Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

Узнали, как может айтишник-самоучка с дипломом тракториста добиться отличного результата в сфере ИТ.

Сегодняшний гость нашей рубрики "Войти в ИТ" — эксперт диджитал-маркетинга, ИИ-энтузиаст, старший руководитель проектов itb Дмитрий Базыров. Примечательно, что команда под его руководством занимает первые места в престижных профессиональных конкурсах, но сам он в сфере ИТ не имеет ни высшего, ни средне-специального образования.

Все его знания, навыки, компетенции в сфере информационных технологий и цифрового-маркетинга получены исключительно на самообразовании и дисциплине. Он впитывал их по крупицам и большими порциями, работая над реальными проектами в поле цифровых технологий. Его умение собраться и погрузиться в изучаемую область вызывает восхищение. Рассказываем, как из "будущего тракториста" вышел эксперт в области диджитал-маркетинга и разработки.

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

Дмитрий Базыров

— Дмитрий, вы называете себя ИИ-энтузиастом. Что это значит для вас?

— Это моё отношение к современным технологиям. Когда появился весь этот бум с нейросетями, о них стали много говорить, я, как человек с синдромом отличника, побежал всё изучать. Мне это было интересно. Много времени уделил тому, чтобы разобраться, как работают нейросети. В диджитал могу считать себя экспертом, а в нейросетях пока только энтузиастом. Ведь нейросети постоянно развиваются.

— Дмитрий, каким был ваш путь в мир ИТ? Насколько знаю, вы по образованию тракторист. Это как-то далеко от цифровых штук и написания кода.

— Да, у меня корочки тракториста. Я родом из Москаленского района. Окончил там 9 классов. У меня есть ещё два брата и сестра. Родители тогда сказали, что смогут отправить учиться дальше в город только одного ребёнка и это будет дочь: "А вы трое мужиков как-нибудь сами разберётесь в жизни". А в районе только одно место, куда можно пойти учиться — профессиональное училище. В нём учат на парикмахера, бухгалтера, повара и тракториста. Как видите, выбор не так велик. Логично, что я пошёл на тракториста.

— Почему для вас именно профессия тракториста была логичным выбором?

— Казалось, что кухня и бухгалтерия — это не моё, а подстригать я и так умел (смеётся). А тракторист — хотя бы мужская профессия. Она мне особо-то не пригодилась, но чем-то надо было тогда заниматься.

— Как в итоге оказались в айтишке?

— После ПТУ временно, до армии, около года работал в пельменном цехе. Потом ушёл в армию. После срочной службы заключил контракт на три года и был в ракетных войсках в Калининграде. После завершения контракта вернулся в Омск, потому что там не видел для себя перспективы. Устроился агентом по подключению интернета. Вообще техникой всегда немного увлекался. Ремонтировал телефоны, ноутбуки. Мог и сайтик себе небольшой сделать, вёл соцсети и так далее. В один из периодов своей жизни попал в инвестиционную компанию в техподдержку. Опять же надо было и с сайтами работать, и соцсети вести, общаться с клиентами. Потом мне предложили пойти в отдел технического планирования.

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

— Что входило в ваши обязанности?

— Я планировал, какие задачи должны пойти разработчикам, дизайнерам, что им нужно делать. Потом это переходило в технический отдел, и он с этим уже работал. В отделе планирования поработал чуть больше года и ушёл в техотдел руководителем.

— Получается, вы разработчик-самоучка?

— Выходит так. Специального образования в этой сфере у меня нет. Сначала разрабатывал для себя, практиковался, а потом, когда понадобилось на работе, показал, что умею. Они посмотрели, оценили мои задачи и, можно сказать, поверили в меня. Сказали "делай", и я сделал. Так как у меня уже были определённые компетенции, я мог оценить, правильно ли сотрудники выполняют свою работу. В итоге начал следить за работой отдела разработчиков.

— В дальнейшем получили образование по профессии?

