#Проект П. Злата Степанова: «Я бы спела на одной сцене с Эллой Фицджеральд»
В этой рубрике мы знакомим вас с участниками омского вокального ансамбля "Проект П".
Вокальный ансамбль "Проект П" родился в 2015 году. Тогда для участия в конкурсе "Поющий мир" в Санкт-Петербурге для отдельной номинации потребовалось собрать команду и выбрать название. Участники известного уже в Омске хора "Певчие" решились на эксперимент. И этот эксперимент впоследствии стал для всех, кто тогда согласился на одно выступление, самым главным делом в жизни. Сейчас в ансамбле, который становится всё известнее, смелее и интереснее зрителю, творят 11 человек. Редакция "Омск Здесь" решила познакомиться с ребятами поближе и рассказать о каждом из них.
Преподаватель вокала. Окончила музыкально-хоровую школу № 9 по классу фортепиано и хоровое дирижирование, а также музыкальное училище им. Шебалина по специальности "дирижёр академического хора". Руководила детским хором в Успенском кафедральном соборе, поёт в хоре "Певчие" и в составе хора в Свято-Никольском соборе. В "Проекте П" с основания — 2015 года. Мама четверых сыновей.
— Злата, кто выбрал для вас имя?
— Папа! Его все очень отговаривали. Говорили, как она будет жить с этим именем? Прекрасно живу! Обожаю своё имя и ни на какое другое его не променяю. Папа у меня чистокровный татарин, очень образованный человек, начитанный и большой оригинал. Любит интересные имена. Я, например, Злата Газизулловна, в девичестве Азеева. Звонкая получилась уже в своём имени. Сестру мою он хотел назвать Эсфирь, но назвал Инесса. В выборе имени моему старшему сыну Роману папа тоже участвовал. Второму сыну имя выбирали всей семьёй, тянули жребий, вытянули предложенное папой имя — Ростислав. Третий сын Всеволод и младший Серафим.
— С музыкой тоже папа познакомил?
— Почти. У меня творческая семья. И папа, и мама — очень хорошо поют. Когда я родилась, я громко кричала и плакала. Родители в коляске закатывали меня к бабушке и дедушке, а сами отдыхали. Дедушка очень сильно меня ждал, и у него всегда для меня было время и терпение. Он пеленал меня и говорил: "Кричи, девочка, кричи. Певицей будешь". Что-то знал, видимо (улыбается).
А вообще, я сама в пять лет попросила родителей отвести меня в музыкальную школу. В таком возрасте не берут, и меня отвели в ДК "Железнодорожник" в кружок по игре на фортепиано. А уже в 6 лет я была зачислена в хоровую музыкальную школу № 9 на Московке. Тогда мне очень повезло с педагогом. Именно Твардовская Дина Яковлевна и направила меня в эту профессию. Я ведь хотела стать учителем русского языка и литературы. Любила эти предметы, учить практиковалась на младшей сестре (смеётся). Но в 11 классе Дина Яковлевна отвела меня на прослушивание в училище имени Шебалина. И там сказали: "Надо брать!".
— А как же русский язык и литература?
— Музыкой я занималась всегда. Для меня это легко и естественно. Без профессии "учитель русского языка и литературы" я смогу, а без музыки и пения — нет. Поэтому я осталась в музыкальной школе, когда закончила обучение на фортепиано, занималась сольфеджио и хором, мне это было нужно для поступления. Конкурс в училище имени Шебалина тогда был пять человек на место. Я прошла и окончила его. На последнем курсе учёбы вышла замуж и поехала поступать в консерваторию в Нижний Новгород. Выпускники из Омска обычно едут в Новосибирск или Екатеринбург, в Нижнем Новгороде неохотно брали на заочное отделение из других регионов, своих хватает. Я вернулась в Омск и занялась семейной жизнью. У меня четверо сыновей. Кто знает, тот поймёт, что это такое.
— Но вы не только не оставили музыку, даже выросли в профессиональном плане! Как удалось?
— После рождения третьего сына я снова захотела заниматься музыкой. Своей профессией. В Успенском кафедральном соборе мне предложили создать детский хор. И он просуществовал около 10 лет, прежде чем я снова ушла в декрет. У меня родился четвёртый сын. В то же время я знала про хор "Певчие", посещала их концерты, думала, как туда попасть. Многие в нём — это ученики Ларисы Александровны Сабитовой. Они с основания хора, а я нет. Но так сложились звёзды, что наши пути пересеклись. Конечно, я согласилась, когда Антон предложил войти в состав ансамбля "Проекта П" для конкурса в Санкт-Петербурге. С тех пор я в проекте (улыбается).
— Что для вас значит "Проект П"?
— Здесь изначально собрались ребята, единодушно увлечённые музыкой и хоровым пением. Для меня это постоянное развитие. Антон и Юля выбирают очень разнообразные направления в музыке. Мы пробуем новое и меняемся. Ещё это бо́льшая часть моей жизни. Это как вторая семья, которая, кстати, иногда занимает больше времени, чем основная.
— Сбегаете от воспитательных процессов туда?
— Да. Скрывать не буду (смеётся).
— Как поощряете себя или ругаете?
— Обычно я злюсь на себя, когда понимаю, что могла бы сделать лучше. Тогда я репетирую ещё больше. Я вообще очень критично к себе отношусь. Долгое время не принимала свой голос, считала, что все вокруг поют лучше, чем я. Никогда не стремилась к сольному исполнению, и в этом плане я благодарна "Проекту П" и Антону, потому что он каждому даёт возможность проявить себя в новом. Он дал каждому задание — выбрать сольную песню и занимался со мной. За последние 1,5 года я сама чувствую, как сильно выросла в вокальном плане.
— Петь могут все?
— Да. Абсолютно уверена в этом! Я это поняла в хоре при храме. Дети приходят разные, кто-то учится в музыкальной школе, кто-то нет. Есть такое понятие в вокале "гудошник" — это когда нет координации между слухом и голосом. Когда ребёнок слышит, но не может воспроизвести ноту. Гудит на одной ноте. И для этого надо много-много слушать музыки и пробовать петь. Небольшими шажочками идти и тогда всё достижимо.
— В чём особенность сольного и хорового исполнения?
— В хоровом важнее уши, а потом голос на втором месте. Важно слушать не только себя, но и партнёров, слышать полное звучание всего ансамбля. Сольное же исполнительство — зависит только от тебя. Ты волен делать всё, что захочешь. Ты сам себе режиссёр, дирижёр, исполнитель. И всё зависит только от уровня твоего мастерства и вокальных данных. Когда у нас сольные партии в "Проекте П" — это очень ответственно, потому что, с одной стороны, ты поёшь одна, но с другой — у тебя огромная поддержка команды, голосов. И ты не можешь подвести.
— В чём сила музыки?
— Смотря какая музыка. Человек рождается с музыкой, и с музыкой умирает. В бою музыка поднимала дух. Голос — это высший дар, который дан человеку. Для меня это огромная движущая сила, которая может вдохновлять и менять человека. Особенно духовная музыка. Она оказала огромное воздействие на меня. Я стала иначе чувствовать, иначе относиться к жизни, задумываться о Боге.
— Что такое вера в Бога?
— Это очень сложный вопрос. Кто-то ждёт чудес от Бога, доказательств того, что он есть. Кому-то вера необходима, чтобы не бояться бессмысленности жизни. А для кого-то вера — это сама жизнь. Человек просто понимает, что он живёт для чего-то. Но вера без дел — мертва. Для кого-то делать добрые дела, быть нужным — это цель жизни. И неважно, ходишь ты в храм или нет, исполняешь ли обряды. Есть некрещённые люди, но ты смотришь на него и думаешь, вот это — божий человек. Веру в глазах видно.
— Какая музыка или исполнитель вам нравятся?
— Для меня недавнее открытие — американская исполнительница India. Arie (r&b и инди). Я очарована её голосом. Бархатным, глубоким, пронзительным. Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри, Кристина Агилера, Стинг, Норан Джонс. Обожаю Долину! Восхищаюсь её виртуозным владением голосом.
