«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

0 1

Наталья Ляшкова рассказала о «приколах» пассажиров, роли «секундантов» на маршрутах и зачем «газелисты» постоянно говорят по рации.

В обществе сложилось устойчивое мнение, что водитель маршрутки – профессия сугубо мужская. При ее упоминании возникают образы суровых мужчин с монтировками, устраивающих разборки на конечных остановках.

Но, как оказалось, в столь непростой и временами опасной профессии встречаются хрупкие женщины. Одна из них – Наталья Ляшкова, которая уже 12 лет работает водителем маршрутки. Последние пять лет она трудится на 222-м маршруте («Онкодиспансер – МЧС № 9») в компании 39 (!) водителей-мужчин. В интервью корреспонденту РИА «Омск-информ» Наталья рассказала, почему выбрала столь непростую стезю и каково женщине работать водителем маршрутки в Омске.


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Наталья, как получилось, что вы стали водителем маршрутки?

– Отучилась в автошколе, у меня есть все категории водительских прав. В свое время решили с мужем заняться этой деятельностью, купили тогда еще желтую «Газель». Было это лет 12 назад. Ранее работала на 353-м маршруте, а пять лет назад перешла сюда, на 222-й. Муж уже не работает в сфере перевозок, а я осталась.


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Не секрет, что работа водителем маршрутки – это труд на износ, с раннего утра до позднего вечера и часто без выходных.

– Сейчас работаю два дня через два с 4 утра до 23 часов. У меня просто так сменщик попросил, а так у нас все работают три дня через три. Привыкла уже так рано вставать, все так работают. Мне хорошо, что гараж рядом с домом. А то у нас некоторые водители на такси утром ездят на стоянку. В день делаю 4 круга, на маршруте около 40 машин.

– Какой доход сейчас у водителя маршрутки?

– В день расходы составляют 4–5 тысяч. Это затраты на топливо и деньги за аренду «Газели» ее хозяину. Если машина ломается, то все расходы оплачивает хозяин. Остается себе 1–2 тысячи, но чаще около 1700 рублей. Это ежедневный заработок. В выходные меньше, намного меньше. Или плохая погода, бабушки не поехали на рынок – пассажиров сразу меньше стало.

В целом пассажиропоток упал, все ушло в безнал. Плюс автобусы «давят», их стало больше. Маршрутки просто душат, можно сказать, что маршрутки – это вымирающий вид. По этой причине мы ушли с 353-го маршрута, там еще сильнее упал пассажиропоток, не так выгодно стало работать.


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Мэрия хочет перевести всех перевозчиков на брутто-контракты: вы будете отдавать выручку в дептранс, а вам станут оплачивать пройденные километры. Как к этому относитесь?

– Да ради Бога, мы готовы перечислять мэрии все деньги. Мы же сейчас платим владельцу машины, а еще лицензиату маршрута. Хорошо бы эту «прокладку» в виде лицензиата убрать. Денег-то больше будет.

Сейчас все пассажиры только картами рассчитываются. Налички почти нет, на заправку не хватает, а мы заправляемся за наличку. Хозяевам машин скоро придется оформлять топливные карты. Пассажиров все меньше становится, в пандемию совсем плохо было.

– Еще в Омске есть планы по поводу «транспортной реформы» – сокращения числа маршрутов, создания магистральных и подвозящих маршрутов. Что думаете по этому поводу?

– Планируют и наш 222-й маршрут «кастрировать»: пустят его через Чкаловск до «Бауцентра» на 10 лет Октября, и все. Это все очень странно. Людям придется с пересадками ездить. Кого с этого аппендицита можно перевезти? И многие так маршруты хотят сокращать, урезать, чтобы мы только на окраинах работали, а муниципалы в центре. Я негативно к этому отношусь.


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Многие пассажиры часто скандалят с утра в маршрутке. Как взаимодействуете с теми, кто встал не с той ноги?

– Зачастую конфликты возникают из-за расчета по картам. Не дай бог карта в стоп-листе. Сразу говорят: «А это не мои проблемы», садятся и не рассчитываются. Ну вы же не ходите в магазин за хлебом, если у вас карта не работает! Или такое: «Вы больше списали!». А как мы можем больше списать? У нас все автоматически настроено. Больше 30 рублей не спишется. Пассажирам тоже нужно понимать нас.

Но из-за наличных скандалы тоже устраивают. Была у нас одна пассажирка: ехала 2 или 3 остановки, а затем подала горсть монет. Я обычно в таком случае монеты не считаю. Но эта пассажирка говорит: «Я вам дала больше денег, чем нужно». Я ей вернула 5 рублей, мало ли. Она снова: «А вы все равно пересчитайте!». Как я пересчитывать буду, я же за рулем. Причем она знала, сколько денег там было. Вот такие пассажиры бывают, докапываются специально. И каждый день 2-3 человека таких бывает.


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Некоторые пассажиры устраивают скандалы даже из-за чеков…

– Чеки печатаем с двух сторон – бумаги сейчас не хватает. Чек на чек можно пропечатать на второй раз. Не все пассажиры чек просят, но, если нужно, я чек им даю. Некоторым просто нужно посмотреть, сколько денег на карте осталось.

– Водители-мужчины часто сами ремонтируют свои «Газели». Как вам, хрупкой женщине, приходится быть, если сломалась машина?

– Мелочь – колодки, свечи – я сама могу поменять. А если что-то глобальное, то едем в сервис. Эту машину я брала новой, уже 4 года на ней работаю. Были поломки, но не такие крупные.

Плохо, что не все пассажиры бережно относятся к микроавтобусам. Бывает, так сядут, что кресла ломаются. Поэтому у нас в салонах маршруток стоят камеры. Если возникло какое-то ЧП – смотрим записи. Бывает, человек упал в салоне или еще что-то. Видеозапись позволяет установить истину.


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Как вам в целом работается с коллегами-мужчинами? Еще совсем недавно «газелисты» с разных маршрутов друг на друга с монтировками бросались…

– Никаких проблем с коллегами-мужчинами у меня не было. Раньше я всегда была с мужем, а он у меня такой строгий, непьющий, некурящий. Да и нет уже такого, чтобы водители маршруток с монтировками друг на друга бросались. У нас сейчас некоторые водители легковушек более агрессивны.

Года 4 назад, зимой, такой случай был: очень медленно ехали две машины на Завертяева. И не давали себя обогнать. Ну а что мне делать? Я втиснулась, обогнала. Дальше остановка «Школа». Они меня подрезают, водители вышли из машин, и началась драка. Пришлось драться с водителями-мужчинами. У меня впереди сидел парень, снимал видео и даже не вмешался. Сказал: «Ну если что, видео драки у меня есть». И другие пассажиры стояли, смотрели. Всем безразлично было, что на женщину напали двое мужчин. В итоге я получила трещину руки.


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Сейчас многие водители на маршруте переговариваются с коллегами по рации, чтобы меньше пересекаться с конкурентами. Может, поэтому стало меньше конфликтов?

– Почему мы все на рациях, на телефонах? Во-первых, мы так координируем интервальность, во-вторых, предупреждаем друг друга, если на маршруте стоит ГИБДД. Все по работе, мы же не обсуждаем, кто родился или кто женился. Я наушники использую, поэтому все безопасно.

Плюс у нас есть старший – мы его называем «секундант» или «секундомер». Он отправляет машины по интервалу, следит за временем. Мы следим, чтобы не пересекаться с конкурирующим автобусом 22-го маршрута.

У нас расписания нет, все машины отправляются по интервалу. Утром и вечером интервалы меньше, днем больше.

– Штрафовали ли вас сотрудники ГИБДД?

– Меня штрафовали только за «стояки» – стоящих пассажиров. В маршрутке нельзя больше одного стоящего пассажира перевозить. Но вы знаете, что если пассажиров много, то приходится и больше брать…


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Часто водители жалуются на отсутствие элементарных удобств – туалетов на конечных, мест, где можно было бы поесть…

– Вы посмотрите на эту конечную МЧС № 9. Видите здесь хотя бы биотуалет? Пацаны бегают за гаражи в кусты, девчонки-кондукторы тоже. И никто нам туалеты не устанавливает, хотя здесь и муниципальный транспорт тоже останавливается – 22-й, 63-й маршруты. Никому нет дела до комфорта.

– Если говорить о комфорте, то многие и пассажиры, и водители жалуются на масочный режим, который действует уже два года. Возникали ли конфликты из-за этого?

– Маски надоели, конечно. Не будешь каждому говорить: «Наденьте маску"». Недавно рейд был у Рыбного рынка. Проверяли соблюдение масочного режима, фотографировали пассажиров. Но все пассажиры устали, да и не все верят в силу маски. Со мной как-то ездил дедушка, у которого маска была настолько изношена, черная уже. Я ему новую предложила. Вдруг ему на новую маску денег не хватает?


									«Пришлось драться с мужчинами»: как хрупкая омичка уже 12 лет водит маршрутку

– Не думали сменить такую нелегкую профессию?

– А вы думаете, продавцом в «Ленте» лучше? Они так же работают. И вообще, есть ли у нас какая-то другая работа в Омске? Ну, кроме «Магнитов» или «кабэшек» (магазины «Красное и белое» – РИА «Омск-информ»). Буду до последнего работать, пока маршрут существует. Знаю, что в городе еще были женщины-водители, на 414-м маршруте, на 97-м, но они потом в ПП № 8 ушли. Одна из них сейчас на 46-м маршруте работает, другая водит автобус по 103-му маршруту. Возможно, я одна осталась женщина-водитель маршрутки в Омске.

– Спасибо за интервью. Побольше бы таких водителей!

После нашего разговора Наталья Ляшкова отправилась в очередной «круг», чтобы перевозить горожан. Жаль, что в Омске так мало приятных, доброжелательных и жизнерадостных женщин-«газелистов». А было бы их больше – глядишь, и мнение о маршрутчиках в обществе было бы другим, более позитивным. 

Сергей Энквист 

Фото Юлии Ожерельевой

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.