— Нет, в вуз не пошёл. В основном обучался на курсах, собственном опыте и на опыте старших коллег. Когда я ушёл из компании, надо было где-то брать деньги и я фрилансил разработкой.

— Всё же, чтобы заставить себя самостоятельно обучаться, копаться в теме, нужен как минимум интерес к этой сфере.

— Интерес всегда был. Я же с детства телевизоры за конфетки чинил. Когда появились смартфоны, устанавливал на них сторонние приложения. Научился для этого подписывать специальные сертификаты. Так как занимался ремонтом техники, то нужно было себя продвигать, рекламировать. А это уже, можно сказать, диджитал-маркетинг подключается: работал с соцсетями, привлекал клиентов, разрабатывал сайты (тогда на движке Wix — сейчас он недоступен в России). Начал с простого, когда клиенты обращались за более тяжёлым стеком технологий, в процессе обучался. В общем, постоянно сталкивался с чем-то новым и впитывал это в себя, как губка. Естественно, это всё на интересе к технологиям и желании заработать.

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

— Без интереса к сфере ИТ было бы сложно.

— Моё образование тракториста больше связано с техникой, чем с умственной работой. Чаша, можно сказать, была пуста. А значит, можно было быстрее научиться какой-то другой работе, профессии. Если бы изначально отучился на бухгалтера, то уже было бы сложнее освоить программирование.

— Вы стали руководителем техотдела, но в итоге в компании задержались не надолго. Почему?

— У них был такой принцип работы: собирается часть инвесторов компании, обсуждают очередной проект и под него подтягивают финансы — проект идёт в разработку. В один момент они прекратили свои этапы финансирования. И они говорят нам, что у них пауза и они либо сокращают нам часы работы и мы меньше получаем, либо они вообще расформировывают команду. В моём отделе прошла мини-забастовка. Коллеги сказали, что они специалисты, на которых есть спрос, и мы вместе ушли и рассредоточились по другим компаниям.

— Так вы пришли в диджитал-агентство?

— Да, знакомые рассказали, что есть в Омске такие агентства. Сам я в эту сторону даже не копал, не знал, что такое направление есть. А оказалось, что есть компании, которые масштабно занимаются тем, что и так, можно сказать, всю жизнь я делал. Я даю своё резюме и мне практически в тот же день приходит на него отклик. Мы пообщались с ребятами прямо здесь, где сейчас с вами сидим. По сути всё то же самое было в обязанностях, но надо было вести несколько проектов сразу, а не один. Мне сказали, что я буду чуть-чуть более многозадачен. Я познакомился с местным программным обеспечением, здесь оно собственной разработки. На это ушло месяца два. Работу ПО усвоил, а с клиентами у меня вообще проблем не возникло. Начал сотрудничать, довольно быстро поднял себе портфель и всё пошло хорошо.

— Дима, чем именно вы занимаетесь в этой компании?

— Обращается к нам бизнес, который, условно, занимается продажей косметики. Хотят, чтобы их знали не только в этом городе, но и в других. Они говорят, что у них есть социальная сеть, сайт, но они никак не продвигаются. Мы им объясняем, что можно сделать, чтобы улучшить работу. Мы проверяем технические возможности сайта, помогаем прорабатывать, если их недостаточно. Делаем так, чтобы их находили через поиск, настраиваем контекстную рекламу и так далее. В течение года, на который мы заключаем договор, отчитываемся перед заказчиком, он смотрит динамику своего бизнеса. Мы работаем по плану. Я пишу техзадание каждому специалисту, контролирую срок выполнения, бюджеты, которые распределяются на задачи, и так далее. Контролирую работу команды и таким образом помогаю бизнесу двигаться вперёд, расти.

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

— Чем вам всё это нравится, чем цепляет ваша работа и сфера ИТ в целом?

