«У нас получается быть всегда впереди». Интервью с пресс-атташе ХК «Авангард» Олегом Малицким
Пресс-атташе ХК "Авангард" Олег Малицкий рассказал "Омск Здесь" о том, какой путь он проделал до главы пресс-службы, как попал на сцену Лицейского театра и в чём секрет популярности омского хоккейного клуба.
В период межсезонья, когда все любители омского хоккея ждут матчей и с пристальным вниманием следят за переходами игроков из команды в команду и пополнением состава "Авангарда", мы решили поговорить с тем, кто обеспечивает присутствие "ястребов" в информационном поле, помогая фанатам и СМИ быть в курсе новостей клуба. Об истоках любви к хоккею, о том, какими принципами руководствуется в своей работе и как проводит дни матчей, Олег Малицкий рассказал в интервью "Омск Здесь".
— Чем занимается пресс-атташе хоккейного клуба? Что входит в твои профессиональные обязанности?
— Вообще, моя должность официально называется начальник управления по связям с общественностью. Её суть — освещение деятельности клуба по всем направлениям и продвижение смыслов, которые клуб своей деятельностью несёт. У нас, помимо главной команды, целая пирамида: в основании — детская хоккейная школа и академия, потом юниорская команда, молодёжная, затем Высшая хоккейная лига и как вершина — Континентальная хоккейная лига. А начинается всё с детского массового хоккея на коробках во дворах. И мы рассказываем обо всём, что в клубе происходит. Сейчас в работе медиаслужб одного рвения недостаточно, всё завязано на технике, деньгах, на креативах, которые рождаются в головах (но их ещё надо реализовать успешно). Мало запостить пост во "ВКонтакте", допустим, — его нужно ещё и продвигать активно. Мало родить инфоповод — надо, чтобы все о нём узнали. Для этого нужно общаться с прессой. И здесь мы переходим к другой стороне моей деятельности — это взаимодействие со СМИ. Я сам оттуда вышел, 8 лет отработав на "12 канале", а ещё больше лет отработав в печатных и электронных СМИ. И я всегда на собственном опыте знал, с чем журналистам приходится сталкиваться и как им бывает трудно. Поэтому в работе я руководствуюсь принципом "как бы я хотел, чтобы поступали со мной". В моём ведении и организация интервью, и работа по донесению наших смыслов с журналистами, и формальные мероприятия, типа пресс-конференций, брифингов, пресс-подходов, открытых тренировок. Есть и неформальные мероприятия. Мы играем с прессой в спортивные игры, организуем пресс-туры. Допустим, у нас проходит сбор в Сочи, и там между матчами мы играем в футбол. В Омске уже играли и в футбол зимой перед ареной — 45 камазов снега привезли — и во флорбол в академии "Авангард".
У нас большая медиакомнада: это фотографы, видеографы, эсэмэмщики, пресс-атташе команд МХЛ, ВХЛ и даже самой Академии. То, что происходит на "G-Drive Арене", помимо матчей, тоже нужно освещать. Получается, нам нужно разорваться по множеству направлений. Все эти направления курирую не один я. SMM-отдел, "Авангард ТВ" — это отдельные структуры со своим штатом и руководителями. Мы все всегда в непосредственном контакте. Если какое-то событие нужно осветить, мы все включаемся, обсуждаем, кто, что, как и когда делает. У всех свои успехи, мы не раз уже брали премию MarSpo (премия по спортивному маркетингу, — прим. ред.), в 2023-м на премии Sport Business Awards взяли медиапроект и SMM года. Здесь без ложной скромности — у нас получается быть всегда впереди, потому что мы держим руку на пульсе и всегда стараемся соответствовать современным трендам и реагировать на всё живо и быстро.
— Каким был твой путь на должность пресс-атташе?
