Эксперт прокомментировал падение в демографическую «яму»: «Рождаемость не купить пособиями»
Евгений Гонтмахер считает, что молодые не спешат из-за экономической ситуации
Обновившаяся три года назад естественная убыль населения страны – превышение числа умерших над числом родившихся – ускоряется. По данным Росстата, за девять месяцев текущего года Россия потеряла 259 600 россиян — максимальная потеря за последние одиннадцать лет. О том, кто виноват и что делать, «МК» побеседовал с известным российским экономистом, профессором Высшей школы экономики Евгением Гонтмахером.
фото: pixabay.com
— Евгений Шлемович, пресс-секретарь президента назвал ситуацию неприятной, но сами данные — ожидаемыми. Действительно, на ваш взгляд, нет никаких неожиданностей?
— Неожиданностей нет. Демографы давно предупреждали, что в годы, которые мы сейчас переживаем, будет «яма». Исходя из объективных причин. Это связано с войной, с демографическими волнами. Война — огромные потери населения, малое число рождений. Затем — беби-бум… Потом наступает новая волна, когда в детородный возраст вступают же потомки предыдущего поколения.
Конечно, предстоит выяснить, насколько глубина этого падения, которое мы сейчас наблюдаем, связана не только с объективными причинами, но и с общей ситуацией в стране. Потому что рождаемость — тонкая штука. Ее лучше оценивать даже не по абсолютному количеству рождений, а по такому показателю, как коэффициент рождаемости в расчете на одну женщину фертильного возраста.
В 1990-е годы у нас этот коэффициент упал до 1,3. Это означает, что среднестатистическая российская женщина в течение того периода своей жизни, когда она могла рожать, рожала 1,3 ребенка. Это очень мало. Потом, в конце 2000-х и в начале этого десятилетия, этот коэффициент дошел до 1,7. То есть все-таки вот эти меры демографические, программы поддержки семьи, принятые в конце 2000-х, наверное, дали какой-то эффект.
Но данные за последнюю пару лет показывают, что этот коэффициент снова начал снижаться. Сейчас это где-то 1,5. И это означает, что среднестатистическая женщина стала менее охотно рожать. Что может быть связано с социально-экономическими причинами.
В 2000-е был экономический рост, быстро росли доходы населения. У людей появилось ощущение, что впереди все хорошо. Нормальные же родители рассчитывают на то, что ребенка удастся вырастить, на ноги поставить. И это влияет на рождаемость. А в последние годы, как мы с вами видим, социально-экономическая ситуация, мягко говоря, не очень хорошая.
Доходы падают у значительной части людей. По крайней мере — не растут. И люди, особенно молодые, начинают немножко «придерживать» эту ситуацию. Потому что не ощущают уверенности, что они смогут обеспечить этому ребенку более-менее достойную жизнь. Ну, да, ввели пособие — для семей с низкими доходами. Но сам Путин сказал, что это, видимо, не достаточно.
Но тут снова возникает большой философский вопрос: удастся ли переломить ситуацию такими финансовыми вливаниями? Думаю, если бы сейчас у нас снова начался экономический рост, рост доходов и люди убедились, что это надолго, тогда, возможно, коэффициент рождаемости стал повышаться.
Кстати, Дмитрий Песков сказал, что мы находимся на дне демографической ямы. Это не совсем правильно. Если не будет улучшения ситуации, с доходами, с экономикой, то это дно может значительно углубиться.
— Что может и должно противопоставить государство этой тенденции?
— Государство должно противопоставить этому экономический рост, создание рабочих мест, высокие зарплаты на этих местах. Это элементарные вещи. Еще раз говорю: простое повышение каких-то пособий вряд ли поможет. Это неплохо, конечно, но радикально вопрос не решает. Поэтому главное — это изменение общей атмосферы. Но это сейчас, к сожалению, изменение ситуации в стране не просматривается. «Купить» рождаемость, — ну, это слишком примитивно. Это вчерашний день. Все-таки народ у нас уже достаточно образованный, продвинутый.
— Может ли сама демографическая ситуация в свою очередь негативно отразиться на экономике, на том громадье планов и стратегий, которые периодически озвучиваются в Кремле и Белом доме?
— Может, конечно. Демография — важный фактор экономический. Потому что это прежде всего — рынок труда. Если у нас все меньше и меньше работающих, что сейчас и происходит, и все больше пенсионеров, то для экономики, безусловно, возникают дополнительные проблемы. Но если бы экономика развивалась динамично, то даже при уменьшении числа занятых за счет роста производительности труда, новых технологий, инноваций, эти демографические перекосы можно было, по крайней мере, минимизировать, а, может быть, и полностью компенсировать. Нужен качественный экономический рост. Правительство должно обращать внимания в первую очередь на это. А не надеяться, что после введения какого-то нового пособия все кинутся рожать. Такого не будет.
Читайте также: Демографы предупредили о рекордном сокращении населения России