Как помочь ребёнку адаптироваться к школе. Советы психолога
Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу и как родителям перестать волноваться — читайте в нашем материале.
Ольга Гроголева
• Кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ОмГУ
Перед началом нового учебного года "Омск Здесь" встретился с психологом, доцентом факультета психологии ОмГУ Ольгой Гроголевой и узнал, какие стрессовые факторы воздействуют на детей в школе и как снизить их влияние.
— Ольга Юрьевна, как правильно психологически подготовить ребёнка к школе?
Если говорить про подготовку дошкольника, то, конечно, здесь существует целая система, но главный пункт — знакомство с режимом и требованиями к школе, что, в общем-то, происходит на подготовительных курсах. И очень хорошо, если ребёнок заранее знает своего учителя и с ним уже как-то контактировал ещё до того, как пойдёт в школу. На мой взгляд, важнее не интеллектуальная готовность, а именно мотивационная готовность. Ребёнок должен хотеть стать взрослым, перейти на новый уровень взросления. Он должен хотеть узнать новое в школе, а не просто использовать новые красивые карандашики и ранцы, которые купили родители. Ведь такая внешняя мотивация относительно формы, портфеля работает недолго.
— Это актуально для подготовки малышей, а что посоветуете родителям детей среднего и старшего школьного звена?
Если говорить про остальных детей — они уже всё знают. Важно постараться сохранить летом режим, что очень сложно, ведь дети ложатся поздно. Я абсолютно уверена в том, что ребёнку летом нужен полноценный отдых и восстановление, физическое в том числе, эмоциональная разгрузка. То есть должен накопиться за лето какой-то банк положительных эмоций, который снимет эмоциональную нагрузку, накопившуюся за прошлый учебный год, а занятия, если и должны быть, то в удовольствие.
— Какие основные стрессовые факторы воздействуют на ребёнка в начале учебного года? Как минимизировать их влияние?
Естественно, смена режима дня, о чём я уже говорила; повышенные нагрузки. Если говорить про первоклассников, то особенно повышенные нагрузки. Есть такой психотерапевт Базаров, который сравнивает нахождение первоклассника в стационарной позе в течение 40 минут с нагрузкой космонавта при взлёте ракеты. Поэтому такая нагрузка особенно на детей младшего школьного возраста оказывает серьёзное влияние. И так как у них моторика крупная работает больше, чем мелкая, а ребёнка заставляют писать и выполнять мелкие движения, то, конечно, нужно чтобы была физическая разгрузка и активность. Особенно у детей с гиперактивностью, это отдельная тема для разговора. Такой ребёнок может минут 10 посидеть спокойно, а потом ему нужно бежать. Лучше, конечно, чередовать физическую нагрузку с интеллектуальной.
Ситуация оценивания. Подчеркну, что этот фактор может оказывать очень сильное стрессовое влияние, если у родителей повышенное внимание к оценкам. Ребёнок это считывает, даже если родитель не говорит напрямую. Ребёнок чувствует, когда он допускает ошибки, видит реакцию родителей. Здесь важно, чтобы родители объяснили ребёнку, что оценка – это всего лишь результат твоей работы, а ошибки можно и нужно исправлять. Это не окончательный итог твоей работы, а просто подсказка, что нужно изменить. Тогда этот стресс становится меньше. Ещё хочу отметить, что в младшем школьном возрасте оценка моментально переходит в самооценку. Поэтому в первом классе и отменили оценки. У детей в этом возрасте неадекватно завышенная самооценка, и когда они получают результат "двойка", "тройка", ещё и родители подчёркивают этот отрицательный момент, то у ребёнка моментально меняется отношение к себе. А это может очень негативно отразиться и на его эмоциональном фоне в процессе учёбы. Как минимизировать влияние? Во-первых, научиться слушать ребёнка, чтобы не было односторонней связи. Знаете, "радио включают" родители, говорят-говорят, ребёнок только слушает, и родители думают, что он услышал. Нужно всё-таки без бомбардировки вопросами подключиться к эмоциональному состоянию ребёнка. "Тебе грустно, ты расстроился." Точка. И ждать, когда ребёнок начнёт говорить о чем-то. Диалог с детьми сложно выстроить, но нужно слушать ребёнка, помочь ему создать ситуацию успеха, хотя бы минимальную. Посмотреть, где у него получается, и момент успешности всячески поощрять. Это повышает мотивацию и по остальным предметам. То есть можно в одном предмете ситуацию успеха создать, и тогда всё может измениться и в целом.
