Энергия саботажа: почему «Омскэлектро» спряталось за спины депутатов и чиновников
Представители АО «Омскэлектро» не явились на комитет Горсовета, где обсуждался ремонт «судебных» домов, и в итоге отвечать на вопросы депутатов и старших по домам пришлось представителям мэрии. Для того, чтобы не принимать решения против «Омскэлектро», двоим народным избранникам пришлось экстренно отключиться от ВКС.
В минувшую среду, 8 июля, в зале пленарных заседаний Омского городского Совета прошло заседание комитета по финансово-бюджетным вопросам. Депутаты в течение двух часов обсуждали ситуацию с «судебными» домами, ремонтом которых должно заниматься АО «Омскэлектро», но в итоге вопрос так и остался нерешенным.
Инициатором обсуждения выступил глава комитета Юрий Федотов. Он предложил коллегам заслушать доклад мэрии Омска. Само собой, на обсуждение были приглашены и сотрудники АО «Омскэлектро», в частности директор предприятия Андрей Жуковский.
Однако на вопросы депутатов, известного коммунальщика Александра Лихачева и жильцов ремонтируемых домов представители «Омскэлектро» не ответили, так как просто не пришли на заседание. За них пришлось отдуваться замдиректора департамента городского хозяйства и благоустройства Николаю Машкову.
Раунд первый
С приветственной речью, которая послужила также напоминанием о предыдущих событиях, к депутатам и приглашенным обратился глава комитета Юрий Федотов.
«Мы много раз просили у мэрии Омска предоставить докладчика по данному вопросу, но его так и не было. Поэтому придется выступить мне. Напомню, что 26 декабря 2019 чуть менее миллиарда рублей перечислено на счета „Омскэлектро“. На эти деньги должен быть сделан капитальный ремонт в 278 домах. По информации комитета по вопросам ЖКХ и транспорта, на начало июня на 59% домов работы не начаты. На 141 доме они начались, 31 дом закончили. Отопительный сезон у нас начинается 15 сентября примерно, есть большие риски, что работы по капремонту не будут выполнены. Я настаивал, чтобы этот вопрос был вынесен на обсуждение», — пояснил Федотов.
Главным двигателем беседы оказался омский общественник, аффилированный с сетью управляющих компаний «Труд», Александр Лихачев. Он не впервые выступил с критикой не только результатов капремонта некоторых домов, но и самой идеи городской администрации передать федеральный миллиард компании «Омскэлектро». На этот раз Лихачев тоже не скупился на слова.
«На каком основании администрация Омска уступила деньги третьему лицу, которое не является ни фондом капремонта, ни управляющей компанией?» — спросил Лихачев.
По мнению Лихачева, передача денег АО «Омскэлектро» обернулась для городских властей, и в первую очередь для жителей ветхих домов, потерей 166 млн рублей — эти деньги пошли на уплату налога. Дело в том, что перечисления из федерального бюджета, направленные на капитальный ремонт жилого многоквартирного дома, не облагаются налогом только в том случае, если они поступили в фонд капремонта или управляющую компанию.
Тут стоит напомнить, что Лихачев и Федотов, как главные противники «Омскэлектро», сами владеют сетями управляющих компаний «Труд» и «Левобережье» соответственно. Согласно приблизительным подсчетам, в зоне работы их УК расположено более трети всех «судебных» домов, что автоматически делает их заинтересованными в отъеме денег у «Омскэлектро».
Правда, свою позицию Лихачев и Федотов обосновали так: нет смысла отнимать у АО «Омскэлектро» деньги, которые оно уже начало осваивать и рассчитываться с подрядчиками. Все дома, где работы начаты, нужно отремонтировать в кратчайшие сроки. А вот оставшиеся средства было предложено изъять.
«Предлагаю коллегам принять мое предложение. Звучит оно так: рассмотреть возможность отъема денег у АО „Омскэлектро“ и перенаправления их в Фонд капитального ремонта Омской области», — предложил Юрий Федотов.
Выбор в пользу ФКР Федотов и Лихачев обосновали просто: наличие уже проверенных подрядчиков, соблюдение сроков капремонта и отсутствие необходимости платить необязательный налог. Помимо этого они потребовали от прокуратуры и Контрольно-счетной палаты Омска проверить текущее освоение денег «Омскэлектро».
Раунд второй
После Лихачева и Федотова вопросы Николаю Машкову начали задавать старшие по домам. Они также продолжили бомбардировать представителя администрации города жалобами.
«Как регламентируется исполнение работ подрядчиком, если они уже прописаны в решении суда? Если мы должны выбирать подрядчика, что обозначено в решении суда, почему вы вместо нас это право отдали „Омскэлектро“? Почему у нас по мировому соглашению объем всех материалов и работ, то есть смета ремонта, оценивается в 9 миллионов, а „Омскэлектро“ ставит 5 миллионов в смету?» — спросил председатель одного из домов Сергей Мызников.
С претензиями к «Омскэлектро» выступила и директор УК «Управдом-7» Тамара Лысанская. По ее словам, «дефектовки» (документы, прописывающие необходимый объем работ), подписанные департаментом городского хозяйства Омска, в том числе самим Николаем Машковым, подрядчиками просто игнорируются — те самостоятельно выбирают, что им ремонтировать и как это делать.
Возмущен оказался и депутат Омского городского Совета Дмитрий Петренко. По его словам, в доме № 2 на улице Яковлева подрядчики отказались ремонтировать и укреплять балконы омичей, мотивируя решение тем, что «это не относится к фасаду здания».
