Поэт и музыкант Виталий Бирюков: “Хочется оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти”

0

Поэт и музыкант Виталий Бирюков: "Хочется оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти"

Сегодня впервые в литературном проекте #встречисавтором выступит поэт, музыкант, фронтмен группы "японская сталь" Виталий Бирюков. Основной род занятий он держит в секрете, но отмечает, что работает лишь в свободное от творчества время.

Виталий Бирюков
 •  поэт, музыкант

В интервью "Омск Здесь" Виталий Бирюков рассказал о том, чем поэт-музыкант отличается от обычного поэта, что сформировало его музыкальный вкус и какое событие стало бы для него личным подвигом. А в нашем видео он исполнит свои песни.

– Расскажите о вашей группе "японская сталь". Почему такое название?

– "японская сталь" – это немного "экстремальный" перформанс, немного музыка. Вообще, всегда хотелось создать такой проект, где не будет жанровых рамок и клише. Было несколько проектов до этого, "сталь" более всего удобна для меня в самовыражении. Название появилось случайно. Оно не связано ни с Японией, ни с одноимённым аниме (я узнал о нём много позже). Просто увидел на упаковке с лезвиями для бритья и подумал, что это любопытное словосочетание. Изначально была написана песня с таким названием, но потом я решил, что назвать коллектив так будет очень даже ничего.

– Как и когда вы занялись творчеством?

– Всё началось с музыки. Сначала появился музыкальный коллектив у нас в школе. Году в 2007-м. Экспериментировали с одноклассником с разными программами и инструментами. Только потом я начал тексты писать, а потом уже поэзию. Я поэзию с детства не очень любил, потому что я плоховато декламирую, как мне кажется и казалось. Поэтому мне удобнее посредством музыкального сопровождения выражать рифмованные эмоции. Это были мои первые опыты в написании текстов. Хорошо, что ничего не сохранилось с тех времён: такая дурь тогда писалась, что стыдно вспоминать.

– Как вы начали рифмовать?

– Не знаю, ребята сказали, давай что-нибудь напишем. Все приносили муру какую-то. Меня это дико раздражало. Решил сам написать. Все такие: вот всё, теперь ты у нас будешь писать. И начал писать.

– С тех пор желание или необходимость писать подкрепилось?

– Да, это разрядка всё равно. В жизни разные события – и плохие, и хорошие. Но от хорошего обычно не хочется писать. Хочется – когда эмоциональный стресс.

– Как рождаются тексты ваших песен? Сразу с мелодией? Или сначала текст, а потом музыкальное сопровождение?

Поэт и музыкант Виталий Бирюков: "Хочется оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти"

– Нет чёткого алгоритма. По-разному. Тут вопрос настроения в целом. Главное правило – это не давить из себя рифму. Если не прёт сейчас, значит, надо немного подождать, отложить. Или не писать совсем. В последнее время я стараюсь делать готовый ритм в голове. Ходишь, стучишь сам себе в голове что-то. И у тебя одна строчка получается, и потом она как клубок начинает наматываться одна на другую. И уже потом какая-то такая цельная смысловая нагрузка получается в конце.

– Как музыка дополняет текст?

– Окраску даёт. Это опять же умение декламировать. Те, кто умеют декламировать, могут мимикой, жестами, голосом эмоцию передать. Музыка – это своеобразный способ декламации.

– Чем обычный поэт отличается от поэта-музыканта?

– У обычного поэта больше свободы. Он может как угодно писать. Если ты пишешь музыку, тоже есть момент импровизации, но у тебя есть какая-то основа. У поэта основы нет, он сам себе хозяин.

– Как относитесь к современной поэзии?

– К современной поэзии – очень выборочно. Я периодически хожу на творческие вечера у нас в городе, но ничего для себя такого выбрать не могу. Из современных поэтов могу выделить Лёху Никонова. Там экспрессия, подача – всё зависит от человека. Если человек не умеет декламировать стихи, то ему, наверно, лучше их не писать. Или писать и продавать кому-то. А вообще, когда-то Маяковского читал и Егора Летова. Такие поэты – немножко взбалмошные.

– Как происходило становление вашего музыкального вкуса?

– Я ещё краешком уха успел застать время аудиокассет и компакт-дисков благодаря своим старшим братьям. Тогда впервые услышал весь стандартный набор от Rammstein до Кая Метова. Очень обалдел, впервые услышав "Гражданскую оборону", и ещё больше обалдел, когда узнал, что группа из Омска. С возрастом, конечно, стал более душным в вопросах музыкального вкуса, люблю какие-нибудь редкости, что-нибудь, что вряд ли понравится широкой аудитории.

