Окно в сказочный мир. Размышляем на тему славянских традиций и уличного искусства
Продолжаем рассказывать о произведениях уличных художников, которые преображают закоулки и шумные места нашего города.
Стрит-арт — это инструмент, благодаря которому автор получает возможность выразить себя, а невзрачные стены — новую жизнь. Как оказалось, наш город полон ярких муралов и граффити, способных вызвать бурю чувств и натолкнуть на размышления. В нашей рубрике "Уличное искусство" мы знакомим наших читателей с культурой и философией уличных художников. В этом нам помогают сами омичи.
В этот раз красочный и атмосферный мурал нам открыл руководитель настольно-игрового клуба "Подземелье и Дракон" Виталий Королёв. Он рассказал, что его родители живут в Чкаловском посёлке недалеко от конечной автобусной остановки. Здесь среди серых хрущёвок возвышается кирпичная девятиэтажка (Космический проспект, 32), на торце которой изображен славянский пейзаж.
— Несколько лет назад, во время очередного визита к родителям, я обратил внимание, что на торце дома появились промышленные альпинисты, которые что-то красили. Я вначале решил, что это просто маляры, которые реставрируют фасад. Удивительным было только то, что они красили его пятнами. На следующий день они наносили цветные пятна где-то в другом месте. В общем, происходило что-то очень странное, и это определённо выглядело необычно. Я ездил тем маршрутом каждый день и наблюдал, как на моих глазах разрозненные пятна превращались в огромную картину во весь фасад. Да не просто в картину, а во что-то таинственное, древнее и взывающее к голосу предков, — поделился с нами Виталий Королёв.
На фасаде нарисованы люди в славянских одеяниях, собравшиеся вокруг костра. По всей видимости, художники изобразили Перунов день, хотя в сети граффити называют "Иван Купала". Отличить два этих праздника друг от друга можно по символике каждого из них. Здесь мы видим рядом с костром деревянную фигуру бога-громовержца Перуна, которую ставили в центре.
— Мне нравится не только картина, а я подчеркну, что ничего подобного в нашем городе я на тот момент не видел. Вполне возможно, это был первый мурал в Омске. На меня огромное впечатление произвёл процесс его создания, как из разрозненных пятен на огромной площади люди, подвешенные на раскачивающихся канатах, день за днём создавали произведение искусства. И если признать, что основное предназначение искусства — вызывать эмоции, то в данном случае цели оно достигло ещё в процессе создания. По крайней мере, у меня, — отметил наш собеседник.
Точная дата создания мурала нам неизвестна, но первые упоминания о нём в интернете датируются 2014 годом. Проект реализовала частная фирма, занимающаяся промышленным альпинизмом. Инициаторы проекта разрисовали пять девятиэтажных домов в разных районах города, на каждом — окно в сказочный мир Руси. С огромных панно на омичей смотрят герои былин, красавицы с длинными косами и славянские божества.
— Когда сталкиваешься со столь масштабными работами, всегда возникает один и тот же вопрос: как они умудряются попадать красками туда, куда надо? Ведь у них нет возможности сделать набросок, потом стереть лишнее, обвести то, что понравилось, и так далее. И вот эта недоступность для простых смертных восхищает, — так восхищается работой мастеров Виталий.
Что касается традиций, то хочется отметить, что любители славянской мифологии до сих пор отмечают некоторые праздники. Так, например, ежегодно в деревне Окунево Омской области проводят праздник Солнцестояния. Омичи на несколько дней приезжают туда, чтобы погрузиться в атмосферу Древней Руси. Кроме того, многие из этих праздников после крещения Руси стали замещаться "новыми" — христианскими. А со временем люди вовсе перестали соблюдать традиции, погрузившись в быт и пятидневную рабочую неделю.
— Обычно уличная живопись ассоциируется, скорее, с западной культурой, нежели с нашей историей. И всегда приятно видеть, что мы не забываем о своих корнях, — подчеркнул руководитель игрового клуба.
Сохранение традиций является одним из важнейших аспектов в жизни людей. Такое наследие играет роль связующего элемента между прошлым и настоящим. Хочется верить, что всё, что создавалось нашими предками, не уйдёт в небытие.
Мы тем временем отправляемся дальше на поиски красочных артов, которые разбавляют серость бетонных джунглей. В прошлом материале мы беседовали с психологом Азаматом Макеновым, который рассказал нам о краснокнижных птицах, изображённых на электроподстанции возле Успенского собора.
Вы тоже можете стать героем нашей рубрики и получить шанс высказать своё мнение об уличном искусстве. Для этого нужно всего лишь написать нам в социальных сетях.
Фото: Елизавета Медведева