«Просить помощи можно всегда». Как поддерживают омских родителей
Интервью с директором общественной организации "Планета друзей" о том, как их команда консультирует семьи в разных уголках Омской области.
Наталья Мишенина
• директор ОРООИ «Планета друзей»
Воспитание ребёнка — путь длинный, который полон ответственности и не лишён трудностей. Порой на этом пути родители нуждаются в помощи и поддержке. Разбираться в вопросах воспитания и обучения семьям помогает Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми, созданный на базе Омской региональной общественной организации инвалидов "Планета друзей". Бесплатную консультацию может получить любой родитель или опекун ребёнка до 18 лет. Наш корреспондент поговорила с директором "Планеты друзей" Натальей Мишениной о работе Ресурсного центра и возможностях, которые он предоставляет омским родителям.
— Наталья Леонидовна, расскажите, как появился Ресурсный центр поддержки семей с детьми?
— Это была одна из идей о том, чем мы можем быть полезны родителям: что мы могли бы оказывать им не только психологическую помощь, чем занимаемся практически с основания "Планеты друзей", но и помогать информацией, литературой, консультациями. Иногда это даже просто переадресация — родители знают, какие права и льготы у них есть, но не знают куда обратиться. Задать направление, сказать куда идти или даже просто подсказать часы работы — Региональный ресурсный центр в этом тоже помогает.
— Какие специалисты работают в центре?
— Логопед, психолог, дефектолог, инструктор адаптивной физкультуры — все те же специалисты, которые работают в "Планете друзей".
— С какими семьями вы работаете?
— Изначально мы сделали проект по информированию родителей детей с синдромом Дауна. В 2019 году Министерство образования Омской области предложило нам включиться в нацпроект "Образование", мы с первого раза в эту программу попали и расширили Ресурсный центр для других категорий ребят. Поэтому мы оказываем консультативную помощь не только родителям детей с инвалидностью, а вообще всем родителям, у которых есть дети до 18 лет.
Поскольку у нас в организации есть слово "инвалиды", к нам очень неохотно идут родители обычных детей. Видимо, срабатывает эта история — раз про инвалидов, значит нам туда не надо. Конечно, это остаётся основным нашим направлением, но при этом мы можем оказать помощь любому.
— С какими запросами к вам обращаются родители?
— Чаще всего это вопросы, касающиеся поведения: ребёнок не слушается, отсутствие мотивации учиться в школе, а также трудности с речью. С вопросами по развитию речи чаще приходят родители обычных детей. За психологической помощью обращаются родители нормотипичных подростков по поводу поведения, зависимости от гаджетов, замыкания в себе.
Мы поставили перед собой задачу максимально поддерживать родителей и сделали для них возможность максимального количества обращений за консультацией. Допустим, чего-то не получилось достичь в прошлый раз, и мы корректируем программу, либо у семьи появляются новые запросы.
У нас также бывают запросы от следственного комитета на диагностику и консультирование родителей. Их немного, примерно раз в год к нам обращаются правоохранительные органы с просьбой оказать помощь семьям, где, допустим, случались насильственные действия над детьми.
— Когда вы начали консультировать семьи в областных районах?
— В 2020 году мы запустили выездную службу. Впрочем, она у нас была и до этого, но на волонтёрских началах. Мы ездили в районы спонтанно: позовут — поедем, или сами предложим. А в этом проекте мы целенаправленно решили сделать выездную службу и договариваться с районами так, чтобы достаточно часто туда ездить. Купили транспорт, получили лицензию на перевозки. Сейчас в нашей географии 13 районов. Понятно, что это не все 32 района Омской области, но это тоже не так плохо, учитывая, что в некоторые районы мы ездим ежемесячно. Там есть запросы на разную помощь — консультативную, просветительскую, информационную. Мы проводим там семинары для родителей и педагогов. Очень много вопросов к логопеду, поскольку в районных населённых пунктах практически нет специалистов, и родители просят: "Помогите разработать упражнения, дайте нам домашнее задание, мы будем заниматься самостоятельно". Поэтому с собой наши специалисты обычно везут какую-то литературу, или распечатки с упражнениями на консультациях выдают родителям.
— А в районах есть специалисты, которые оказывают помощь семьям?
— В социальных центрах есть, увы, не все профильные специалисты. Чаще всего там работают психологи, а дефектологов, логопедов или инструкторов ЛФК нет. В районных центрах история более благоприятная, в деревнях и селах ситуация сложнее. Мы чаще всего работаем в районных центрах, но активный родитель или специалист социальной службы собирают родителей из сёл и деревень, и они также приезжают в райцентр на консультацию.
— Что для вас стало открытием в работе над этим проектом?
— То, что оказывать консультативную помощь родителю, не видя ребёнка, практически невозможно. Понятно, что ребёнок отвлекает внимание, но тем не менее, когда он в кабинете вместе с родителем, специалисту легче отвечать на вопросы, видя, что происходит на его глазах, оценивая поведенческие реакции, давая задания, что-то спрашивая одновременно у мамы и у ребёнка.
— Какую помощь может получить родитель для себя самого?
— Психологическую помощь, но далеко не все готовы обращаться к психологу. Многие считают, что у них всё хорошо, что они сами себе психологи и сами себе помогут. В очень редких случаях, и это мамы чаще всего, доходят до психолога. И у тех, кто дошёл, видно, как меняется отношение к ребёнку, по-другому расставляются приоритеты, и ребёнок быстрее идёт вперёд в развитии. От психологического состояния мамы, от её ресурса очень многое зависит.
Кроме психологической помощи, Ресурсный центр оказывает помощь информационную. Мы выпускаем специальную литературу "Права и льготы". Это для тех, кто ориентируется в законодательстве, кто считает, что его права ущемляют (не берут в детский сад), например, или не знает о том, что есть определённая социальная выплата. В социальных центрах пока не спросишь, и не расскажут, какие социальные выплаты положены, листовок или буклетов тоже нет, а сайт Министерства труда и социального развития, на мой взгляд, достаточно сложный — там есть нужная информация, но чтобы её найти, надо очень постараться.
— Какие дальнейшие планы у центра?
— На следующий год мы сократили количество консультаций, поскольку "планетная" выездная команда немного подустала. 20 тысяч консультаций в год — это очень много. Но Ресурсный центр не прекратит своё существование, пока служба востребована, пока у нас есть родители и дети. Просить помощи можно всегда и у любого специалиста Ресурсного центра. У нас есть официальная страница в соцсетях и сайт организации. На сайте — отдельная вкладка про Ресурсный центр, где размещены Положение о РРЦ, график его работы, перечень специалистов. Если нужна помощь, значит, надо приходить. Мы ждём и готовы помочь всем, кто нуждается в подобной помощи. Обращайтесь!
* * *
Записаться на консультацию к специалистам Ресурсного центра "Планеты друзей" можно по единому номеру организации: +7 9236837195 или в её аккаунтах в социальных сетях (vk.com/planeta_55; vk.com/club174201936).
Фото: Илья Петров