Экологичный офис: как омские компании сокращают вред природе
Треть дня мы проводим на рабочем месте, и оно должно отвечать требованиям безопасности. Всё чаще в это понятие закладывают и экологическую рациональность. О том, как "зеленеют" омские офисы, читайте в нашем материале.
Вернувшись после пандемии в офисы, многие пересмотрели своё отношение к условиям на рабочем месте. На первый план начали выходить не "чай с печеньками", а забота о ментальном благополучии сотрудников и устойчивое развитие. Часть последнего — экологичные практики и соблюдение принципа "не навреди" по отношению к природе. Поэтому набирает тенденция экологизации рабочих мест.
Концепция экоофиса предполагает, что для сотрудников создана безопасная среда с оптимальными условиями труда и экологическим просвещением, а также уделяется внимание зелёным закупкам и энергосбережению. Так, офисная мебель, оборудование, средства для уборки, канцтовары не должны содержать опасных для здоровья и окружающей среды токсинов. Также работодателям стоит поощрять экопривычки сотрудников.
На первом этапе озеленения рабочего пространства достаточно выбрать одно решение, внедрение которого не потребует больших затрат. К примеру, в некоторых омских компаниях встречаются контейнеры для раздельного сбора отходов (РСО). Вторсырьё отправляют на переработку, тем самым сокращая выбросы CO2 и возвращая в оборот полезные ресурсы. Начать можно со сбора одной фракции, чаще всего это макулатура, потому что ни один офис не обходится без кипы распечатанных документов. Макулатуру охотно принимают переработчики, сдать её можно практически в любой пункт приёма вторсырья.
Уже достаточно долго РСО налажен в офисе IT-компании 7bits. Инициатива исходила от основателя и руководителя компании Анны Тарасенко. Полезное начинание удалось сохранить даже после переезда в другое помещение.
— Ещё в предыдущем офисе примерно в 2015 году мы поставили первые ящики для макулатуры и PET-бутылок, — рассказала Анна Тарасенко корреспонденту "Омск Здесь". — Позже стали разбираться, какие виды отходов утилизируются, куда их можно сдавать, и постепенно увеличивали количество ящиков.
— Как сотрудники отреагировали на введение раздельного сбора отходов?
— В основном положительно. Но, конечно, всегда есть те, кто не поддерживает. И даже до сих пор есть те, кто не сортирует, выбрасывает то, что можно помыть и сдать в переработку. Но тем не менее многие начинают постепенно это делать, задают вопросы, что и как правильно мыть и куда выкладывать. Многие носят из дома сортированное [вторсырьё] в офисные контейнеры.
— Существует достаточно распространённое мнение, что на организацию РСО нужно много времени, места и сил. По вашему опыту, это так?
— Да, тут никаких иллюзий. Контейнеры занимают место. Но кроме них, есть ещё и склад, где скапливаются все отходы до момента, когда грузовая машина их вывозит. Кроме того, часто меняются те, кто у нас принимает [на переработку], это тоже сложное и не самое выгодное пока дело. То берут определённые виды пластика, то не берут, то готовы вывезти, то не готовы. Стабильности пока нет, увы.
Что касается самого процесса сортировки, то сложностей не очень много. Надо просто проверить маркировку, отмыть упаковку от остатков пищи, просушить и положить в нужный контейнер. Следующий шаг, конечно, научиться не покупать упаковку, которую нельзя переработать, покупать на развес и разлив и др. Это уже сложнее и немного дороже, готовы не все.
Кроме того, в офисе компании горят энергосберегающие лампочки и внедрён электронный документооборот для сокращения расхода бумаги. Правда, последнее даёт менее существенные результаты, чем хотелось бы. "Это не то, чтобы суперсильно помогает экономить бумагу, к сожалению", — признаётся руководитель.
РСО практикуют и в офисе института территориального планирования "Град". Больше трёх лет назад сотрудники начали собирать макулатуру, которой в организации предостаточно.
— Специфика нашей работы заключается в создании карт, альбомов, пояснительных записок о том, как рационально управлять городами, бережно относиться к природным ресурсам и эффективно расходовать бюджетные средства. Ответственное отношение к окружающей среде — неотъемлемая часть профессии, — рассказывает менеджер проектов Валерия Маркова, курирующая РСО в офисе. — Руководители поддержали и предложили помощь в организации точек сбора в каждом отделе. Коллеги много спрашивали, что можно, что нельзя, теперь привозят из дома подготовленное вторсырьё.
Постепенно к контейнерам для бумаги и картона добавились баки для твёрдого и мягкого пластика (практически всех видов, которые поддаются переработке), металла, стекла и батареек. Бумажная продукция передаётся в проекты "Кедротека" и "Макулатура в помощь животным", все остальные фракции — в "Мобильный приём вторсырья", недавно переехавший на Центральный рынок. На вопрос, сложно ли наладить процесс приёма и сдачи вторсырья, Валерия отвечает "и да, и нет".
— Нужно найти компромисс между "красотой" места сбора и экономической целесообразностью вывоза в пункт приёма. Так как я сдаю благотворительным проектам, нужно учитывать, что за маленькими партиями они не поедут (волонтёры проекта "Макулатура в помощь животным" забирают партии объёмом от 30 кг — прим. ред.), — рассказывает Валерия. — Вторая проблема, и это моя недоработка, в низком уровне подготовки вторсырья. Случается, что коллеги не вникают в маркировки пластика или выбрасывают грязные контейнеры от еды, йогуртов, коробки от пиццы с фольгой и остатками еды внутри. Перед сдачей я всё это проверяю, очищаю, ещё раз сортирую, на это уходит прилично времени. Но повторюсь, это вопрос информированности и ответственности.
Также в офисе используются и другие зелёные решения: бумажные полотенца в туалете заменили на электросушилки для рук, а документооборот сокращается за счёт замены бумажных томов и карт электронными моделями управления городом.