Примерное время чтения: 7 минут
149

Через века, через года. Как рассказать о войне и Победе будущим поколениям

13-летний Володя Борисенко вёл дневник в оккупированном Крыму.
13-летний Володя Борисенко вёл дневник в оккупированном Крыму. Кадр из анимационного фильма

В издательском доме «Аргументы и Факты» накануне торжественных событий, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, обсудили вопросы формирования исторической памяти у молодого поколения. Речь шла о новых проектах и форматах, которые уже существуют и реализуются, а также о том, что можно придумать ещё. В онлайн-режиме тему обсуждали политологи, журналисты, историки, депутаты, представители молодёжных структур и студенты. 

Смена поколений, смена технологий

9 мая 1945 года. Как объяснить ребёнку или  подростку, что это за день? Как вести разговор о Победе, как разъяснить малышу или юноше, что отмечает вся страна? Почему это праздник, но «со слезами на глазах». Чтобы рассказать об этом, сперва придётся говорить о войне, а это не самая простая тема.

«Когда я был школьником, мы по-другому воспринимали войну. Те девчонки, которые уцелели из выпуска 1941 года, приходили к нам в школьный класс и рассказывали о том, что происходило. Мы видели свидетелей той страшной войны, мы жили рядом с ними: у кого-то бабушки и дедушки были живы. Мы воспринимали эти знания из первых уст. У нынешних детей Великая Отечественная война - это события из учебника, где-то далеко, где-то в фильмах. И наши с вами деды, которые  прошли войну и подарили Победу, для них это почти былинные герои. Поэтому абсолютно по-другому должна строиться работа с молодым поколением», - сказал генеральный директор «АиФ», доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Руслан Новиков.

В преддверие 70-летия со дня великой Победы пять лет назад «АиФ» издал «Детскую книгу войны. Дневники 1941-1945». Этот  проект жив и сейчас, он представлен в новых форматах.

Детская книга войны переведена на английский язык.
Детская книга войны переведена на английский язык. Фото: АиФ

«Сначала мы её озвучили, и она существует в аудиоварианте, - рассказывает  Руслан Новиков. - В этом году она уже представлена в формате подкаста. И сейчас мы уже продвигаем мультфильмы, которые созданы по книге. По-моему, это самый искренний источник, это самое ценное, когда дети говорят детям о войне».


Под одной обложкой собраны все дневники детей войны, которые удалось обнаружить журналистам «АиФ» - у потомков, бережно хранящих эти семейные реликвии, в архивах страны и у самих авторов, доживших до наших дней. Каждая строчка из них - страшные и честные свидетельства того, через что пришлось пройти и что довелось испытать миллионам маленьких жителей великой страны. В книге представлен редкий и живой жанр дневника ребёнка. Дети от 9 до 17 лет писали эти скорбные строки в гетто и концлагерях, на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в тылу, в Германии, угнанные туда на работы. Всего 37 дневников.


Эта книга, анимированная в 2020 году, обратила на себя внимание  Института развития Интернета.

«Мы были рады поддержать проект «АиФа, - говорит заместитель генерального директора ИРИ Светлана Сонина, - Книга, на основе которой сняты анимированные фильмы, прекрасна. Но мы с вами понимаем, что, возможно, мы не заставим наших детей и подростков её прочитать. Это тяжело, не совсем их формат. Им будет понятнее привычный потребляемый ими продукт, то, что видят в Интернете. Количество просмотров говорит о том, что мы идём по правильному пути».


Около двух миллионов просмотров зафиксировано за очень короткий срок.


Реалити, сториз, квест

Из необычных новых форматов, по словам Светланы Сониной, можно выделить реалити «Пережить, чтобы помнить». Проект анонсирован так: «Великая Отечественная война – это множество примеров массового героизма и храбрости советских солдат и тружеников тыла. Известны настолько уникальные случаи, повторить которые вряд ли смогли бы даже супергерои современного кино. Но мы попробуем! И сделаем это! Участникам нашего проекта предстоит проявить отвагу и бесстрашие. Их ждут 12 сложнейших испытаний на пределе физических и психологических возможностей! Хочешь испытать себя – регистрируйся!».

Одно из заданий – подготовка танка к бою, и это не World of Tanks. Нужно заправить машину и загрузить боекомплект, починить и натянуть гусеницу на Т-34. Транслировался этот проект в телеэфире, на YouTube аудитория составила более 2,4 млн зрителей.

«Конечно, участники могут сказать: «Стоп! Дальше не могу!», не могут пережить то, что произошло с их ровесниками,  но почувствовать сопричастность они  могут.  Это  тот язык, на котором мы можем говорить с молодёжью. Есть подростковый цинизм, есть отрицание, есть инфошум; чтобы через всё это пробиться, мы должны попробовать провести параллель - показать через проект, что чувствовали их сверстники, как бы они себя повели в такой же ситуации».

Большой труд и акция сопричастности - вот какую задачу поставили перед собой авторы проекта. Сейчас в стадии производства короткометражный фильм «Победа» о команде молодых киберспортсменов, попадающих на реальное поле боя и решающих принять участие в сражении.

По типу израильского проекта «Дневник Евы», который ведётся от лица девочки из Освенцима, и в котором даётся история оккупации, в нашей стране создали «Дневник Ани Арацкой».


В ИРИ рассчитывают, что созданный контент будет интересен молодёжной аудитории. И уверены, что это особенно важно, учитывая, что прежде всего на это поколение рассчитано огромное количество спекуляций вокруг темы Великой Отечественной войны.  


Историю нужно знать, чтобы её защищать

«Тема, которую подняли на щит в «АиФ», одна из самых актуальных. Подрастающее поколение должно знать, какой ценой далась победа нашей стран», - подчеркнул председатель Комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаил Дегтярёв.

Он курирует ещё один проект – международную акцию «Тест по истории Отчества». Главная тема теста этого года – 75-летний юбилей. Организаторы его уверены, что главный итог любого мероприятия, посвящённого истории, это породить интерес.

«Как отцу четверых сыновей, мне важно сохранение исторической памяти, - отметил Михаил Дегтярёв. – Пример забвения – победа в Отечественной войне 1812 года. Столетие ещё праздновалось, но это был канун Первой мировой войны. Тогда Россия и Франция вошли в один союзнический блок; в угоду политической ситуации, о победе забыли».

Член Фонда памяти полководцев Победы, дочь маршала СССР Ивана Конева Наталия Конева привела ещё один пример. Скоро состоится открытие мемориала в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны, который возводится на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 годов. Если о Сталинграде могут многое рассказать, то битва подо Ржевом мало кому известна, а подвигов там было немало.


История с памятником Ивану Коневу продолжается и до сей поры. Чешская сторона не отдаёт России монумент. Мало того, на имени маршала кое-кто зарабатывает политические очки. А молодёжные форматы, порой, обретают чудовищный смысл.


«В Праге организовали некий молодёжный фестиваль Коневman. Они говорят: «Поставим и раскрасим памятник Коневу», например, он выглядит, как герой комикосов, в виде Человека-паука. Добро бы, люди хоть так, но запомнят имя. Но есть и Конев в костюмчике Гитлера.  В Европе установка: коммунизм и фашизм принесли беды. Но чтобы бороться с фальсификацией истории, надо эту историю знать».

Кстати, государство готово помочь. Субсидии будут выделяться на производство социально значимого контента. Особое требование – молодёжный формат.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах