть особая магия в том, как организован печатный текст: шрифт, иллюстрации, форзац и нахзац и так далее. И потому свои книги я бы хотела видеть выпущенными в бумажном варианте. У электронных книг есть свои плюсы: они удобны в путешествиях, не создают трудностей при переездах, не занимают пространства в квартире. Думаю, оба формата жизнеспособны и будут ещё долго сосуществовать.
Анастасия Перкова
Писатель, редактор. Родилась и живёт в Новосибирской области. Лауреат Национальной молодёжной литературной премии в номинации "Художественная книга: проза". Анастасию вдохновляет история, археология, а также сказки и предания — по словам писательницы, они возвращают её душу к корням.
— Анастасия, для кого пишут современные писатели?
— Предположу, что для того же, для кого и писатели прошлого: для читателей и, как бы это ни звучало, для себя. Мой первый читатель — я сама, и я никогда не выберу сюжеты, героев, приёмы, которые не вызывают у меня восторг. Когда идея поселяется в голове, не думаю, издадут ли книгу, будет ли её кто-то читать — просто хочется выплеснуть новую историю на бумагу, потому что она уже поглотила и не отпустит. И потому что это удивительный, ни с чем не сравнимый процесс.
— Как сегодня писателю найти своё место на литературном небосклоне?
— Главное — быть участником литературного процесса, даже если по характеру вы интроверт, который хочет только сидеть в своей уютной норке. Поверьте мне, я именно такая! Узнайте, какие литературные мероприятия и фестивали проводятся в вашем городе и регионе, какие есть книжные клубы и литературные деятели. Сходите зрителем или волонтёром, знакомьтесь, общайтесь. Присоединитесь к существующему комьюнити или… создайте своё. Считаю, очень трудно стать видимым без других людей, которые вдохновляют своим примером, делятся опытом и контактами, способами продвижения и поиска своего издателя и читателя. Вместе гораздо веселее идти к цели.
Советую мониторить литературные конкурсы и семинары и участвовать в них, для этого созданы специальные сайты и группы в VK. Даже если вы не войдёте хотя бы в лонг-лист конкурса, всегда есть шанс, что вас заметит один из членов жюри и предложит что-нибудь интересное. На семинарах порой приходится выслушивать жёсткую критику, но мастерами там зачастую выступают известные писатели, редакторы издательств и журналов. Даже если два мастера вас раскритикуют, третий может позвать опубликоваться в журнале или возьмёт вашу рукопись на рассмотрение в издательство. Проверено лично! Вообще мой девиз: бери любые возможности, никогда не знаешь, к чему это приведёт. И действительно, иногда возникают совершенно удивительные цепочки. Одна из таких запустилась в декабре 2020 года и шаг за шагом привела меня к изданию в МИФе.
Также отмечу, что необходимо понимать целевую аудиторию своих книг, направленность издательств и серий и не стучаться не в свои двери — экономит массу времени и нервов. И, конечно же, куда мы сейчас без соцсетей и личного бренда?
— Существует ли вдохновение и как его найти?
— Безусловно, существует, но полагаться только на него — путь к тому, что работа над книгой займёт многие годы и рискует так и не завершиться. Источники того самого чистого окрыляющего вдохновения у каждого свои: литература, кино, картины, люди, события из жизни, случайно услышанная фраза… А что если вдохновлять на работу будет сама история, которую вы пишете?
Стоит учитывать, что вдохновение может возникнуть в самый неожиданный момент, когда у вас просто нет возможности сесть за текст. А может не приходить месяцами… И что же, бросить книгу? Нет! Вдохновение может послужить толчком к началу работы, но дальше стоит передать бразды правления дисциплине, трудолюбию, усидчивости и писательскому мастерству.
Я пишу от руки, и, когда появляется время сесть за текст, но он совсем не идёт, начинаю перепечатывать из тетрадки то, что уже написала ранее. Это позволяет снова погрузиться в историю, поймать её атмосферу. Если вы работаете сразу в электронном документе, можно добиться того же эффекта, перечитав несколько последних страниц или особенно любимую главу.
Если уж совсем не пишется, всегда можно поработать над текстом по-другому: отредактировать уже имеющееся, поискать матчасть или картинки-референсы.
— Как сегодняшнему читателю ориентироваться в огромном количестве литературы? Как на полках книжных магазинов находить стоящие вещи и то, что подойдёт именно тебе?
— Это самый трудный вопрос, потому что в последний раз проблема "нечего почитать" стояла передо мной в подростковом возрасте, когда родительский шкаф и всё, что нашлось интересного в библиотеке, было прочитано на несколько раз. Сейчас проблема другая: как перестать покупать книг больше, чем я в состоянии прочесть в ближайшее время?
Вижу, что часто люди опираются на жанр, но им ведь можно пресытится. Стоит обращать внимание на книги разных жанров, разных стран, разных эпох — никогда не знаешь, где притаилось сокровище. Всё-таки выбор книги — всегда немного лотерея.
Что меня может побудить к покупке?
Люди. Это может быть начитанный близкий круг, но почему бы и не ориентироваться на мнение книжного блогера, чьи вкусы совпадают с вашими? С удовольствием покупаю книги авторов, с которыми общаюсь, потому что если человек мне интересен, то велика вероятность, что и его история окажется стоящей. Поэтому здорово ходить на авторские встречи, там можно узнать больше о книгах, которые могли и не попадаться в поле зрения.
Тема. В числе прочего мне интересны история, этнография, фольклор, поэтому если я вижу, что автор опирался на источники, обязательно обращу внимание. По этой причине собираю серию МИФа "Солнечными тропами", в которой издана моя книга.
Атмосфера. Бывает, смотришь на обложку, читаешь аннотацию или отрывок и понимаешь: откликается внутри, словно встретил что-то забытое или прочитанное в раннем детстве. И уже знаешь, осенью читать эту книгу или зимой, смакуя каждую фразу или жадно перелистывая страницу за страницей. Необъяснимая книжная магия…
Лекция "Внутренняя кухня писателя: от идеи книги до издания" состоится 22 июня в 16:30 в торговом центре "Мега" (бул. Архитекторов, 35).
Также советуем вам подборку книг, которые можно почитать лёжа на пляже или присев на лавочку в городском парке.
Фотографии предоставлены героинями публикации; главное фото создано с помощью Midjourney