Мама, из-за Веры сменившая профессию
Ко Дню матери "Омск Здесь" традиционно рассказывает о необычным мамах. Героиня нашего материала была успешным юристом, но, став матерью, она сменила профессию, снова отучившись в университете.
Наталья Водянникова жила жизнью успешной женщины, вышла замуж, руководила юридическим отделом в крупной компании. Рождения дочки она ждала, не предполагая, что ребёнок в корне поменяет её жизнь…
При родах что-то пошло не так, и у новорождённой девочки случилось кислородное голодание вследствие родовой травмы. Что будет с ней в будущем, точно никто из врачей сказать не мог, но отмершие клетки мозга возродить было нельзя. Девочка, которую назвали Верой, росла, но развивалась не так, как остальные дети. Сегодня ей 13 лет, но её умственное развитие остановилось на уровне пятилетнего возраста. Эта ситуация заставила Наталью задуматься о смене профессии.
— Я не очень люблю термин "особенные дети", ведь каждый человек в чём-то особенный, мне больше по душе выражение "ребёнок с особенными потребностями", — говорит Наталья. — Такие дети, как моя Вера, не становятся полноценными членами общества. Их нужно всю жизнь водить за руку, уделять особое внимание.
Работать юристом, руководить отделом, отстаивать интересы своей компании в суде у неё получалось неплохо. Но когда Вера пошла в школу, совмещать воспитание дочки, несмотря на то, что в этом процессе активное участие принимала бабушка, было очень тяжело. Папа оставил семью, когда девочке был год. Такое в семьях, где детям ставят неутешительные диагнозы, к сожалению, случается очень часто. Наталья поняла, что Вера нуждается в ней гораздо больше, чем её работа. Наталья без сожаления говорит об оставленной карьере юриста.
Наталья Водянникова
— Я поняла, что работа и ребёнок в моём случае несовместимы. Хоть Вера и учится в адаптивной школе, помощь мамы была нужна. Я два года не работала, помогая ей справляться с учебным процессом. Именно в тот момент поняла, что мне не хватает знаний, чтобы помогать дочке. Десять лет я ходила с ней по врачам, чтобы выяснить, как можно помочь ей развиваться, добиться большего, что будет с моим ребёнком дальше и чего ждать от её развития. В потоке пациентов врачи и дефектологи чаще всего не вникают глубоко в суть проблем, руководствуясь общепринятыми методами. И я снова пошла учиться. В этот раз в педагогический университет, чтобы стать педагогом-дефектологом. Имея одно высшее образование, мне нужно было пройти три курса и написать диссертацию. Узнав, что я юрист, преподаватели предлагали мне работать над темой, связанной с конфликтными ситуациями в судах. Но суды остались в прошлом, теперь все мои интересы и усилия были направлены только на работу с детьми, требующими особого внимания и индивидуального подхода.
Наталья была уверена, что существуют методики, работая по которым можно помочь Вере получить какие-то навыки, улучшить уже наработанные речь, моторику, движения. Нужно было регулярно заниматься с дочкой, но как? Именно учёба в ОмГПУ позволила получить эти знания. Проучившись три года, мама-юрист стала мамой-дефектологом.
— Учёба мне давалась довольно легко, было очень интересно, — говорит Наталья. — Проблем с практикой не возникало, ведь моя Вера занимается в необычном театре "Параллельный мир", где играют особенные актёры (о чём рассказывал "Омск Здесь"). Мамы других детей с особенностями развития помогали мне, я наблюдала за детьми, тестировала их, делала выводы. Единственное, что напрягало, это писанина — её во время учёбы было очень много.
Вера, после исполнения роли в одном из спектаклей театра "Параллельный мир"
Наталья признаётся, что второе образование дало ей не только новые знания, но и позволило освоить новые методики и техники, которые помогают в общении с дочерью. Благодаря этому Вера стала осваивать в быту многие действия, которые ранее были ей недоступны. Удаётся смотивировать её на какие-то поступки. Однако поспособствовать освоению школьной программы своему собственному ребёнку Наталья не может даже с дипломом дефектолога. В этом случае для девочки авторитет учителя главнее. Она уверена, что мама не может знать столько, сколько школьный учитель. Но зато Наталья консультирует мам и детей с особенностями развития в коллективе необычного театра, а недавно открыла кабинет, где в будущем будет работать как педагог-дефектолог.
— Я решила помогать мамам, которым также приходится в некоторых сферах жизни искать "более авторитетных" людей для своих необычных детей. Открыть кабинет удалось благодаря стечению обстоятельств — у моей подруги было помещение. А круг общения позволит без труда найти ребятишек, нуждающихся в помощи педагога-дефектолога. Я сама знаю, как тяжело найти специалиста, который вникнет в суть проблемы, будет проводить занятия и "вести" своего особенного ученика в течение долгого времени.
Кабинет Натальи уже полностью оборудован и ещё весной был готов принять первых посетителей. Но коварная пандемия скорректировала планы. Проводить консультации и занятия онлайн в случае с особенными детьми малоэффективно — внимание ребёнка трудно удержать беседой, ему нужно чувствовать рядом с собой живого человека, вставать во время урока, прикасаться к учебному материалу: конструкторам, пазлам, пластилину, мозаике и так далее.
— К сожалению, специальная психология и дефектология в нашей стране находятся не на том уровне, каком хотелось бы, — сетует Наталья. — Было очень много декларативных мер, которые вроде бы, на первый взгляд, помогают детям с особенностями развития, таким, как моя Вера. Помните, несколько лет все восхищались и ждали введения инклюзивного образования. На это были потрачены немалые деньги, и как мама я точно знаю, что эта очень нужная мера так и не была реализована. Мне очень хочется, чтобы каждая мать в нашей стране могла получить помощь дефектолога и социального психолога для своего ребёнка, понять перспективы его развития, но пока нам приходится довольствоваться тем, что есть, самостоятельно выискивая способы и методы развития необычных детей. Все выкручиваются, как могут. Я нашла такой выход — получила второе образование и теперь понимаю, как мне вести себя со своей дочкой, что я могу ей дать, чему научить, чтобы ей комфортнее было в этой жизни. Но ведь не все мамы могут себе позволить оставить работу и пойти учиться, поэтому мой случай — это огромное исключение в длинных рядах таких же мам, как я, столкнувшихся с неутешительными диагнозами своих детей.
Наталье, увидев, что её знания и навыки помогают Вере, и осознав, что в будущем будет с её дочерью, стало проще жить. Теперь она готова помогать и другим ребятишкам с особенностями развития и, конечно, консультировать и поддерживать психологически других мам. Ведь жизненные обстоятельства, испытанные на себе, гораздо легче принять и понять, чем те, о которых слышишь с чьих-то слов.
Фото: Илья Петров и личный архив Натальи Водянниковой