— В первую очередь тем, что я людям помогаю. Изначально, даже когда я ещё просто техникой занимался, мне это нравилось. Во-первых, там конфетки давали. Во-вторых, всегда приятно понимать, что этот телефон или ноутбук ты отремонтировал и для человека хорошее дело сделал. Этот процесс тебе словно энергию даёт. А тут, в диджитал, ты уже помогаешь не конкретному человеку, а целому бизнесу. Если развивается бизнес, то у многих людей есть работа — это важно. В сфере ИТ ты закрываешь не только свои какие-то финансовые потребности, но и энергетические, эмоциональные. Ты получаешь для себя какой-то буст, усиление и подтверждение, что чего-то стоишь, для чего-то нужен, и это круто. Ещё для меня всегда было главным, чтобы моя работа приносила социальную значимость, что я действительно делаю что-то важное.

— Дима, мне сказали, что вы ещё промышленным альпинистом работали? Это же тоже важная профессия.

— Да, это тоже было перед айтишкой. Друзья меня уговорили поехать с ними на вахту. Нужно было красить огромные баки на месторождениях нефти. Мы пескоструили, отбивали ржавчину с этих баков, грунтовали их и красили. Помню, нужно было обязательно мазать кожу вазелином, чтобы краска на кожу не попадала. Но проработали там где-то полгода. Возможно, и дальше бы работали, но подвела дисциплина некоторых наших коллег. А там по одному домой не отправляют, с объекта снимают всю бригаду.

— Дима, весь ваш профессиональный бэкграунд: тракторист, армия, служба по контракту в ракетных войсках, промышленный альпинизм и так далее — помогает в нынешней сфере деятельности?

— Думаю да. В первую очередь помогает дисциплина, приобретённая в армии, на вахте в нефтянке. В нынешней профессии дисциплина тоже очень важна. Я работаю сейчас в такой сфере, где какие-то небольшие неточности, пропуск какой-то информации может серьёзно повлиять на бизнес клиента, на бюджет. Они доверяют нам деньги, и мы должны их правильно расходовать, прокачивая бизнес заказчика. У нас для работы над проектом есть определённая сумма, и мне надо посчитать, разобраться, могу ли я в текущем периоде добавить финансирование на решение той или иной задачи. Все предполагаемые изменения в бюджете надо согласовать с заказчиком. Надо контролировать все процессы, а для этого нужна личная дисциплина и дисциплина всей команды.

— На данном этапе своей жизни вы довольны результатами, которые есть?

— Умный человек никогда не скажет, что он умный. Всегда есть точки роста. Я знаю, что у меня всё значительно лучше, чем могло быть, чем есть у многих людей в России. При этом я понимаю, что мне есть куда расти.

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

— Что нужно делать, чтобы прийти к этому росту?

— Усердно работать. Я и сейчас нормально отдаюсь своему дело. Мне повезло, моё хобби и работа совпадают. Когда у меня есть свободное время, я беру и продолжаю своё обучение. Вне рабочее время я смотрю вебинары, новую документацию сторонних сервисов, изучаю всё это. Диджитал — сфера, в которой всё быстро меняется и постоянно надо учиться, вот я и учусь. Думаю, это даёт свои плоды.

— Вы глубоко погружены в работу. С концом рабочего дня ваша трудовая деятельность не заканчивается. Но как вы выдыхаете, как находите баланс между отдыхом и работой?

— Многие айтишники пытаются найти идеальную книгу по тайм-менеджменту. В моём понимании тайм-менеджмент — это миф. Его нет, но есть приоритетные задачи. Вы можете просто расставить приоритеты, чем хотите сегодня заняться. Или я вечером выполняю какие-то рабочие дела, или пойду в парк гулять. Просто выбери и займись тем, что тебе в этот момент нужно. У меня есть подобие мини-CRM, где есть список задач, и я выбираю, что мне делать. Закрываю рабочие процессы, фиксирую заранее поход на концерт, например. Просто планирую по возможности всё заранее.

— А спонтанные какие-то вещи?

— Спонтанные тоже есть, но реже. Раньше друзья звали идти гулять здесь и сейчас, и я шёл, сейчас надо планировать такое заранее, потому что, скорее всего, буду чем-то занят.

— Дмитрий, кроме техники, кода и маркетинга есть увлечения?

