Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох
Как известно, символ нового года — чёрный водяной кролик, пришёл к нам с Востока. Однако европейской культуре он хорошо знаком. Рассказываем, как менялось изображение кролика в живописи разных эпох.
Первые изображения кролика можно увидеть на краснофигурной вазописи Древней Греции. Зверька дарят в качестве подарка, как правило, влюбленным. Издревле кролик считался символом плодовитости, а, следовательно, и сексуальности. Неудивительно, что он стал атрибутом богини любви Афродиты. Надо отметить, на вазах кролик выглядел впечатляюще: лапы, с одной стороны, — длинные и изящные, с другой — большие и мощные.
Двойственность животного стала "камнем преткновения" в христианстве. Конечно, кролик остался символом продолжения рода и обновления. Но в то же время излишняя сексуальность придала ему негативное значение: нужно сдерживать похотливые желания. Религиозная живопись всячески подчеркивала это. Белый кролик, изображенный Тицианом на картине "Мадонна с кроликом", сразу же бросается в глаза. Дева Мария держит его левой рукой (как известно, правая стороны — правильная, а левая — ложная), тем самым показывая, целомудрие берет верх над порочностью.
Любое изображение кролика следовало понимать как христианский символ. Такой порядок вещей просуществовал вплоть до 19 века, пока религиозная и мифологическая живопись не утратили своей актуальности. Теперь маленький зверек на картинах представлял собой милое существо, которое в паре с ребёнком (не важно, был он упитанным розовощекий "барчук", или бедный крестьянский сын) становилось залогом коммерческого успеха картины. При этом зверёк не терял своей натуралистичности.
Надо отметить, что все это время кролика изображали достаточно правдоподобно. Тон задал Альбрехт Дюрер еще в 1503 году. Он выполнил зайца так натуралистично, что рисунок стал эталонным. О мастерстве художника можно было судить и по тому, как он пишет этого зверька.
Но в конце 19 веке случилась неожиданность — кролик "встал на задние лапы"! Сначала сэр Джон Тенниел в 1865 создал иллюстрации к "Алисе в Стране чудес", а чуть позже английская писательница и художница Беатрис Поттер представила своего "Кролика Питера". В её сказках зверьки были наделены антропоморфными чертами, они разговаривали и носили человеческую одежду.
К слову сказать, антропоморфные кролики уже встречались в изобразительном искусстве. На полях средневековых рукописей можно увидеть шутливые рисунки-миниатюры, на которых животные представали как воинственные двуногие существа!
В таком "очеловеченном" виде кролики вошли в живопись 20 и 21 веков. Советские художники и иллюстраторы внесли свою лепту: воспитали несколько поколений зрителей на добрых и улыбающихся зайчатах. Иллюстратору Владимиру Зарубину не нужно было одевать своих героев в цилиндр и фрак! Достаточно было нарисовать улыбку, чтобы "помочь людям стать чуточку добрее"!
Этим же принципом руководствовалась и Ксения Буркова — художник телеканала "Продвижение". Семейство бесформенных, мягких, но таких трогательных и очаровательных кроликов теперь дарит тепло и настроение нашим коллегам по всей стране.
Автор текста: Ольга Долгих