Важно помочь ребёнку организовать комфортные условия для выполнения домашних заданий, следить за режимом свободного времени. Чередовать прогулки и домашние задания, и чтобы ребёнок что-то делал по дому, потому что есть такая опасность создать ученический эгоцентризм, когда родители думают: "Лишь бы хорошо учился". Мы забываем, что домашние обязанности формируют общую ответственность, а это важно учитывать.
— Сколько длится период адаптации в начале учебного года?
Норма адаптации у первоклассников — 2-3 месяца. Через 3 месяца психологи начинают диагностировать школьную дезадаптацию. Я хочу сказать, что есть индивидуальные особенности, и у интровентированных, не очень общительных замкнутых детей период адаптации может затягиваться на 5-6 месяцев. Конечно, у каждого ребёнка свой темп адаптации, но через полгода нужно уже думать о причинах, почему так получилось, что произошло.
Старшие школьники, конечно, перестраиваются быстрее — они могут втянуться в учёбу через 2-3 недели при адекватном отношении и сформированной мотивации. А если не получается, надо искать основания такого негативного отношения к школе, и эмоционального и соматического состояния. Потому что, если ребёнок дезадаптирован, то на соматике, на теле это отражается — голова болит, живот болит — дети чаще жалуются на такие состояния. Температура может повышаться утром: в выходные дни нет температуры, а перед школой повышается. Значит, эмоционально ребёнок не готов, и нужно понять — почему.
— Есть ли различия в стрессовых факторах для малышей, средней школы и старшеклассников?
Для начальной школы это, прежде всего, новизна ситуации — новые ситуации, новые требования, которые нужно как-то усвоить. Ситуация оценивания, ведь даже в первом классе всё равно оценка какая-то есть: солнышки, смайлики, учитель всё равно высказывает эмоциональное отношение. Сама оценка — это же не главное. Главное — эмоциональное отношение педагога к результату, который ребёнок получил, и родителей в том числе. Поэтому ситуация оценивания не в плане отметки, а в плане эмоциональной оценки. И нагрузка, о которой я говорила уже — физическая нагрузка для начальной школы.
В средней школе более значимой становится не оценка учителей, а оценка сверстников, поэтому стресс может быть связан с общением в классе. В классах педагог не всегда успевает отследить эмоциональный климат и создать команду. Классы большие — и 30, и 32 человека, на воспитание времени не хватает. Поэтому здесь нужно с ребёнком уметь поговорить и выявить проблемы в общении, если они есть.
В старшей школе стресс связан с выбором профессиональной направленности. Это, в первую очередь, стресс для родителей, потому что дети не так рано задумываются об этом. А вот экзамены, нагрузки, особенно в том случае, если ребёнок не видит смысла в этом — стресс для ребёнка. Если родитель заставляет его поступать куда-то, подталкивает извне готовиться к экзаменам — ребёнок не понимает смысла того, что он делает. Это всё создаёт невероятный стресс.
— Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу?
Искать причины. Если не умеете разговаривать с ребёнком, то нужно обращаться к специалистам. Отказ ходить в школу — это уже крик о помощи, это уже сирена. Симптомы неблагополучия проявляются раньше. И родители, по-хорошему, должны заметить это: нежелание собираться, плохое настроение, жалобы на педагога, на сверстников. Что делать? Зависит от обнаруженной причины. Это может быть и буллинг, школьное насилие — сейчас очень распространённая проблема. Это может быть давление со стороны сверстников, педагогов. Отсутствие интереса. Кстати, одарённые дети — это группа риска: ребёнок знает больше, родители его подготовили очень хорошо к школе. Приходит — стандартная учебная программа, дети неравномерно подготовлены, в результате ребёнок теряет интерес. Это тоже может стать причиной отказа. В любом случае нужно уметь услышать ребёнка, разделить неприятности вместе с ним. Ни в коем случае не высмеивать, не обесценивать эти трудности, потому что для ребёнка эти трудности большие. Нам кажется, что это мелочи жизни, а для ребёнка — это проблемы, препятствия. И, конечно, нужно быть рядом. Хотя бы эмоционально родителю важно быть рядом в этот момент — активно слушать, эмоционально присоединиться. Если вы любите и желаете помочь ребёнку, это всё автоматически, без помощи специалиста, обязательно проявится.
