«Привычка искать впечатления». Поэтесса Ольга Грязнова презентует в Омске новый сборник стихотворений
О любви, творческом пути и поиске вдохновения поговорили с автором нового сборника стихотворений "Любовь и знак вопроса".
Как можно выразить любовь родному городу? Конечно же, стихами! 23 августа омичка, ныне жительница столицы, Ольга Грязнова презентует в Омске новый сборник своих стихотворений "Любовь и знак вопроса" (16+). Это вторая книга, которую выпускница Омского музыкального училища им. Шебалина и ОмГУ им. Достоевского издала за последние три года.
По признанию Ольги, писать стихи она начала, потому что заскучала в декрете по сцене. Десять лет до переезда в столицу она работала в Омской филармонии артисткой, ведущей концертных программ, чтецом. Писала всегда, но много и часто — уже в Москве, куда уехала пять лет назад. Сейчас Ольга Грязнова работает в московской Галерее "Дали&Пикассо". Больше года является резидентом ЛитГоста (литературной гостиной) Дмитрия Кравченко. Именно творческая атмосфера в среде единомышленников позволила создать более ста стихотворений, вошедших в новое издание.
Перед презентацией книги, которая пройдёт в Музее им. Достоевского в Омске, мы поговорили с Ольгой о поэзии, о вдохновении, о любви и о творческом пути.
— Ольга. Стихи. Почему именно такая форма творчества и самовыражения?
— Любовь к красивому литературному слогу заложена в детстве. Поэзия для всей нашей семьи всегда была близкой формой выражения. Мама обожала Есенина и декламировала его с удовольствием. Папа сам писал и читал. Дома всё время звучала авторская песня. Я писала в детстве, писала для училища, когда что-то надо было срочно создать к какому-то мероприятию. В филармонии создать номер и читать стихи со сцены — было любимым занятием. Больше писать я стала, когда ушла в декрет. Пришлось на время отказаться от выступлений, и весь творческий поток стал выходить через стихотворения.
Плюс я всегда любила музыку и петь. Первое образование — вокальное отделение Омского училища имени Шебалина, потом режиссура в ОмГУ имени Достоевского. Музыкальное образование сыграло свою роль. Ведь стихи это тоже своего рода музыка. В них важен ритм. Мне, кстати, часто говорят, что у меня стихи музыкальные. Я понимаю почему.
— Артистка, мастер художественного слова, поэт, многократный лауреат конкурса "Петербургский ангел", победитель премии "Перо и слово" им. Пушкина, резидент Литературной Гостиной Дмитрия Кравченко. Вы профессиональный поэт или это всё же больше хобби?
— Вопрос сложный. Мне кажется, профессионализм поэта определяет читатель и слушатель. Я пишу. Пишу много. Это важная составляющая моей жизни, определяющая мою личность, но профессионал ли я… Путь это определят другие. В какой-то степени сейчас это уже приносит доход, но это не единственное моё занятие. Я экскурсовод в галерее, веду концерты в Московской консерватории.
Что касается ЛитГоста Дмитрия Кравченко, то попадание туда чуть больше года назад, в среду единомышленников, дало мощный толчок для развития моего творчества. В творческом объединении нас 12 поэтов, и каждую неделю есть возможность выложить на канале Дмитрия стихотворение. У меня набралось большое количество произведений, которые определили идею и создание сборника "Любовь и знак вопроса". На 120 страницах 108 моих стихотворений. В июле прошла презентация в Союзе писателей России. Теперь везу его в Омск.
— Сборник стихотворений о любви… Что ещё не сказано об этом чувстве за века множеством поэтов по всему миру?
— Вопрос, что такое любовь, человек задает себе на протяжении всей жизни, и на разных жизненных этапах, в разных состояниях, ответ будет разным. Эта тема никогда не будет исчерпана, исписана, никогда не будет скучной. Она касается каждого. Во все времена все поэты по сути описывают любовь, жизнь, веру, смерть, но каждый воспринимает, чувствует и выражает это в соответствии со своим уникальным опытом. Когда я решила издать книгу, задумалась, что же объединяет мои стихи, и поняла: всё, о чём я пишу, так или иначе определяет любовь. Она может быть разной — страстной, жертвенной, к семье, к себе, к детям, к миру и так далее.
