Вкус столетнего кофе, найденного в Арктике, описал путешественник
«Можно варить»
Попробовать на вкус кофейные зерна, которые оставила в 1902 году в базовом лагере в Арктике американо-норвежская экспедиция Ивлина Болдуина, встретиться нос к носу с белым медведем, а также выдержать на резиновой лодке атаку огромной моржихи довелось членам комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества, которая работала на архипелаге Земля Франца-Иосифа с 15 августа по 27 сентября 2019 года.
Фото: instagram.com / leonidkruglov.
Об экстремальных моментах экспедиции рассказал «МК» ее участник, известный путешественник и этнограф Леонид Круглов.
Сначала — немного истории. Целью совместной американо-норвежской экспедиции в начале ХХ века было достичь Северного полюса по дрейфующим льдинам. Ее возглавил полярный исследователь Ивлин Болдуин. В 1901 году экспедиция на острове Алджера (Земля Франца-Иосифа) встала на зимовку. На мысе исследователи устроили продовольственное депо, соорудили убежище — несколько деревянных хижин. Вместе с 50 членами экспедиции остались зимовать 420 собак. Для броска к Северному полюсу было подготовлено 60 саней. Но прорыва к «макушке» Земли не случилось. Члены экспедиции переругались между собой и после зимовки вернулись на материк.
— Высадившись на остров Алджера, мы нашли целый продуктовый склад, где хранились консервные банки, жестянки с чаем, а в углу разрушенной хозяйственной постройки мы обнаружили бочку с кофейными зернами, — рассказывает Леонид Круглов. — Верхний слой зерен был уже побелевший, с налетом, а в глубине зерна были нормального коричневого цвета. Я взял несколько зерен, и у меня было ощущение, что из них можно сварить отличный кофе. Конечно, не удержался и попробовал их «на зуб», и знаете — вкус и запах кофе очень хорошо чувствовались.
В хорошей сохранности, по словам Круглова, были и банки с консервами.
— Арктика — отличный холодильник. Известен продуктовый склад русского полярного исследователя Эдуарда Толля, который он, стремясь отыскать Землю Санникова, в 1900 году обустроил на побережье Карского моря, на Таймыре. Там в вечной мерзлоте продукты все тоже отлично сохранились.
— Можете вспомнить один из экстремальных моментов экспедиции?
— Это было как раз по пути к острову Алджера. Несколько дней мы не могли высадиться на берег. Вокруг нас носились большие глыбы льда, из-за одного крупного айсберга нашему кораблю пришлось постоянно маневрировать, потому что была угроза столкновения.
Когда погода наконец установилась, мы пошли на резиновой лодке к берегу. Нужно было преодолеть расстояние примерно в два километра. Нас атаковала огромная моржиха! С огромным трудом, на полуспущенной посудине, мы добрались до берега. Довольно толстая резина не выдержала бивней представительницы ластоногих. Из пяти баллонов на лодке — три были пробиты.
— На этом сюрпризы не закончились?
— Нет, на берегу нас ждал крупный белый медведь, который совсем не боялся людей. Он подошел совсем близко, пришлось пустить в ход ракетницу. Но мишка не успокоился, перешел на место нашей высадки, и, когда мы вернулись, то увидели, что несколько спасательных жилетов буквально разорваны в клочья.
По словам Леонида Круглова, на месте лагеря, где зимовала экспедиция Ивлина Болдуина, они обустроили свой продовольственный склад. Зарыли в мерзлую землю современные консервированные продукты.
— Это и тушенка, и зеленый горошек. Пусть следующая экспедиция, которая может состояться через несколько десятков лет, найдет их и попробует, чем питались люди в 2019 году. Заодно можно будет проверить, насколько они хорошо сохранились.
Но, как говорят специалисты, море может поглотить оставшиеся от лагеря строения. Климат меняется, льдов становится все меньше, уровень океана повышается. Вода постоянно подмывает песчаный берег, и, вполне возможно, что через 15–20 лет исторический памятник скроется под водой.