«Мне сказали, что у меня БДСМ-наклонности». Интервью с миланским стилистом родом из Омска
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась со стилистом-парикмахером Елизаветой Фогель, работающей за кулисами мировых модных шоу.
Героиня нашего нового интервью — стилист по волосам из Милана Елизавета Фогель. Девушка демонстрирует свежий взгляд на парикмахерское искусство, создавая неординарные, актуальные образы. Елизавета начинала свой путь в Омске. Заручившись собственным талантом и мечтой — работать стилистом на главных модных показах — Лиза добралась до закулисья fashion-шоу мировой столицы моды. В этом месяце девушка вернулась на несколько дней в родной город, чтобы оценить мастерство мастеров красоты на конкурсе MAG_BATTLE в Омске. Мы встретились с успешным имиджмейкером за чашечкой кофе и побеседовали о смелых экспериментах, шокировавших её преподавателей, работе с отечественными и зарубежными селебрити, бунтарском духе заграничных парикмахеров, а также случае, который едва не лишил девушку карьеры.
— Лиза, с чего началась твоя любовь к парикмахерскому искусству?
— С самого детства я увлекалась модой и часто смотрела по телевизору канал Fashion TV. Там показывали различные fashion-шоу и всё, что связано с модой и трендами. Однажды я увидела интервью одного backstage-визажиста (мастер, который работает в закулисье модных фото- и видеосъёмок и показов, — прим. ред.). Он рассказывал о трендах, позади него бегали модели, дизайнеры, а потом началось очень красивое шоу. Именно в этот момент внутри меня, пятнадцатилетней девочки, родилась мечта — я захотела попасть туда, в закулисье мировых fashion-шоу. Я осознала, что теперь у меня есть цель. Это так здорово, когда внутри есть огонь, который помогает тебе двигаться.
— Какие были твои первые шаги в сторону достижения своей цели?
— Я сторонник того, что если ты чего-то захотел, вся Вселенная будет способствовать реализации твоей мечты. В пятнадцать я чётко понимала, что хочу работать за границей в индустрии красоты, и, наверное, Вселенная дала мне знак. Однажды в школе я увидела объявление, что в Омске есть кружок для подростков, он назывался "Фике". Все мои одноклассники играли в футбол, математикой занимались, а я ходила на кружок, где учили делать мейк и волосы (улыбается). Потом я начала активно участвовать в различных конкурсах для стилистов. Кстати, мне родители на это особо денег не давали. Пришлось пойти поработать промоутером, чтобы заработать 300 рублей на тени, потому что, помню, у меня была дикая фантазия сделать фиолетово-жёлтый макияж.
Уже на первом своём конкурсе я взяла призовое место. Это настолько меня вдохновило! Я поняла, что могу реализовывать свой талант через такое искусство. Я считаю, что парикмахерское и визажное дело — это сферы современного искусства.
— Твои работы отличаются дерзостью. Почему у тебя сформировался именно такой стиль?
— Помню, в студенческие годы я участвовала в конкурсе "Золотые ножницы". Нам тогда преподаватели сказали: "Третьекурсники могут участвовать только в классической номинации по причёскам, в "авангард" не суйтесь". Но, видимо, во мне живёт дух бунтарства: когда мне говорят чего-то не делать, я беру и делаю наоборот! Мне кажется, это из-за моего строгого папы, который мне многое запрещал. В общем, тогда я решила сделать очень странную работу. Там был максимальный арт: намордник из волос и острые волосатые плечи в пол. Когда я пришла к преподавателю показать эскиз, она мне говорит: "Лиза, мне кажется, у тебя какие-то БДСМ-наклонности". И, конечно, посоветовала не делать такую работу. Тогда я поняла — значит, надо делать (смеётся). В итоге я заняла в этом конкурсе первое место.
Важно всегда слушать себя. Если есть какой-то внутренний импульс, ты видишь эту картинку в голове, и даже если тебе советуют этого не делать, — нужно брать и реализовывать. Как в принципе создаются уникальные работы? Безусловно, в нашем мире уже всё давным-давно придумано, колесо изобретено. Но когда ты берёшь источник вдохновения и пропускаешь его через себя, своё видение, рождается что-то новое и неожиданное.
— Когда ты решилась поехать покорять столицу?
