«Уж лучше вторая волна»: подростки отказываются идти в школу 1 сентября
Все дело в подростковых комплексах
18% российских семей в этом году не смогут купить детям обновки к 1 сентября – об этом говорит статистика, оценивая убытки, нанесенные нам пандемией. Из-за этого многие ученики 6-11 классов не хотят идти в школу вовсе – об этом сообщают подростковые психологи, с приближением нового учебного года все чаще получающие подобные признания. При этом школьники делятся, что новая одежда, аксессуары и гаджеты важны для них не сами по себе, а чтобы не выглядеть «неполноценными» в глазах сверстников.
Фото: Геннадий Черкасов
Те времена, когда список покупок к 1 сентября состоял из школьной формы, тетрадок, ручек да ластиков, минули давно. Сегодня «маст-хэв» ученику диктуют не только требования школы, но и ее ученики со своим стадным пониманием моды. Родители школьников, по их собственным признаниям, всегда крутились, как могли, чтобы у их чада все, от гаджета до носков, было не хуже, чем у других. Но в этом году ситуация с финансами у многих столь плачевна, что «выкрутиться» не получается.
В некоторых регионах, где многие семьи не могут позволить себе даже покупку новой школьной формы, школы идут навстречу, разрешая вместо нее обычную опрятную одежду. В столице же родители пока чаще отказывают в новых гаджетах и брендах.
— Старшеклассники – самые затратные! – жалуется Павел, отец 16-летнего школьника. — У них аппетиты выше во всех смыслах – и в еде, и в вещах.
Павел перечисляет необходимый минимум, требующийся сыну к 1 сентября – новые кроссовки (нога выросла), новый школьный рюкзак (старый порвался), новые джинсы, спортивный костюм и куртка (в прошлогодние не влезает), новый смартфон (прежний морально устарел). А еще по мелочи – рубашки, футболки, носки, тетрадки, ручки.
— И все это не абы какое, а определенных брендов. Наш сын ходит в приличную школу, и мы не хотим, чтобы он там был хуже всех. К тому же, мы считаем, что лучше меньше шмоток и аксессуаров, зато все дорогие, чем куча дешевого барахла. Другое дело, что сейчас у нас финансовые затруднения, пришлось взять потребительский кредит.
— Ты считаешь нормальным, что твои родители лезут в долги ради твоего тряпья? – интересуемся у самого Никиты.
— Понимаете, я бы сам обошелся, я вообще неприхотливый! – уверяет без пяти десятиклассник. – Но смартфон, одежда, обувь – это как маркер статуса, свой ты или нет. Если у меня что-то не то, меня начинает с этим долбать окружение, я на нервах, и, как результат, учусь хуже. Родители это понимают.
Марина, мама без двух недель одиннадцатиклассницы Софии в расстроенных чувствах:
— Дочка просит новую одежду. Ее одноклассницы уже обсуждают, кто в чем появится 1 сентября. А я еще в марте без работы осталась. Я Соне сказала, что в этом году всякие бренды-тренды не потяну. Говорю ей: если тебе нужно просто в новом выйти, то вот тебе 5 тысяч из заначки, езжай на рынок и купи что-нибудь. А она в слезы: лучше вообще не пойду в школу, чем позориться! Говорит, уж лучше бы тогда оставили нас на дистанционке! Уж лучше пусть вторая волна!
— Наши дети – всего лишь отражение нас самих, — резюмирует психолог-практик Елена Пиховкина. – И вполне естественно, что за последние два десятилетия мерилом «статуса» для школьников стали деньги родителей, конвертированные в одежду, аксессуары и электронику определенных ценовых категорий. Ведь именно в финансовом срезе оценивало успех окружающих большинство окружающих их взрослых. Но я считаю, что вскоре эта проблема отомрет сама собой: ее за нас решила пандемия, которую не зря иногда называют «очистительной». Пандемия разрушила привычный образ жизни и систему ценностей миллионов людей. Всего за несколько месяцев полностью обесценились те статьи расходов, которые казались нам мега-важными – одежда, путешествия, общепит, развлекательные мероприятия и тому подобные потребительские радости. Вместо потребления на первый план вышли безопасность, здоровье и духовные ценности – как стержень, необходимый для выживания в стрессовых условиях. Думаю, что наш мир никогда уже не станет прежним, и те, кто переживет нынешний кризис, примут новую систему ценностей. И первыми, как водится будут самые чуткие и восприимчивые – наши дети.