Два капитана готовятся к экспедиции «Братство-2025» на разных континентах
В Омске и Салвадоре идёт активная подготовка к кругосветной русско-бразильской парусной экспедиции.
Эта история началась с экспедиции яхты "Сибирь" в Антарктику в 2019 году. Два яхтсмена — омич Сергей Щербаков и бразилец Алейшо Белов — встретились на железнодорожном вокзале Омска 16 июля. Капитан "Сибири" собирался в кругосветную экспедицию, посвящённую 200-летию с момента открытия шестого континента русскими военными моряками, а капитан "Братства" (яхта Белова) путешествовал по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока и до Петропавловска-Камчатского.
Позже пути капитанов пересеклись уже в Бразилии, куда яхта "Сибирь" зашла во время кругосветки после прохождения Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Тогда Алейшо Белов помог омичам с ремонтом.
В начале сентября 2024 года Алейшо Белов приехал в Россию. Встретились капитаны в Салехарде, где яхта "Сибирь" останавливалась во время очередного плавания. 82-летний бразилец мечтал посетить сибирский край и приехал договориться о совместной российско-бразильской кругосветке через Северный морской путь.
Сергей Щербаков и Алейшо Белов
Историческая парусная экспедиция с экипажем двух стран стартует в День космонавтики, 12 апреля 2025 года, из бразильского города Салвадор. Экипажу предстоит пройти около 24 тысяч морских миль (или 45 тысяч километров) с заходом в самую северную и самую южную точки земного шара — это мыс Челюскина (пролив Вилькицкого) и мыс Горн (пролив Дрейка).
На прошлой неделе Сергей Щербаков вернулся из Бразилии, куда ездил для подготовки экспедиции. Что уже готово и что ещё предстоит, капитан омской "Сибири" рассказал на пресс-конференции в Международном мультимедиацентре "Евразия сегодня".
Совершить кругосветную российско-бразильскую экспедицию "Братство-2025" предстоит на парусном судне — знаменитой яхте Алейшо Белова Fraternidade (в переводе с португальского — "Братство"). Она уже совершала две кругосветки. Проектировал и строил яхту инженер Белов лично.
Познакомиться с устройством яхты и экипажем, а также сверить маршрут и определить окончательно дату старта и ездил к своему бразильскому коллеге омский капитан.
— Я сначала думал, что, может, не стоит ехать в Бразилию. Он там готовит, мы здесь готовимся. Но проведя там две недели, понял, что это было необходимо и полезно с точки зрения изучения яхты, на которой предстоит совершить серьёзное плавание. Яхта сделана так, как надо, там всё на месте. Солидное судно длиной в 21,5 метра с опускающимся килем в десять раз превосходит яхту "Сибирь" по водоизмещению и почти в два раза по длине. Главное — оно стальное и очень крепкое. Парусное вооружение такое же, как у нас, — бермудский кеч, проверенный веками эксплуатации в самых разных условиях. Стоит два двигателя по 300 лошадиных сил. В общем, это идеальная яхта для плавания в суровых широтах Арктики, — поясняет Сергей Щербаков.
Основная база, где готовят экспедицию — квартира Алейшо Белова в Бразилии. Там путешественники собирают и хранят всё: от карт до провизии и постельного белья. Спонсирует историческое путешествие также бразильский яхтсмен. Выиграть грант для экспедиции не удалось.
Идёт активная подготовка самой яхты. Она спущена на воду, в неё залито 6 тонн дизельного топлива и 7 тонн воды. Предстоит ещё загрузить провизию и установить аппаратуру.
Чтобы пройти Северный морской путь, яхтсменам необходимо получить разрешение российской стороны, а также установить на судне оборудование для мониторинга яхты. Данные с координатами, скоростью и направлением её движения будут передаваться каждые два часа на специальный пункт. Это и соблюдение пограничного режима, и безопасность для самого экипажа и других судов в этом пространстве.
Фото создано с помощью Midjourney
Сергей Щербаков отмечает, что позаботились и о связи с внешним миром. Спутниковая связь позволит общаться и передавать данные из любой точки земного шара. Все, кому интересно путешествие яхты, смогут узнавать новости и даже смотреть видео. В пути будет сниматься фильм. В Бразилии на борт возьмут съёмочную группу.
— Сам факт экспедиции — это положительный политический эффект для двух стран. Хотелось бы принести и большую научную пользу. Мы идём не только под флагом БРИКС, но и под флагом РГО. И по линии Русского географического общества намечены экологические наблюдения и исследования. Я не учёный, но эта составляющая будет присутствовать. То, что мы сможем измерить, зафиксировать, мы сделаем. В каждом порту захода будут встречи, где мы будем общаться с людьми. Одна из основных задач — подкрепление позитивного облика России, — объясняет цели путешествия капитан Щербаков.
— Путешествие через Северный морской путь будет трудным, но я попробую. Мне интересно ехать в то место, где я не был. Мы связались с русскими моряками и вместе будем пробовать пройти этот маршрут. Я желаю, чтоб всё у нас получилось. Наша поездка посвящена 20-летию БРИКС, где и Россия, и Бразилия имеют вес. Через три года будет 200 лет хороших отношений между нашими странами. Это всё очень важно. Во время экспедиции в местах, где мы будем останавливаться, мы будем об этом говорить, — рассказал в видеообращении, записанном специально к пресс-конференции в Омске, Алейшо Белов.