— Мне повезло в том плане, что моё желание писать про хоккей совпало с подъёмом этой игры в Омске. Начинал я писать в 11 классе в "Омском вестнике" у Владимира Радула (главред "Омского вестника" в 1990-1998 гг., — прим. ред.). Но там была больше "проба пера", конечно. Зато быстро понял, что статьи про школьников, материалы на всякие социальные темы — не моё. Хотел сразу писать про спорт, про хоккей. И вот на втором курсе я попал в газету бесплатных объявлений "Всё для вас". В ней на волне популярности "Авангарда" решили делать полосу про хоккей, но не хотели особо платить за это деньги, поэтому взяли студента. И там я делал полосу в неделю — вышло 24 или 25 полос. Это была такая школа для меня. После этого меня уже и заметили, я попался на глаза Анатолию Бардину, президенту "Авангарда" того времени. У меня уже были публикации, интервью, я ещё писал в "Московский комсомолец" омский. И Бардин меня пригласил в клуб. Получается, мой первый заход в пресс-службу "Авангарда" был ещё в 1999-2000 гг. Тогда же я стал собственным корреспондентом "Советского спорта" в Омске. Из-за того, что я в то время учился на третьем курсе и был абсолютно неопытным, то не успевал и по учёбе, и по работе. Понял, что совмещать невозможно, и сосредоточился на университете. Но продолжил писать, появилось серьёзное федеральное издание "Весь хоккей". Оттуда много действующих журналистов и редакторов вышло. И где-то в 2004 году меня позвали на "12 канал". У меня была передача о хоккее, которая выходила раз в неделю, со временем я начал комментировать хоккей. И как раз когда я поступил на "двенашку", случилось первое чемпионство "Авангарда", которое я отрабатывал уже с передовой. 8 лет я провел на ТВ, и в сезоне 2012/2013 меня пригласили в "Авангард".
— На премии Sport Business Awards "Авангард" взял три награды (лучший медиапроект, лучший SMM и спортобъект года). Как вам удалось стать лучшими по социальным сетям? В чем секрет успеха?
— У нас этим занимаются специально обученные люди. Они всё мониторят, всё знают — мемы, тренды, над чем смеются в интернете, что обсуждают. И, допустим, когда какой-то инфоповод и нам нужно обыграть его в меме, от них сразу летят предложения. Вообще, у нас есть коммуникационная стратегия, она появилась пять лет назад, когда председателем Совета директоров клуба стал Александр Крылов. Как раз там и было прописано, что клуб за счёт своей медиактивности должен повышать привлекательность для публики, неважно, хороший инфоповод или нет. За последние годы мы серьёзно изменили отношение людей к "Авангарду": за нами активно следят, от нас прямо уже требуют, чтобы мы рассказывали и показывали всё в подробностях. А мы и так уже максимально открылись. Если приводить пример, то мы, пожалуй, единственные, кто снимал видео из раздевалки перед овертаймами в плей-офф. Раньше такое представить было вообще невозможно.
— А какие смыслы вы продвигаете в рамках своей коммуникационной стратегии?
— С нами должно быть максимально интересно, мы максимально открыты и доступны. В "Авангарде" работают самые горящие своей работой люди, любящие хоккей. Мы всех принимаем в свою семью, начиная с хоккейной школы и заканчивая главной командой. Нельзя забывать, что мы всегда нацелены на спортивную победу, без этого никак в Омске. Все всегда думают о кубке, о золотых медалях. Ещё мы стремимся развивать своих воспитанников. Сейчас, когда игроки из-за рубежа едут к нам редко, естественно встаёт вопрос о своих воспитанниках, которых тебе не надо покупать за огромные деньги. Плюс они плоть от плоти, кровь от крови твои, они воспитывались в клубе. Недаром в Академии есть лозунг "Стремись на Левый берег Иртыша!". Молодые ребята смотрят на арену, у них эта мечта перед глазами. Редко у кого перед глазами, как говорил Боб Хартли (экс-главный тренер команды "Авангард", ныне — консультант Академии, — прим. ред.), есть визуализация мечты.
— Откуда у тебя вообще любовь к хоккею?
— Это с детства. Меня отец начал водить на матчи с 1986 года, как СКК им. Блинова построили, тогда ещё "Иртыш". Мы жили недалеко, и он меня на матчи забирал из школы, иногда даже с уроков отпрашивал. И всё время мы играли с ним на улице в хоккей, на стадионе "Юность" или во дворе, там школа заливала лёд. Я выходил сначала в валенках, потом на коньках. Потом были просмотры трансляций. Чемпионаты мира по хоккею или олимпиады шли ночью, и отец меня будил, вместе с ним смотрели. И как-то всё само собой впиталось.
