Ехали к бабушке на праздник, попали на пожар: что скрывается за простым «деревня горит»
Весна не только расцвет природы, но и пожароопасный сезон для большинства регионов. В новостях или рассказах знакомых регулярно проскальзывают упоминания о ЧП, но воспринимаются они по большому счёту несколько опосредованно. Наша коллега, корреспондент "Омск Здесь" Мария Хоменко сама оказалась в центре тушения пожара. Она рассказала нам, чего стоит подобное участие и что происходит внутри тебя, когда вместо расслабленного деревенского вайба сталкиваешься с огнём.
Внезапно отключился свет
Мы ехали с мамой и младшим братом, чтобы отпраздновать 72-й день рождения бабушки. Она живёт со своей 99-летней мамой. Спасибо длинным выходным, которые позволили впервые за 18 лет быть вместе в этот день, до этого я никогда не приезжала сюда в апреле. Это село Старый Порос в Мошковском районе Новосибирской области. Ему около 400 лет, осталось очень мало домов, ещё меньше жителей, которые эти дома заполняют. Некоторые участки теперь используются как дачи на лето.
После обеда мы с братом сидели на кухне. Отключился свет внезапно. Но тут такое бывает часто, поэтому никто не обратил внимания. Увидели в окне дым. Бабушка подумала, что соседка жжёт траву, пошла сказать, зачем она этим занимается в день, когда дует такой сильный ветер. Поначалу казалось, что ничего особенного не происходит (на видео это сопровождается фразой "Деревня горит", которую на тот момент никто не воспринимал всерьёз, — прим. ред.). Оказалось, не соседка.
Хватайте вёдра
Ветер разгонял огонь. Трава начала гореть по ветру. Потом и против ветра. Как мы поняли, ветер оборвал провода, а там такое большое пространство, где просто бурьяном всё поросло. Огонь шёл, спускаясь на Нижнюю улицу, захватил один дом, потом захватил ещё два или три дома, ушёл в леса, где мы раньше собирали ягоду, в место, которое Осипова гора называется.
Когда стало ясно, что это не какой-то костёр, мы пошли звонить в пожарную службу. Нам сказали, что вызов в МЧС из нашего села уже поступал. До ближайшей пожарной части от нас около 12 км. Мы пошли наблюдать, казалось бессмысленным предпринимать какие-то действия, потому что едет пожарная охрана. А когда спасатели приехали, нам сказали: "Что же вы стоите? Берите вёдра, будете помогать".
С нашей Верхней улицы были только мы впятером — наша семья и соседка. Мы принесли вёдра, пожарные отливали нам воды. Заправлялись в местной речке Крутельке (на фото выше, — прим. ред.). Некоторых спасателей вызвали настолько срочно, что они приехали на личных авто в гражданском. Пожарные тушили большой огонь, мы дотушивали там, где оставались очаги. Траву, столбы электропередач, на которых были оборвавшиеся провода. Они ещё тлели и горели, некоторые столбы догорали доверху. Хорошо, что не было напряжения. Жители Нижней спасали свою улицу. У одной женщины подгорела часть волос, у моей мамы от огня закучерявились бровь и ресницы с левой стороны.
Огонь вряд ли дошёл бы до нашего дома, потому что мы отрезаны от горевшего поля дорогой, отсыпанной гравием. Мы, по сути, помогали соседке напротив, чтобы пламя не добралось до неё. С опаской ждали, что загорятся дома, в которых живут люди и в которых есть газовые баллоны, но этого не случилось. И вообще все дома, которые погорели по улице, были без людей. Пока дачный сезон не начался, в деревне совсем мало людей. Но потом они приедут и не обнаружат ничего, кроме обгоревшей печки.
Способ проверить себя, который не стоит провоцировать
С одной стороны, это страшно. Ты понимаешь, если ничего не делать, то это конец, потому что огонь может захватить огромное простаноство и расползается очень быстро. Не сказать, что много времени прошло с тех пор, как мы видели первый огонь, а он уже очень далеко ушёл, сопровождаемый большими клубами чёрного и белого дыма. С другой стороны, я понимала, что нужно просто действовать, выключить эмоции, переживания.
В какой-то момент, как мне показалось, бабушка отчаялась немножко, потому что это её родная деревня, она много лет жила здесь, уезжала, возвращалась. Для неё это всё близкое, дорогое. Она побежала за тряпкой, пыталась забить огонь, потому что водой затушить было очень сложно. Но у неё не получалось. Она вся раскрасневшаяся стояла, и у неё прям слёзы наворачивались от этого бессилия. Я ей сказала пойти посидеть, попить воды. Она отошла в сторону, к пожарной машине, и стояла просто плакала. Плакала, потому что ей было больно, сложно, тяжело. Я подошла, обняла и успокоила её — такое эмоциональное потрясение вряд ли кому пожелаешь на день рождения.
А для меня это была такая ситуация, когда ты соображаешь на ходу и не столько думаешь о том, что будет в будущем, сколько о том, что есть сейчас. В тебе включаются какие-то резервные ресурсы, которые ты не используешь в обычной жизни, и такие обстоятельства показательны для тебя самого. Я рада, что не струсила, не растерялась, смогла стать опорой для бабушки, когда её охватило отчаяние. Но в остальном это, конечно, жутко. Был уже поздний вечер, когда всё успокоилось.
Будничное утро, несмотря на пепелище
28 апреля, когда всё это произошло, мы собирались устроить праздничный ужин, побыть вместе, возможно, погулять. Остальные дни тоже хотели провести вместе, посмотреть бабушкин огород, сходить на речку, я собиралась немного работать, для этого взяла с собой ноутбук. Но когда стало ясно, что деревню отрезало от электричества, решили отталкиваться от того, что есть. В итоге горячее готовили на газу, ужинали при свечах. Пожар кардинально не поменял наши планы, но внёс коррективы.
Когда я увидела дым, а потом и огонь, не было ощущения, что всё кончится плохо. В это не верилось. Действовали исходя из обстоятельств, принимая их как базу. Наверно, пожар ещё и бодрости придал. Невозможно отрицать то, что видишь своими глазами. Мама говорит, что иногда хочется, чтобы такое было сном, но ты понимаешь, что это ни разу не он. Бабушка боялась, что может сгореть вся Нижняя улица, но реальность происходящего она тоже ощущала. Брату, кажется, было и жутко, и весело.
На следующий день утро началось с разговоров о будничном. Меня радовало, что дали свет и я всё-таки смогу поработать. Бабушка общалась по телефону с родственниками и друзьями, которые накануне не смогли её поздравить, и рассказывала о причине этого — о пожаре. Больше всего, конечно, впечатлился брат — ему 11 лет и такого в его жизни ещё не было, а ему нравится помогать, быть храбрым, отважным героем и вспоминать случившееся.
По информации новосибирского управления МЧС, в этот раз обошлось без пострадавших, горели бесхозные строения. Невероятно осознавать, что самим пожарным с подобным приходится сталкиваться каждый день. К слову, 30 апреля отмечалось 375-летие образования пожарной охраны.
Во многих регионах, в том числе в Омской области, сейчас действует запрет на сжигание мусора и сухой травы, разведение костров. Шашлыки на даче или у подъезда тоже входят в эту категорию, даже если мангал закрытого типа, подчеркивали спасатели.
Фото: Мария Хоменко