Алейшо Белов
Изначально дату старта кругосветки определили на 26 апреля. Но уже в Бразилии решили стартовать раньше.
— Дату выбирали предварительно, исходя из маршрута и скорости яхты. Мы планируем пройти путь с заходом в самую северную и самую южную точки земного шара. Самое благоприятное время для прохождения северной точки — конец августа — начало сентября. Исходя из этого мы считали, когда надо стартовать из Салвадора. Мы опытные путешественники и понимаем, что могут быть различные задержки. В местах, которые мы будем проходить, есть сильные встречные ветра. Алейшо — человек основательный и всегда страхуется, поэтому вместо конца апреля было принято решение стартовать в начале. Тут ещё было два момента: один — получение визы (а раньше 6 апреля мне её могут не дать), второй — день недели для старта. Алейшо Белов всегда стартует по субботам, чтобы удовлетворить спрос желающих проводить. Так и получилась самая оптимальная дата для старта нашей экспедиции — 12 апреля. День космонавтики, — объяснил Сергей Щербаков.
Объединённая команда яхтсменов из двух стран отправится из Бразилии, через Атлантический океан, направится в сторону Исландии, затем по Северному морскому пути обойдёт Евразийский континент и по Тихому океану вернётся в Южную Америку.
Планируются остановки в Натале (город и муниципалитет на востоке Бразилии), на Азорских островах — архипелаге в Атлантическом океане. Планируют зайти яхтсмены в порт Диксон — самый северный в России и единственный в Карском море, порт Тикси — на самом севере Республики Саха у бухты в море Лаптевых, морской арктический порт Певек. Далее — выход через Берингов пролив в Петропавловск-Камчатский, бухта Провидения в Анадырском заливе Берингова моря. На пути у яхты "Братство" — Французская Полинезия, Маркизские острова, остров Пасхи, мыс Горн. Финальные точки маршрута — Чили, Аргентина, Уругвай и Бразилия.
Вопрос по остановкам будут решать на маршруте в зависимости от погоды и соблюдения запланированных сроков. Опытные путешественники уже знают, что риски есть везде.
Фото создано с помощью Midjourney
— Опасные места могут встретиться ещё до того, как я туда прилечу, — шутит Сергей Щербаков. — Если говорить про маршрут, то по северу — это лёд, по югу — ветер и волна. Ледяная шапка на Северном полюсе не тает. Ото льда деваться некуда. Ветер подул, и тебя закрыло. Если идёшь во льдах, то это как по асфальту. Мы это на себе испытывали неоднократно. Да и в воде плавает много контейнеров, напоровшись на которые, можно сразу уйти на дно. Будем внимательны.
Яхта Fraternidade рассчитана на 12 человек. Но, чтобы долгое плавание было комфортным и не перегружать яхту провиантом и вещами, решено сформировать экипаж из восьми человек — 4 русских моряка и 4 бразильца. Состав экипажа будет меняться. Из Салвадора стартуют россияне Сергей Щербаков и Сергей Остроухов, который прилетит туда из Петербурга, а также Алейшо Белов и его бразильская команда.
Для многих желающих определяющим фактором стала необходимость добираться до точки старта — из России в Бразилию. Это долго и недёшево. Поэтому экипаж будет меняться в пути. Во время остановок и захода в порты. Большая смена планируется в Мурманске.
Капитаном в этом плавании будет Алейшо Белов, как хозяин судна и более опытный яхтсмен в кругосветках. Три из которых он совершил один и две с командой уже на яхте "Братство". Сергей Щербаков признаётся, что для него роль помощника капитана – не новая:
— Опыт хождения "некапитаном" у меня, конечно, есть. Капитанами не рождаются. В 1969 году, имея 3-х летний опыт "капитанства" на яхтах класса "Кадет" и "М", я пошёл матросом в экипаж более опытного рулевого Сергея Борисовича Кикоть, и мы стали чемпионами города в классе яхт "М". Потом, после постройки "Сибири", когда я был капитаном, Сергей много лет был моим старшим помощником. В 2012 году я прошёл на яхте "Скорпиус" Северный ледовитый океан по периметру (наш Северный морской путь и Канадская Арктика) в качестве штурмана и ледового лоцмана. Капитаном был хозяин яхты Сергей Валентинович Низовцев, не имевший опыта хождения в Арктике. Сейчас есть команда, у каждого своя роль, её надо исполнять, от этого зависит успех всего проекта. Главный девиз — делай, что должно, будет, что нужно.
Вернётся "Братство" в место старта — бразильский Салвадор — в конце февраля 2026 года, а в Омск капитан Щербаков прибудет весной того же года.
Нашему корреспонденту удалось пообщаться с легендарным путешественником в неформальной обстановке. Эксклюзивное интервью с Алейшо Беловым найдёте здесь.
Об истории создания яхты "Сибирь", её плаваниях, а также о том, как начинался путь капитана Сергея Щербакова, он сам рассказал в подкасте об осознанном туризме и психологии путешествий "Конюх Фёдоров". Послушать выпуск можно здесь:
Фото предоставлены Сергеем Щербаковым и Международным мультимедиацентром "Евразия сегодня" Главное фото создано с помощью Midjourney