— О какой любви преимущественно ваши стихи?
— В этом и суть сборника. Здесь несколько разделов. В каждом примерно одинаковое количество стихотворений. Интуитивно я скомпоновала стихи по категориям. Ещё древние греки разделили любовь на несколько типов: Эрос — любовь-страсть, Филия — любовь-дружба, Сторге — любовь в семье, Мания — любовь-одержимость, Людус — любовь-игра, Филавтия — любовь к себе, Агапе — любовь жертвенная. И знак вопроса в названии как повод спросить себя "что ещё такое любовь?".
— Это не первый сборник, который вы выпустили. Расскажите о первом?
— Первый назывался "Камертон". Он вышел три года назад тиражом 100 экземпляров. Он печатался в омском полиграфическом центре, над дизайном работал мой друг Андрей Фа. Этот сборник разошёлся по друзьям и знакомым. Тогда у меня не было ещё большого навыка в написании стихотворений. Есть некоторые произведения, которые и сейчас нравятся, а есть те, где я кое-что убрала бы, поправила. Ко второму сборнику у меня уже был более серьёзный подход, и тираж уже 300 экземпляров. Серьёзнее подошли и к оформлению. Каждый раздел представлен фотографиями моей подруги, художника Анны Швецовой. Дизайн разрабатывала моя подруга Лена Лакунцова.
— Есть ли поэты, чьи стихи о любви очень отзываются внутри вас?
— Марина Цветаева. Поэты шестидесятники — Белла Ахмадулина, Римма Казакова, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Из современных авторов очень импонирует Вероника Долина. Авторская песня очень вдохновляет — Высоцкий, Визбор, Окуджава.
— Как проходит процесс создания стихотворения у вас? Пишите по старинке ручкой на бумаге?
— Нет! Это заметки в телефоне или на диктофоне. Часто пишу утром, когда все спят. Я просыпаюсь раньше всех, фиксирую какие-то мысли, потом занимаюсь делами, детьми и в течение дня пишу. Очень стимулирует ЛитГост, к четвергу нам нужно написать новое стихотворение и за год уже на каком-то бессознательном уровне этот стимул работает. С конца недели начинаешь искать новую тему, что-то подмечать. Любая ассоциация, интересная рифма — стараешься зацепиться и что-то новенькое создаёшь.
— "Нужно" — это как писать по заказу. Меня лично это сильно останавливает. Мой творческий процесс должен быть свободным. А у вас?
— В ЛитГосте — это не про обязательно и надо. Это как стимул. Я знаю, что в пятницу стихи нашей команды полетят на большую аудиторию на канале Димы, и для меня это очень приятный стимулирующий фактор. Не довлеет, а подстёгивает.
— Если скажут написать стих к 150-летию революции и к завтрашнему дню?
— Напишу. Я с этого, в общем, и начинала (смеётся). Дайте мне повод, и я что-нибудь сотворю. Вступать на сцене со стихами я начала не потому, что они у меня появились. В декрете доступа в филармонию не было, а на сцену выходить хотелось. Там были творческие встречи, я думаю: я хочу! Надо что-то написать. Кто-то ждёт вдохновения, а я везде ищу повод.
— Поэт всегда артист?
— Нет, конечно. Я думаю, мы живём в то время, когда стихи меньше читаются, больше слушаются. Мне близка мысль Фредерико Гарсиа Лорки о том, что у стихотворения должен быть голос. Мне важно, чтобы в стихах присутствовала музыка и выражение текста через слово артиста. Многие поэты с этим не согласятся, и это тоже будет правильно. Я о тех, кто считает, что поэзия должна спокойно существовать на листе бумаги, без поддержки голоса и образа автора.
— Встречались ли вы с критикой, может, приходилось в роли критика выступать вам?
— К критике я отношусь спокойно, к конструктивной очень даже с удовольствием. Это нормально, если знающий человек подскажет, обратит твоё внимание на что-то. Сколько бы лет ты не занимался стихам, всегда есть куда стремиться. Сама я критиковать не очень люблю. Я, конечно, подскажу, когда ко мне обращаются. Если я знаю, что талантливый поэт сам ищет, хочет расти в творчестве, вижу, что мои замечания будут восприняты адекватно, то скажу. Но разбирать по кусочкам, выдавать негативные замечания не люблю. Чем мне и нравится ЛитГост — отношением друг другу, даже при обсуждении стихов участников. Любые начинания и проекты поддерживается командой. Это мощная вдохновляющая команда. Амбиции есть у каждого, но они очень здоровые, настроенные на общую победу, это не индивидуальный эгоизм.
