Критика и насмешка — реакция на пейзажи русских художников. О чём новая выставка импрессионистов
В Омске открылась выставка самых порицаемых художников начала ХХ века.
Пока в стране бушевал ветер перемен, а улицы сотрясались от демонстраций, эти художники вопреки здравому смыслу обращались к запорошенным снегом дворикам и красотам природы. В начале ХХ века импрессионистов одновременно считали гениями и легкомысленными "впечатленцами". Но они продолжали гнуть свою линию, находя в искусстве умиротворение и лекарство для души. Именно об этом новая выставка "Под впечатлением. Русский импрессионизм" (0+), которая открылась в музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
— В начале ХХ века случилось очень много неприятных событий: Русско-японская война, первая русская революция, Первая мировая война, революция 1917 года. Но Союз русских художников оставался жизнерадостным. Валентин Серов говорил: "Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное". Поэтому художников обвиняли в том, что они не могут поддержать революционную тему, тему страданий, — рассказала куратор выставки и искусствовед Наталья Брандт.
В прошлом году Союзу русских художников исполнилось 120 лет, а в 2024-м круглую дату отмечает музей им. М. А. Врубеля. Вековой юбилей — повод показать, как работали художники в непростое для страны время. На выставку в Омске привезли работы более 100 мастеров кисти — из музеев Екатеринбурга, Тюмени и Перми.
— Начало ХХ века было энергичным временем. Импрессионисты искали выход пульсирующей энергии, и почти каждый из художников задумывался о своём дальнейшем пути. Союз русских художников дал членам объединения возможность работать без жюри, то есть творческую свободу на выражение своей индивидуальности. Так художники искали себя и находили в новой живописной манере, — отметила ведущий научный сотрудник Пермской государственной художественной галереи Ирина Андренко.
Импрессионизм появился во Франции. В России художественным языком стал позднее, но ничуть не хуже. И до начала суровых событий ХХ века, которые изменили традиционный уклад России, импрессионистов не считали безумцами, а их искусство было более чем востребовано. Свобода от морализаторства и независимость от острых социальных проблем делали искусство притягательным для людей. Чтобы купить или хотя бы одним глазком взглянуть на полотна, публике приходилось стоять в огромных очередях.
— Хотела бы вспомнить фразу из романа Достоевского "Идиот": красота спасёт мир. И эта выставка — олицетворение красоты. Она посвящена художникам, которые видели красоту вокруг себя, в природе, человеке. Она выражена в мазках и графических линиях. Эта выставка — ода радости и ода жизни, — рассказала директор омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Фарида Буреева.
Писать не на злобу дня, а о том, что требует душа. Не закрывать глаза на жестокую реальность, а пытаться увидеть в ней что-то хорошее и красивое. Не подражать модному течению, а искать через него себя и не боятся экспериментировать. И каждый день, каждый час — среди хаоса и в потоке бешеных изменений не забывать о красоте этого мира. Такой выбор для себя сделали русские импрессионисты. Как относится к ним, решать вам. Почву для новых размышлений можно найти в музее имени М. А. Врубеля на выставке "Под впечатлением. Русский импрессионизм" (0+) до 28 июля.
Фото: Скриншоты программы "Свобдное время"