— Сейчас "Проект П" работает над совмещением пения и театра. Как вы относитесь к такой форме творчества?
— Я выросла в театре (смеётся). Моя мама — актриса кукольного театра. Дедушка был режиссёром кукольного театра в Самаре. Я выросла за кулисами, участвовала в детских постановках. Театр для меня близок. И это совмещение музыки и театра — как две стороны меня что ли… Я не актриса совершенно, но мне это нравится. Поэтому такое направление "Проекта П" меня увлекает не меньше, чем Юлю и Антона.
— Есть ли мечта в профессиональном плане?
— Я бы хотела поучаствовать в хорошем мюзикле. Например, "Иисус Христос — Суперзвезда". Там потрясающая музыка. Непростая.
— С кем бы спели дуэтом?
— Ох. Это страшно. Это надо быть достойной того человека. Я бы спела с Полиной Гагариной. Мне очень нравится её голос. Или с Эллой Фицджеральд.
— Чем вы увлекаетесь кроме музыки?
— Шитьём. Я очень много шью. Весь мой гардероб сшит мною. В 2014 году я победила в конкурсе журнала "Бурда", и у меня была фотосессия для журнала. Часть костюмов для девочек для наших новых проектов в коллективе тоже сшито мной. Сейчас времени мало, но раньше я шила и мужу, и детям. Я обожаю путешествовать! К сожалению, не так часто это удаётся. Я много где была. Во многих городах России, в Германии, в Польше, Австрии, Хорватии, в Нью-Йорке в 92 году с музыкальной школой мы жили целый месяц. А мечтаю я попасть в Италию. Мне близка эстетика, архитектура, музыка, природа этой страны. И было бы здорово выступить там с "Проектом П".
— Как сейчас с русским и литературой дела?
— Пишу для себя. Дневник, но не больше. Литература мне нравится разная, кроме фантастики. Люблю детективы, классическую литературу. Обожаю Достоевского. Очень люблю поэзию: Есенина, Ахматову и Веру Полозкову.
— Кто такой "хороший человек"?
— Добрый человек. Человек, который не делает зла. Честный. Честность для меня имеет огромное значение. Если ты не честен с человеком, значит ты не доверяешь ему. Значит ты не можешь любить его всем сердцем. Я не понимаю, что такое ложь во спасение. Потому что Правда имеет способность выходить наружу, и потом это гораздо больнее. Хороший человек для меня — это честный человек, который не предаёт принципы и идеалы ни при каких условиях, но при этом уважает других людей, их мнение и свободу. Кто никогда не пройдёт мимо горя другого человека и мимо несправедливости.
— Что главное в жизни?
— Оставаться человеком. Верным себе и своим принципам. Невозможно прожить без ошибок: что-то не успел, что-то не сделал, что-то сделал не так, как надо было. Но надо жить своей мечтой. Я своим детям говорю, что вы должны радоваться тому, чем занимаетесь. Человек должен жить в гармонии с собой. Если этого нет — он несчастен. Несчастный человек не может сделать счастливым другого человека. Человек, который не умеет любить, не будет любим. Поэтому родители в первую очередь должны научить своих детей любить. Это сложно. Чрезвычайно сложно. Мне вот гораздо проще петь, чем быть мамой. Когда четыре мальчика начинают что-то выяснять, мне хочется на работу (смеётся). Они все разные, но я каждого из них люблю одинаково сильно.
— Что может заставить вас уйти из "Проекта П"?
— Личные причины. Либо если я пойму, что исчерпала себя и становлюсь обузой для коллектива. Тогда уйду. Но я могу остаться на должности костюмера (смеётся)!!!
Интервью с другими участниками вокального ансамбля "Проект П" читайте на нашем сайте по Понедельникам и Пятницам. О том, какие планы у коллектива на ближайшее время и далёкую перспективу, а также, что значит в названии таинственная буква "П", рассказали руководитель ансамбля Антон Болбат и Юлия Болбат.
Фото: Вячеслав Андреев, Александр Соколович, Елена Корб, Ксения Тиссен, Анна Мезер и из личного архива героини публикации.