— А игроком ты не хотел быть?
— Об этом речи не шло. Чтобы стать игроком, нужно с 5-6 лет заниматься. Если собираешься в спорт, вся твоя жизнь иначе строится. Уже в 10 лет, например, об этом думать бессмысленно.
— Как ты работаешь в день матча?
— У нас есть свой алгоритм. Если это матч, который начинается в 19:30, дома или в гостях, то день стартует с публикации-представления соперника на сайте в 9 утра, когда мы рассказываем о сопернике, о том, где можно посмотреть матч, есть ли ещё билеты в кассах. Затем часов в 11 идёт предматчевая раскатка, мы снимаем небольшой видеосюжет с комментариями игроков, они тоже рассказывают о сопернике, как против него играть, что нужно сделать, чтобы выиграть и т. д. Выпускаем фотографии и сюжет с раскатки. Параллельно я занимаюсь разовыми аккредитациями на игру. Потом, часа за три до начала игры, начинаются другие активности, приходит съёмочная бригада "Матч ТВ", снимает раздевалку, предматчевые комментарии тренеров. Потом по ходу матча нужно давать игрока в перерыве, а после матча опять тренера. Если это регулярный чемпионат, то после игры нужно вести журналистов в раздевалку для общения с хоккеистами, а затем уже проходит пресс-конференция тренеров. Потом всё это ещё надо выдать на наши ресурсы. Поэтому я, бывает, в час ночи ухожу с арены последним. Понятно, что всё это не я один делаю, активно задействована вся медиакоманда.
Во время игры я пишу отчёт, чтобы, когда матч закончится, буквально через пять минут он встал на сайт. Потому что оперативность крайне важна. Это даже не столько новость — все ведь и так видят счёт — это именно рассказ об игре, без аналитики. Затем публикуются комментарии, расшифровка пресс-конференции, фотографии, а если это победа, то у нас снимаются победная раздевалка и речь тренера, интервью игроков. Система отработана. И из-за того, что всё расписано, время проходит очень быстро. Эти 68 игр регулярки пролетают, как секунды.
— А ты сильно переживаешь на матчах?
— Да, из меня болельщика не вытравить. Если бы я охладел к этому, то, наверное, этим уже и не занимался бы. Мне очень нравится всегда быть с командой. Ты меняешь города, игры наблюдаешь вживую — всё это до сих пор поддерживает во мне жизнь, огонь. А сидеть просто за столом, перебирать бумажки — не мой формат.
Я со временем научился, конечно, внешне чуть больше сдерживаться, потому что всё-таки мне уже не 16 лет, но внутри до сих пор эмоции кипят, особенно когда что-нибудь идёт не так. После поражения мне нужно некоторое время, чтобы отойти. В этом как раз помогает работа. Очень хорошая философия у североамериканцев в этом отношении, они всегда говорят: всё, ты ничего не можешь сделать с тем, что случилось, — забыли, пошли дальше, завтра новый день, завтра новая игра, вот её надо попытаться выиграть.
— Ты командный игрок или одиночка? Как тебе комфортно?
— Мне больше в команде интересно. Конечно, иногда надо побыть одному, отдохнуть с самим собой чисто, потому что очень большое количество общения и взаимодействий. Но если за что-то приниматься, я только за командную работу. Я чувствую вдохновение и воодушевление именно при работе в коллективе, когда куча разнонаправленных задач, все их решают. Когда есть чувство сопричастности.
— Значит, ты доверяешь своим подчинённым?
— Категорически доверяю! Понятно, что постановка задач и контроль должны присутствовать. Но если специалист на своём месте, то я его дёргать каждый день проверками или чем-то ещё точно не буду. Другое дело, если что-то не получается, мы начинаем уже смотреть, разбираться, что именно не получается и почему.