— Они также связаны с компьютером. Люблю компьютерные игры, но сейчас играю намного меньше, чем раньше. Фокус смещён в технические вещи. Увлекался психологией, но сейчас меньше читаю книги по этому направлению. Опять же это и с работой связано, нужно понимать, как мыслит человек, чтобы в нужной ситуации знать как себя вести, о чём и как говорить. В какой-то период я увлекался рисованием. Даже в художке 10 лет учился. Книги люблю читать, но постепенно всё начало смещаться в диджитал.

— Но даже рисование можно в цифру перевести.

— Можно, но я рисовать в цифре, наверное, никогда не стану. Потому что туда не передашь ту энергию, которую вкладываешь в "живой" рисунок. Я знаю. как это работает, как эта душа вкладывается. У нас в художке было задание нарисовать свой портрет с отражения в зеркале. И у каждого из учеников он был настолько похож и уникален. Каждый вложил свою душу. Было понятно, что сами себя рисовали, потому что если бы это сделал кто-то другой, то портрет выглядел бы совсем иначе. Поэтому я убеждён, что рисовать лучше вживую — это намного интереснее, чем в цифре.

Кстати, в подростковом возрасте мы с братом пытались рисовать какие-то комиксы. А вообще я любил рисовать ручкой, хотя мы использовали на занятиях и пастель, и гуашь, и акварель. Но мне нравилось рисовать супермелко и ручкой. Даже, если будет большой лист бумаги, я буду рисовать на нём мелко с большим количеством деталей. Я как-то рисовал фэнтези-историю. Там было слияние двух лун, между ними двойной горизонт, сверху и снизу, где-то вдали идут два человека. Ещё много разных деталей, какой-то город, руины, космические самолёты. Такая кропотливая работа фокусирует. Мне именно это и нравилось — фокусироваться в задаче. А рисовать что-то быстренько неинтересно. Сейчас я редко рисую. Хотя недавно с коллегами ходили на нейрографику — рисовали по определённым алгоритмам. Меня похвалили, сказали, что надо рисунок в рамочку поставить. Но я им не сказал, что учился в художке.

Самоучка в мире диджитал: как страсть к технологиям открыла трактористу ворота в мир ИТ  

— Дмитрий, вы всё же человек, который любит всё планировать и раскладывать по полочкам или в хаосе тоже можете творить?

— Во мне сейчас всё смешивается. Я знаю, что раньше точно мне нравилась спонтанность, но постепенно пришёл к дисциплине. Я понимаю, что это нужно, я в себе как будто бы это отработал. Но временами хочется всё равно из себя вырвать и сделать что-то спонтанно. Ну и работа у нас такая, когда ты работаешь какое-то время в фокусе, приходит один коллега, другой с какой-то задачей. А коллегам надо всё-таки помогать. И через несколько месяцев работы без отдыха и отпуска у тебя немножечко дезориентация появляется. Чтобы вернуться в работу, сосредоточиться, надо какой-то ритуал сделать. Например, мне надо кофе попить, на фоне включить тихо музыку — и всё, у меня фокус появляется, начинаю быстро дальше свою задачу делать. Наверно, не совсем связано со спонтанностью, но это то, что влияет на мою дальнейшую дисциплину. Хотя к хаосу тоже можно приспособиться, но пока лучше без него.

Кстати, недавно Дмитрий Базыров рассказывал нашему изданию о том, как не потерять нить при переходе в цифровое пространство. А также о том, какие ИТ-решения должны быть в арсенале современных маркетологов, что в цифровом маркетинге делает искусственный интеллект, и чем в этой сфере может помочь "душный" сотрудник.

В нашей рубрике "Войти в ИТ" вы найдёте подборку познавательных материалов о деятельности разработчиков, тестировщиков и других специалистов сферы, а также истории того, как айтишники погружаются в мир информационных технологий и что их мотивирует на собственное развитие в индустрии.

Фото: Илья Петров

Изображение создано с помощью Midjourney

Источник

Комментарии закрыты.