— Я понимала, что если хочу идти дальше, нужно расширять масштабы и территорию. Я стала участвовать в международных конкурсах. Благодаря им впервые побывала за границей — в Нидерландах и Португалии и выиграла свой первый международный конкурс в Лиссабоне от бренда Revlon Professional, после чего они предложили мне сотрудничество. Также в 2014 году я выиграла в конкурсе Russian Hairdressing Awards. Это как "Оскар" для парикмахеров, одна из самых именитых наград в сфере красоты в России. После этого я взяла билет в одну сторону в Москву. Жила там семь лет, с 2014 по 2021. Развивалась, была стилистом по волосам на различных fashion-шоу и неделях моды, работала со звёздами.
— С какой первой знаменитостью ты поработала?
— Это случилось ещё в Омске, к нам приезжали Юлия Началова и Ксения Бородина. А после переезда в Москву — с певицей Ритой Дакотой. Ну а дальше по накатанной: Юлиана Караулова, группа "Фабрика", певица Ханна… Проще сказать, с кем я не работала (смеётся). Я всем говорю, что на самом деле всё делают не деньги, а связи. Ты поработал на одной съёмке, познакомился с фотографом, а он работает со всеми селебрити. Тебя заметили и пригласили работать вместе.
За семь лет жизни в Москве я много работала с исполнителями из "Блэк стар". Тогда вся эта тусовка была на невероятном пике. Помню, была на съёмках клипа Тимати. Эмоций было миллион! Для меня был удивительным контраст: он же во всех клипах "на пафосе", а когда мы общались с ним в гримёрке, я увидела максимально простого, очень милого, смешливого человека.
Сначала ты смотришь на всех этих знаменитостей и думаешь: "О господи, может быть, когда-нибудь я с вами поработаю!". А потом сидишь с ними в одной гримёрке и думаешь: "Вот вы, оказывается, какие". Простые люди. Приятные, творческие. Мне иногда кажется, что они упахиваются больше, чем все остальные. Очень вдохновляюсь работоспособностью звёзд.
— Когда случилась твоя первая обложка журнала?
— Первые обложки у меня были в профессиональных изданиях, что намного круче для специалиста. Это произошло спустя два года, как я переехала в Москву. Я стала творческим партнёром испанского бренда косметики для волос и разъезжала по стране со своими мастер-классами. Журнал You Professional, который рассказывает про тренды в парикмахерской индустрии, предложил мне создать собственную коллекцию и её напечатать. Помню, как не спала неделю до самой съёмки: подготавливала моделей, мудборды, потому что понимала, какая это большая ответственность. А со звездой моя первая обложка была с певицей Юлией Паршутой, её тогда снимали для одного глянца.
— Расскажи немного подробнее о своих мастер-классах.
— Я ездила со своим авторским мастер-классом по России. Показывала парикмахерам новые тренды, рассказывала о работе на бекстейджах и съёмочных площадках, делилась тем, какие можно реализовывать идеи, работая в салоне. Кстати, тогда я сама ощутила себя звездой! Это такое удивительное чувство, когда ты стоишь на большой сцене и рассказываешь про свой опыт. Ты вдохновляешь людей, видишь их горящие глаза и что у них уже руки чешутся попробовать что-то новое. С такими мастер-классами я ездила по стране три года.
— Что ты не приемлешь в своей работе?
— Если говорить про работу с клиентами, для меня самое главное, чтобы была максимально положительная атмосфера. Потому что мы работаем в интимной зоне человека — мы дотрагиваемся до его самых сакральных чакр — волос, и для меня очень важно, чтобы человек, с которым я работаю, чувствовал себя максимально гармонично, в доверии. Я миллион раз у каждого спрошу: "Как ты себя чувствуешь? Нет ли какого-то дискомфорта?". Тем более если это звезда, потому что ей сейчас идти на сцену, в кадр, а мы, визажисты и парикмахеры, создаём ей настроение перед концертом. Мне очень важно в своей работе создавать классный вайб.
Ещё я не приемлю ощущение конкуренции между коллегами. Парикмахерское и визажное искусство — это искусство. Здесь каждый априори целостный художник, индивидуальная личность. Делать подлости, подставлять коллег ради своей выгоды для меня максимально неприемлемо.
— Я узнала из твоих соцсетей, что у тебя в жизни был случай, который мог лишить тебя карьеры. Поделишься этой историей?