«Мы недавно объезжали объекты, там все четко сделано. Ремонт балконных плит входит в фасад. Но там в решении суда была опечатка — всего один подъезд из четырех включили в мировое соглашение, поэтому сейчас ведем работу, чтобы были сделаны все подъезды», — оправдывался Машков.
Однако на этом претензии к АО «Омскэлектро» и ДГХ не закончились. По словам все того же Александра Лихачева, сейчас начата планомерная работа по исключению жильцов домов и представителей УК из приемных комиссий по итогам капремонта. По его словам, получается, что омичи никак не смогут повлиять на ремонт собственного имущества, потому что у них отняли право голоса.
«Я однозначно убежден, что должно быть уголовное дело на неустановленных лиц, которые хотели украсть деньги, выделенные федералами омичам. Напомним, что на 1 млрд рублей изначально был посчитан 321 дом, „Омскэлектро“ завысило сметы и „кинуло“ 43 дома, их просто нет в списке на капремонт. Официально заявляю: ваши деньги незаконно расходуют», — выступил Лихачев.
Однако ответ на все вопросы (например, почему федеральные деньги достались непрофильному АО «Омскэлектро» вместо профильного Фонда капремонта) Николай Машков призвал искать в министерстве энергетики и ЖКК Омской области. Напомним, до марта 2020 года им руководил Вадим Марыгин, который запомнился омичам как не самый эффективный и понимающий свою работу министр.
Перерыв и саботаж
Обсуждение в итоге стало больше напоминать «перекрестный допрос» Машкова, что заставило председателя Горсовета Владимира Корбута подключиться и одернуть коллег.
«Это что за „перекрестный допрос“? Вы собираетесь беседу регулировать? Что тут за спор начался? Вопрос, потом ответ, хватит уже этим заниматься», — заявил Корбут, повысив голос.
Однако как только обсуждение вопроса начало клониться в сторону голосования по вопросу передачи федеральных средств из «Омскэлектро» фонду капитального ремонта, два депутата неожиданно отключились от трансляции. Из-за этого не стало кворума, и Юрию Федотову не осталось ничего другого, кроме как объявить 15-минутный перерыв.
«Я думаю, что это просто был саботаж. Я понимаю, кто его авторы, но имена их говорить этичным не считаю. Я уже написал этим людям в WhatsApp, что считаю недопустимым такое поведение. Это не „Омскэлектро“ даже, сама компания просто исполнитель — ей сказали, она делает», — отметил Федотов.
Имена отключившихся депутатов неслучайны — ими оказались единороссы Алексей Саяпин и Алексей Провозин. Оба депутата находятся под жестким контролем вице-спикера ОГС и секретаря реготделения партии Юрия Тетянникова и председателя ОГС Владимира Корбута.
Так, Саяпину пришлось в 2019 году по наставлению партийного руководства зачищать реготделение от представителей генеральского клана: подведомственная депутату партячейка ЦАО инициировала исключение из партии экс-кандидата в члены ОГС Глеба Летягина. Более того, Саяпин много лет аффилирован с компанией «Ритм», которая уже не первый созыв закупает и настраивает для ОГС мультимедийную платформу «Власть». Также городские власти позволили Саяпину стать директором муниципальной гостиницы «Иртыш».
Другой отключившийся от трансляции депутат — Алексей Провозин — недавно возглавил комитет по вопросам экономического развития в Омском Горсовете. В 2018 году секретарю реготделения партии «ЕР» Юрию Тетянникову пришлось за него заступаться — Провозин позволил себе неосторожное высказывание о многодетных семьях.
«Они просто пропали из трансляции. На сообщения или SMS не отвечают, на звонки тоже — один ответил, сказал, что сильно занят, и перестал брать трубку», — описал поведение депутатов Федотов.
После перерыва в трансляцию вновь вернулся Алексей Саяпин, однако Лихачеву и Федотову это не помогло — количества проголосовавших «за» не хватило для принятия положительного решения о передаче средств фонду капремонта.
Итог
Депутаты Омского городского Совета показали странную отрешенность от контроля над расходованием бюджетных средств. Нежелание даже просто разобраться в том, как именно ведет свою работу «Омскэлектро», оставило очень много вопросов.
«Может быть, просто воруют на капремонте, раз депутаты бегут из видеоконференции, чтобы не голосовать?» — задался вопросом один из журналистов, присутствовавших на заседании комитета.
При этом руководство «Омскэлектро», по сути, никак не отвечает на претензии Лихачева, Федотова и принадлежащей депутату газеты «Коммерческие вести», где на протяжении нескольких недель публиковались претензионные материалы. Компания только попыталась подать на издание в суд, но не направила в редакцию исковое заявление, поэтому процесс как таковой не состоялся.
За «Омскэлектро» почему-то все это время говорят и заступаются другие: близкий к областному правительству и администрации города telegram-канал «ОмскЦентрСилы», экологический блогер Орис Брут, ведущий борьбу сразу с несколькими крупными компаниями Омска, чиновники мэрии, которые выступают перед акционерным обществом словно заградотряд.
Все это копит народное недовольство и сомнения в легитимности происходящего. Точкой кипения вполне может стать условное 15 сентября, когда в городе будет начат отопительный сезон. Если все 278 домов к этому времени не будут отремонтированы, это может стать поводом для отставки высокопоставленных городских чиновников.