Плейлист редкостей от автора



– Есть ли у вас любимые музыкальные группы или музыкальные кумиры? Бывали ли на концерте любимой группы?

– Вот это сердечная боль: буквально на днях должен был состояться концерт одной из моих любимых групп Blood red shoes в Питере, но его отменили из-за пандемии. Было жалко, потому что ещё в прошлом году купил на них билеты. А так, если говорить о любимых, то их очень много. Могу выделить особенного пять. Это "Химера" – легендарная группа питерского клуба "Тамтам", "Гражданская оборона", Blood red shoes, The Gits, Pissed jeans.

– Играете только на гитаре? Есть ли у вас какие-то раритетные или кастомные инструменты?

– Играю понемногу на нескольких инструментах: бас, ударные, варган. Немного электронщины: midi-клавиатура, синтезатор. Раритетного, к сожалению, ничего такого нет. Инструменты, которые у меня сейчас есть, "тюнингованы" самостоятельно и совсем недорогие, но вместе с этим выдают, на мой взгляд, неплохой звук.

Поэт и музыкант Виталий Бирюков: "Хочется оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти"

– Расскажите подробнее о выступлении с Олегом Судаковым – концертным вокалистом и соавтором нескольких текстов группы "Гражданская оборона".

– С Олегом Судаковым (он же Манагер) мне довелось поиграть на одной сцене дважды, оба раза в 2016 году. Первый раз это была презентация трибьют-альбома "Группы Омска – Егору Летову". Второй раз это было через несколько месяцев, на вечере памяти братьев Лищенко (участники группы "Пик Клаксон", – прим. ред.).

– От каких ожиданий пришлось со временем отказаться?

– Со временем пришло понимание, что в жизни вообще всё непросто. Особенно доводить что-то до конца. Раньше, особенно в юности, казалось, что с возрастом проще, например, собрать рок-группу и полный зал или просто снять кино. Сейчас любой, даже самый маленький творческий сдвиг, самая безобидная идея требует порой колоссального труда, чтобы это из головы вышло в реальность.

– Каким детским воспоминанием дорожите?

– Их много. В целом дорожу воспоминаниями из детства и юности. Я вырос в области, и для меня, наверное, самое яркое воспоминание о том, как рвался в Омск в гости к старшему брату, чтобы в обязательном порядке зависнуть в магазине "Меломан" на Степной (благо брат жил недалеко). В то время знакомился со многими группами, в их числе и позднее творчество Летова. В частности, отчётливо помню альбом "Реанимация", купленный тогда там рублей за 150 что ли.

Поэт и музыкант Виталий Бирюков: "Хочется оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти"

– У какого режиссёра вы бы хотели сняться в кино?

– Сложный вопрос. У многих. Ну не знаю. Наверно, выберу Алексея Балабанова всё-таки. Это по-нашему.

– Чем вас привлекает этот режиссёр?

– Своей искренностью и смелостью. Ещё, что немаловажно для творчества, у него никогда не было халтуры. Вообще, в голове вертелись Быков, Рогожкин и Балабанов. Наверное, решил выбрать самого известного.

Я бы с большим удовольствием не снимался, а снимал. Имею небольшой опыт в съёмках. В 2012 году снял короткометражку "Я – обожжённое тело". В 2020 ещё один мой короткометражный фильм "Наблюдатель" попал в программу показов на ХI международном фестивале авторского кино "Киноликбез". Призов, правда, фильм не получил, но участие в такого рода мероприятии – уже большая победа.

– А полный метр хотели бы попробовать? О чём бы сняли следующий фильм?

– Конечно, хотелось бы. Есть одна готовая задумка, которую вынашиваю уже седьмой год. Есть сценарий, даже есть некоторые ребята, готовые стать командой для съёмок. Но на это нужен всё-таки бюджет, которым мне сложно сейчас располагать. Поэтому задумка пока остаётся в голове. Надеюсь, что только пока.

– О чём мечтаете на музыкальном поприще?

– Оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти. И это не только о музыке.

– Какой подвиг вы хотели бы совершить в своей жизни?

– Подвиг мы каждый день совершаем, если говорить в глобальном смысле. Хотелось бы кому-то помочь тем, чем я занимаюсь. Если бы я увидел, что это кому-то помогло, я бы уже какой-то подвиг совершил посредством своего творчества.

Фото предоставлено героем публикации

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.