— Ты ещё играешь в театре, причём уже много лет. Расскажи, как сцена появилась в твоей жизни и что она тебе даёт?
— Был девятый класс, и не особо было понятно, чем заниматься во внешкольное время. Мама привела меня на занятия в Лицейский театр. Я очень сильно сомневался, думал, это какой-то драмкружок. Сходил, посмотрел — и остался на всю жизнь. Театр, конечно, дал очень многое. Это и уверенность, и подача, и дикция. Это всё на телевидении очень сильно пригодилось. И, конечно, в жизни тоже.
Сцена из спектакля Лицейского театра "Зойкина квартира"
— Что для тебя значит "Авангард"? И задумывался ли ты о том, какой была бы твоя жизнь без него?
— Ну, с "Авангардом" связано всё в моей жизни. Абсолютно "от и до". Хорошо, когда работа — это оплачиваемое хобби. У меня так и получилось. Будь в Омске известная футбольная или баскетбольная команда… Было бы так же? Я не знаю.
— Чем лично тебе запомнился прошедший хоккейный сезон?
— Ну, естественно, это переезд, открытие арены. Гигантское мероприятие было. Я думаю, что люди думающие, анализирующие и сталкивающиеся с большими мероприятиями, понимают, сколько сил в это было вложено. Ох, если бы кто-то увидел все наши приготовления, огромные таблицы по каждому направлению, кто что должен сделать, чтобы всё это завертелось! Это просто гигантские усилия и огромное количество часов. И слава богу, что это всё привело к тому результату, который мы видим, — всё запустилось, работает и радует людей. А это самое главное. Очень важно в любой профессии видеть результат своего труда.
— Не грустно было возвращаться из столичного региона?
— Нет, это такой популярный миф. Балашиха — это не Москва, а Подмосковье. Чтобы выехать из Балашихи в Москву, нужно все свои дела отложить и потратить день на поездку. Балашиха — город хороший, безусловно, грех жаловаться, там всё прекрасно. Я жил в 15 минутах от арены, ходил пешком и забыл, что вообще такое общественный транспорт. Но это не Москва. Всему свой черёд, всему своё место. Это был наш черёд, наше место на 4 года. Балашиха — лучший выбор, который только мог быть. Это время закончилось — спасибо, мы пошли дальше! Теперь у нас есть свой дом.
— Назови три важных жизненных принципа, которые хорошо применимы как в личной жизни, так и в профессиональной карьере, и которых ты придерживаешься.
— Первое: очень важно гореть внутренне тем, что ты делаешь — без этого вообще никуда. Смысла нет делать что-то, если ты не горишь. Из-под палки заставлять себя — это самое ужасное, что может быть.
Второе: важно, чтобы вокруг были хорошие люди. Боб Хартли этому научил. И со временем на опыте убеждаешься: очень важно, чтобы рядом были люди открытые, готовые вносить лепту в общее дело.
Третье: надо всегда стараться искать новые возможности развития. Тебе их могут давать, но ты и сам должен не стоять на месте, а всё время искать то, чем можно удивить. Двигаться вперед.
— На должность пресс-атташе тебя назначили в июле 2012 года. Тогда в комментарии нашему корреспонденту ты сказал, что своё назначение считаешь профессиональным вызовом. Так вот, после 11 лет на этом месте не пришло ли время для нового вызова?
— Не думаю. У нас в клубе есть всё для развития и реализации себя, своих планов, идей, задумок. Мы всё время что-то придумываем, удивляем, развиваемся. Посмотрите — каждый год яркие кейсы: матч в Дубае, тренировка на Красной площади, открытие арены. Уже ничего не страшно. Ты знаешь, что можешь справиться со всем.
— А как же ставить новые цели?
— Так вот мы в клубе и ставим их. И достигаем. Постоянно!
Напомним, в сезоне 2022/23 ХК "Авангард" выбыл из борьбы за Кубок Гагарина, уступив дорогу в финал казанскому "Ак Барсу". 12 апреля в Омске состоялась официальное закрытие хоккейного сезона. На праздник пришли около девяти тысяч преданных болельщиков.
Фото: Илья Петров, liceydrama.ru