— Это очень тяжёлая психологически для меня ситуация. После этого я больше не крашу волосы людям. Я работала с одной из молодых певиц российского шоу-бизнеса. Делала ей причёски для съёмок, пару раз осветляла волосы. Все было супер, она говорила, что я божественный парикмахер, у меня золотые руки. Было время, когда я очень активно ездила по городам с мастер-классами. Помню, у меня был всего один свободный день в Москве. Мне пишет эта певица и просит её покрасить. А я уставшая, и у меня самолёт в шесть утра. Но как-то она меня упросила. Девушка приезжает ко мне, мы красимся, всё отлично. Потом она говорит: "Лиз, мне кажется, получилось немного темновато. Может, сделаем посветлее?". А уже два часа ночи, я просто уже как робот. Провожу смывкой по её волосам, и у меня на глазах этот пепельный блонд начинает зеленеть. Я думаю: "Всё, пока-пока, моя карьера". Понимаю, что допустила ошибку в смешивании, поэтому пошла такая реакция. Я начала быстро смывать это шампунями, но зелень стала распространяться по всей голове, и мне пришлось заново осветлять волосы, после чего у девушки, конечно, был ожог кожи. В итоге я сделала ей посветлее оттенок и покороче длину. Клиентка сказала, что всё нормально, обняла, поцеловала меня. И вроде бы всё окей…
— Но, видимо, не всё…
— Наступило следующее утро. Я уже в самолёте, и тут мне приходят сообщения от неё: "Лиза, у меня все волосы на подушке. Что мне делать?". Я уже в Челябинске, у меня мастер-класс, мне нужно людям говорить про вдохновение, а меня всю трясёт. Мне пишет звезда, что если я не пришлю ей какие-нибудь маски или не оплачу трихолога, она разошлёт во все СМИ сообщение, что я плохой парикмахер, а бренд, с которым я работаю, ужасный. Это было одно из самых тяжёлых моих эмоциональных переживаний. Я покупала ей дорогущие парики, отсылала трессы, оплачивала трихолога.
— Это искупило вину?
— Не совсем. Помню, я была на очередном мастер-классе. Листаю соцсети и вижу, что эта девушка пришла в главный офис бренда, с которым я сотрудничала как творческий партнёр. Через пару минут мне приходят сообщения от коллег о том, что к ним пришла известная певица и заявила: "Если вы сейчас не расторгните контракт с Лизой, я всем скажу, что вашей ужасной краской мне сожгли волосы, и репутации бренда в России конец". В общем, этот случай лишил меня сотрудничества с брендом.
— Как ты это пережила?
— Я сторонник того, что всё, что ни делается — к лучшему. Я была привязана только к одному бренду, а после этого начала работать с большим спектром компаний. Мои мастер-классы тоже никуда не делись, меня пригласили стать амбассадором парикмахерских инструментов. И, кстати, забавно, что короткая длина волос а-ля "пикси", которую мне тогда пришлось отстричь этой певице, стала её фирменным стилем (улыбается).
— Когда ты стала работать за границей?
— Я часто ездила со своим брендом на зарубежные шоу. Там я ощущала уже совершенно другой уровень: ты видишь невероятные масштабы, модели с тобой разговаривают на английском. И у меня возникла мечта, которая в принципе всегда со мной была, вела меня и помогала вставать каждое утро. Я решилась и в 2019 году поехала на свою первую неделю моды в Милан. Это называется "вижу цель — не вижу препятствий", потому что мой английский тогда был просто zero (смеётся). По стечению классных обстоятельств меня познакомили с девочкой, которая уже работала на бэкстейджах, она дала мне контакты миланских агентств. Я отправила своё портфолио, и меня пригласили на мои первые показы. У меня было столько эмоций! Вот она, моя мечта, и она исполнена!
На первый показ меня пригласил один американский бренд, а на следующей неделе у меня уже был, так скажем, полный набор — Dolce & Gabbana, Moschino, Missoni, Givenchy. Помню это ощущение: ты идёшь по Милану, понимаешь, что идёшь на показ Dolce & Gabbana и думаешь: "Что? Это моя жизнь? Мне это снится, как это вообще произошло?" Это невероятно — оказаться в той точке, о которой ты мечтал. Я, та маленькая пятнадцатилетняя девочка, которая когда-то смотрела Fashion TV, стою, а мимо меня пробегают Доминико Дольче и Стефано Габбана, и думаю: "Oh my God, кажется, в этом мире всё возможно".
— Что ты почувствовала, оказавшись в среде заграничных стилистов?
