Прокляты водой. Проблема подтоплений в Называевске до сих пор не решена
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 17. АиФ в Омске № 17 23/04/2020
Даже мостки в воде. © /
Елена Латыпова
/ АиФ
Региональные власти пытаются предотвращать паводки, но воде, идущей из соседней Тюменской области, всё равно — каждую весну она заливает поселения, оказывающиеся на её пути, поля и леса превращает в болота.
Общая беда
С 11 марта 2020 года на территории посёлка Мангут, расположенного в 10 километрах от границы с Тюменской областью, введён режим чрезвычайной ситуации из-за угрозы затопления домов и приусадебных участков, дорог и объектов коммунальной инфраструктуры. Начались работы по устройству временных водоотводных сооружений. На это было выделено более 2,5 млн руб. из резервного фонда региона. Но усилия оказались тщетными: в апреле затопило пять домов на улице Рабочей. Дома, огороды, дороги — всё оказалось в воде. Местные жители жалуются, что во двор без резиновых сапог не выйти. По их словам, такое происходит не первый год — из-за обилия воды, которая идёт постоянно, улицы начали зарастать камышом. Там, где несколько лет назад дети играли в футбол, собирали ягоды и цветы, сейчас стоит вода, поля и леса заболачиваются. И площадь затопленных территорий увеличивается с каждым годом.
Статья по теме
Опять весна, опять капель. Как подготовиться к паводку?
Но это беда не только Мангутского поселения. Страдает весь район. Елена Винк, приобретая в 2017 году дом в городе Называевске, даже не предполагала, что станет жертвой паводка.
«Нас затопило в мае — начале июня 2019 года, вода прибыла очень быстро, буквально за одну ночь. Воды было по колено — она стояла в огороде, который был полностью затоплен. После этого всё пришлось высаживать заново, — рассказала Елена Винк. — В 2018 году тоже подтапливало, но не так сильно».
Елена с соседями обратились за помощью в администрацию района. Как рассказала местная жительница, дорожные службы что-то делали, рыли траншеи, но результата называевцы не заметили — вода стояла несколько дней.
Фото: АиФ/ Елена Латыпова
«Не было никакой водооткачивающей техники. Жители сами взялись за лопаты и прокопали канавки для стока, прочистили водопропускные трубы на всей улице — вода постепенно ушла, — посетовала Елена. — Мы живём здесь больше двух лет, и каждый год такое. Знаю, что люди в деревнях из-за постоянных затоплений начали бросать дома и уезжать: кто-то в райцентр, кто-то в Омск или другие регионы».
Сейчас в Называевске спокойно — затопления нет. Но кто знает, что будет в мае? По данным регионального минприроды, на территории района много озёр и болот, которые постоянно пополняются во время паводков и дождей, так как нет естественных стоков воды. В результате периодически большое количество населённых пунктов, сельскохозяйственных и лесных угодий, автомобильных дорог подвергаются подтоплениям.
Статья по теме
Губит лес не огонь, а вода. Ежегодно подтопление уничтожает до 400 тыс. га
Ситуация осложняется тем, что железная дорога — всем известный Транссиб — фактически перегораживает поверхностный сток воды, поступающий с соседних территорий. Существующие водопропускные сооружения вдоль железнодорожного полотна не дают воде уходить, им требуется реконструкция.
Нужен особый подход
Но не только из-за особенностей рельефа в районе много воды. Местные жители в затоплении Называевского района винят Мангутский канал. Он является частью межрегиональной мелиоративной системы, построенной в 70-е годы ХХ века. Канал позволял производить водоотведение на территориях Называевского, Тюкалинского, Крутинского районов Омского региона, а также Сладковского района соседней Тюменской области. Ранее он обслуживался организациями, занимающимися эксплуатацией мелиоративных систем, а в 90-е годы оказался бесхозным. Нет собственника — нет и финансирования, в результате — заброшенный канал, который не справляется с пропуском поверхностных вод, что приводит к затоплению населённых пунктов.
Углубление русла канала проблемы с подтоплением не решает. Открытым остаётся вопрос, куда сбрасывать водные массы.
Ежегодно региональные власти выделяют деньги на борьбу с паводком. В 2017 и 2019 годах для увеличения пропускной способности водоотводного канала и поддержания его в работоспособном состоянии были выполнены работы на участках протяжённостью 34,8 км. Но это борьба с ветряными мельницами.
Как сказал губернатор Омской области Александр Бурков, проблему требуется решать комплексно и вместе с соседями. Прежде чем вкладывать огромные деньги в мелиоративную систему района, нужно определить статус Мангутского канала. Омские власти приняли решение передать его в федеральную собственность, но это дело не одного дня. Пока этот вопрос будет решаться на государственном уровне, жители Мангута и других поселений Называевского района не расстанутся с резиновыми сапогами.
P. S. Во время подготовки материала редакция «АиФ в Омске» пыталась поговорить с администрацией Называевского района по поводу паводка в посёлке Мангут и работ, проводящихся на канале. Местные власти от комментариев отказались.
Оставить
комментарий (0)