— Чтобы что-то выразить, нужно наполниться. Что наполняет вас? Или вы на топливе детства созидаете?
— Это, наверное, привычка искать впечатления. Конечно же, это чувство любви к миру, природе, людям, творчеству, искусству. Обожаю художника Сальвадора Дали. Это для меня непостижимая личность, многогранная, необузданная, многослойная. Бывает, ведёшь в галерее уже десятую экскурсию и вдруг видишь новую грань в его творчестве. Он всё раскрывается и раскрывается. Вообще, я всё время ищу повод чем-то себя напитать, насытиться, впечатлить, чтобы потом выразить.
— Поэту всегда нужна сильная эмоция?
— Когда есть сильные эмоции, получаются очень яркие тексты. Это да. Негативные эмоции очень хорошо влияют на творчество, равно как и положительные. Бывает, наоборот, не испытывал ярких эмоций, а смотришь и думаешь: "Ого, как интересно получилось!". Но всё-таки заряженные стихи, как правило, лучше воспринимаются публикой. Зритель их выделяет, они запоминаются.
— Пишутся ли песни на ваши стихи? И хотели бы вы, чтобы ваши стихи были переведены на другие языки мира?
— Да. Мне иногда пишут из разных городов. Не так давно мне написал бард из Волгограда Евгений Дес. Он создал песню на мой стих. Мне очень понравилась. Ещё одно произведение написала поэтесса и музыкант из Омска Дарья Лобзова (Новогородцева). Она играет на гуслях, на гитаре и на фортепиано, выступает на фестивалях с песней на мои стихи.
Что касается других языков, то если это случится, я скажу: "Вау! Как это круто и здорово!". Но пока такого не было. Классно, когда стихи начинают жить свою жизнь, принимаются и вдохновляют кого-то, где-то. Недавно мне прислали видео, как моё стихотворение читают на Набережной в Тюмени. Здорово же? Как-то молодой человек мне пишет: "Ольга, ваша "Креолка" такое впечатление на девушек производит при знакомстве. Я читаю и всё складывается замечательно!".
Креолка <…> Земной подпрыгивает шар — Ты с ним, креолка! Юность правит! Пока тебя ещё забавят Пьянящий шум и рваный пляс, Пока костёр твой не угас И серебра не просит локон, Пока не спряталась, как в кокон, В седую шерстяную шаль… Ещё не властвует февраль Душой твоей. Весна не вечна! Но ты румяна и беспечна, Тебе ещё весны не жаль… Душа вольна! Танцуй, креолка!
— Когда вы стали мамой двух очаровательных мальчишек, осваивали детскую поэзию?
— У меня два сына 10 и 5 лет. Тема детей и любви к детям присутствует в новом сборнике, несколько стихотворений написано уже после издания. Но, мне недавно досталась детская рубрика в журнале ЛитГоста, и туда я потихонечку пишу материал, который будет интересно читать детям.
— Чему хотите научиться ещё?
— Писать прозу. Попробовать себя в роли журналиста. Вообще, научиться работать с абсолютно разными текстами.
— Есть ли город, куда вас тянет душой, где новое стихотворение рождается само собой?
— Санкт-Петербург. Когда я приезжаю туда, что-то шевелится внутри, ищет выхода. У меня много стихотворений про Питер. Очень люблю Тобольск.. Это родина моего папы. Я люблю новые места, потому что в новой локации в себе новые грани открываешь, творческий процесс запускается. В любом городе можно что-то почувствовать и найти, поскольку импульс всегда внутри.
— Кто поддерживает вас в творчестве?
— Для меня большую роль играет поддержка моей семьи, родителей, сыновей, друзей, литературной гостиной, читателей, слушателей. Одно дело, когда пишешь для себя и совсем иначе себя чувствуешь, когда получаешь отклик. Мне это приятно.
— Бывают периоды, когда стихи не пишутся?
— Да, такое было. Но последние год-два они пишутся, и пока останавливаться не хочется.
Фото предоставлено героиней публикации