— Что меня поразило — у них совершенно отсутствует страх экспериментов. Они чувствуют себя не просто мастерами, ремесленниками. Они чувствуют себя настоящими художниками! Работая с клиентами и моделями, они максимально выражают себя, не боятся отстричь лишнее. "О, вот так будет отлично, супер! Я художник, я так вижу". А у нас многие ребята не могут выразить свой творческий порыв, делают более классические, коммерческие формы. Хотя я тоже через всё это проходила — росла на классической парикмахерской школе, работала свадебным стилистом по волосам. Мне кажется, нам мешают страхи быть неоценёнными, неправильно понятыми. Они начинают блокировать наше творческое сознание, и у нас уже даже не идёт поток творческих образов.
Однако если говорить о технике исполнения — европейцы очень хвалят русских мастеров, потому что мы очень чисто работаем. Всё у нас красивенько, аккуратненько. Иногда на заграничном бэкстейдже может случиться такой замес с волосами… Их могут с такой силой драть и начёсывать, что русские стилисты были бы в шоке. Но я понимаю, что эти мастера настолько в потоке, отдаются созиданию и творчеству, что для них все границы пропадают. Почему нас завораживают подиумные заграничные работы? Там люди действительно вкладывают свою внутреннюю энергию и делают это без страха: "Вот я хочу это выразить, и пусть увидит это весь мир!"
— Сейчас ты живёшь в Италии. Как так вышло?
— Как только я приземлилась в Милане, я влюбилась в этот город, почувствовала, что это мой дом. Я не знаю, это какое-то внутреннее ощущение, когда душа тебе говорит: "Оставайся, здесь у тебя будет развитие и реализация". Ведь в Москве у меня было всё очень классно — я жила в центре, у меня была прекрасная работа со всеми звёздами, я много путешествовала. Очень важно такие голосочки внутри себя слышать.
Я начала думать, какими способами я могу переехать в Милан. Рабочую визу в Италию сейчас сделать нереально, и я решила поехать по учёбе. Начала готовиться к поступлению в итальянский университет на магистратуру, учила английский и поступила. Учёба мне нужна была больше для документов, целью было работать в Милане. И я её достигла. Живу в Италии уже два года.
В Европе, если ты фрилансер, ты должен быть прикреплён к какому-то агентству. Крупные бренды как Gucci и Dolce & Gabbana всегда ищут визажистов и стилистов по волосам через агентство. Даже если ты классный художник, с улицы тебя никуда не позовут. Поэтому я начала работать с агентствами. Сейчас моя жизнь максимально насыщенная, и я счастлива.
— Какая атмосфера царит за кулисами мировых модных шоу?
— Когда ты смотришь fashion-шоу по телевизору, всё выглядит максимально красиво и очень вдохновляющее. Но когда ты оказываешься там, это просто какое-то минное поле. Например, у меня был один из ярких показов — мы готовили для бренда Moschino парики в стилистике Марии Антуанетты. Во-первых, мы подготавливали их ночью, тогда было моделей восемьдесят. Не выспавшись, мы начали работать с 12 утра и так до самого шоу, в восемь вечера. Кстати, на этом показе я работала с Беллой и Джиджи Хадид. Это, конечно, тоже очень интересно — работать на одной площадке со знаковыми моделями современности.
— Почему ты согласилась стать членом жюри конкурса стилистов в Омске?
— Меня это очень сильно возвращает в начало моей карьеры, когда я сама была конкурсанткой и видела, как жюри оценивает работы. Мне всегда хотелось побыть на их месте, понять, как они оценивают эти образы, что они чувствуют, когда перед ними стоит 15 человек и у каждого интересный образ. Как они решают, что именно здесь сложились звёзды и нужно этому человеку дать кубок. Я, конечно, была в жюри московских конкурсов, но когда ты в жюри в своём родном городе — это, конечно, другие, невероятные эмоции.
— Как ты оцениваешь конкурсантов? Что тебе важно увидеть в их работах?
— Самое главное для меня — это актуальность, насколько хорошо люди разбираются в трендах, текстурах. Иногда может быть что-то немножко смазано, недоработано, но если в образе есть какая-то идея, свежесть и актуальность, это сразу будет чувствоваться.
— Твоя детская мечта помогла тебе добиться невероятных высот. Лиза, а о чём ты мечтаешь сегодня?
— Моя глобальная мечта — войти в историю моды, искусства. Например, изобрести какую-то парикмахерскую технику или определённую стилистику. Мне хочется сделать что-то важное для людей из моей индустрии, потому что мы пришли сюда создавать и делать этот мир лучше.
Фото: Елизавета Медведева