— Как родителям самим перестать тревожиться, что их ребёнок отправился в школу?
Здесь важно помнить о том, что ваша тревога автоматически становится тревогой ребёнка, и он это эмоционально чувствует. Даже если вы не озвучиваете свои переживания. До 12 лет ребёнок связан с мамой эмоциональной пуповиной. Проявиться это может по-разному — не обязательно ребёнок будет бояться всего, он может просто эмоционально быть напряжён, он может проявлять агрессию или физическое недомогание. Поэтому родителю важно разобраться в себе, почему он тревожится. Тревога — это же размытое чувство. А чего вы боитесь-то конкретно? Это может быть ваш опыт школьной жизни. Это может быть перфекционизм — очень распространённая проблема, синдром отличника. И очень многие родители хотят, чтобы ребёнок был лучше, чем они когда-то, или избежал каких-то неприятностей. Но ребёнку от этого не легче. Здесь важно учитывать его состояние, его возможности, и не устанавливать недостижимую планку, потому что ребёнок может сорваться просто.
— С какого возраста нужно переставать делать с детьми домашнее задание?
Тревожные родители с синдромом отличника стараются предотвратить все неприятности, которые могут случиться, и ошибки ребёнка ещё до того, как он с ними столкнулся. Поэтому, когда родитель сидит и делает домашнее задание, он, конечно, оказывает медвежью услугу ребёнку. Считаю, что домашнее задание делать с ребенком не нужно, даже начиная с первого класса. Но важно быть рядом с ребёнком, он должен знать, что вы можете прийти на помощь в любую минуту. И контроль за выполнением всё-таки должен оставаться вплоть до 5 класса, чтобы ребёнок понимал, что вы вместе — не он сам по себе, а вы рядом. Чтобы отпустить ребёнка с выполнением домашних заданий, у него должна быть сформирована ответственность. Это чувство формируется ещё в дошкольном возрасте, оно не появляется ни с того ни с сего. Здесь, конечно, ребёнок должен понимать, что от его действий зависит результат. Сейчас очень распространена позиция у детей, что все кругом виноваты. Такую позицию иногда транслируют родители. Если присутствует такое отношение к окружающим, то ответственность формировать очень сложно. У ребёнка должен формироваться самоконтроль, он должен понимать, что от его действий зависит и результат. Поэтому если вы будете делать домашнее задание с ребёнком, то он никогда этого не почувствует, и самоконтроль не возникнет.
— Помимо школы дети ходят в различные кружки и секции. Стоит ли нагружать детей дополнительным образованием с первого класса общеобразовательной школы или это не играет роли?
Перегружать ребёнка нельзя ни в коем случае. Но вопрос — что такое перегрузка? Если у ребёнка много свободного времени, и родитель не контролирует это свободное время, как правило, в силу своей занятости, то ребёнок перегружается не тем, что нужно. Он всё равно найдёт, чем себя загрузить — телефон, планшет и так далее — это неправильная нагрузка свободного времени. Поэтому дополнительные занятия должны быть, чтобы заполнить и как-то структурировать свободное время ребёнка. Но кружки должны быть в радость и должны помогать ребёнку реализоваться. Это та самая ситуация успеха. То есть дополнительные кружки нужно рассматривать как источник или ситуацию успеха. Если ребёнок там достиг результата какого-то, и это повысило его самооценку, то это только плюс к школе. Он и в школе начнёт учиться лучше. Поэтому нужно выбрать то, что нравится и что получается.