Примерное время чтения: 10 минут
352

Возмужание каторгой. Как жизнь в остроге повлияла на Достоевского-писателя?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Омске № 28 14/07/2021 Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского
Картина Георгия Кичигина «Омские пазлы. Сон помилованного Достоевского».
Картина Георгия Кичигина «Омские пазлы. Сон помилованного Достоевского». / Наталья Виркунен / АиФ

К 200-летию со дня рождения писателя в Воскресенском соборе открыли выставку «Достоевский FM. Уроки изоляции», проект куратора омского музея просвещения Ольги Решетниковой.

Основную задачу – показать, как изоляция, заключение и стеснённые условия повлияли на становление писательского таланта, автор считает выполненной. Какими средствами удалось достичь эффекта, Ольга Леонидовна поделилась с нами.

Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Когда начала свою работу эта выставка? И откуда такое название?

Ольга Решетникова: Выставка открылась в ноябре 2020 года, за год до празднования 200-летия со дня рождения писателя. Мы специально подготовили проект заранее. Выставка начала свою работу вскоре после выхода омичей из самоизоляции. И нам это событие оказалось на руку: период изоляции на каторге в биографии Федора Михайловича перекликался с нашим собственным опытом пребывания на карантине. Для кого-то этот странный период оказался серьёзным испытанием. Разумеется, он не идёт ни в какое сравнение с изоляцией в местах лишения свободы. Но несколько более подготовленные, мы приходим к изучению Достоевского: с опытом, который поможет нам лучше, глубже проникнуть в текст писателя и мир его героев. Собственная изоляция для читателей послужила некой встряской.

Карантинный опыт

- То есть каторжному периоду посвящена большая часть пространства выставки?

- Да. Почему-то у многих складывается ошибочное мнение, что Достоевский жил на каторге просто припеваючи, в гости ходил, чай пил. На самом деле все четыре года он провёл исключительно в кандалах. Уже само это – испытание. А прибавьте к этому тяжёлую работу в суровые зимы, условия острога. На выставке представлен макет места заключения. Видно, что внутри деревянного сарая не было ничего кроме длинных деревянных настилов, где вповалку спали каторжники. Больше никаких удобств. Им полагалось иметь разве что подушку и шинель, чтобы укрыться в сорокаградусный мороз. В основном в эти подушки они друг от друга и прятали личные вещи. Единственное имущество, которым дорожил  Достоевский, – Евангелие.

Мы рассказываем также о том, какими были каторжные работы: представляем зрителям инструменты второй половины 19 века, при помощи которых каторжники работали на реке, вытаскивали и разбирали старые баржи, выполняли плотницкие работы. Трудились они каждый день кроме больших православных праздников. В эти дни могли посещать церковь и именно в такие моменты ощущать себя нормальными людьми.

Экспозиция выставки.
Экспозиция выставки. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

- Мнение, что каторга сформировала писателя – верное?

- Биография писателя разделена Сибирью пополам. Если бы не было Сибири, он был одним из петербургских писателей, а не создателем великих философских романов с мировым именем. Но это  место в литературе досталось недаром, оно выстрадано. Из острой необходимости он стал учиться новым для себя навыкам, и это его воспитало, закалило, заставило повзрослеть.  

Всякий раз возвращаясь к Достоевскому, находишь что-то новое в его записях, и по-новому воспринимаются одни и те же строчки. В ходе работы над выставкой  я прочитала письма, которые Фёдор Михайлович написал, когда вышел из омского острога. Ощущалась огромная эмоциональная переполненность, Достоевскому нужно было выговориться. О том, какие люди его окружали – недружелюбные и ненавидящие преступники, которые относились к нему как к глупому «дворянчику». Сначала он выплёскивает весь негатив, что копился все четыре года. И только затем вспоминает тех, кто ему помогал, кому помог сам. Постепенно Достоевский анализирует и осознаёт, почему это произошло в его судьбе и сам избавляется от негатива и уходит в осознанность произошедшего, появляется религиозный мотив, мотив понимания, принятия своей судьбы.

В Мёртвом доме Достоевский по-новому прочёл Евангелие, он прожил его как свою судьбу – через страдания, смерть и воскрешение в новую жизнь.

Богатый фольклор

- Что касается писательства: было ли время у Достоевского работать над книгами в этот период?

- Сначала он придумывал романы в воображении, другого выхода не было – письменные принадлежности были под запретом. Но когда он попадал в военный госпиталь,   появлялась возможность тайком писать. Вот тут он начинает записывать фольклорный материал: пословицы, меткие выражения, диалоги, которые наблюдал в острожной жизни. Все эти записи впоследствии были собраны в «Сибирскую тетрадь» и вошли в его произведения.

- Самые «говорящие», на ваш взгляд, экспонаты.

- Выставка начинается с картины Евгения Дорохова «Достоевский в Омске» и художественных работ Георгия Кичигина. Первая замышлялась как метафора. Это объёмная картина,  для её создания использованы в качестве материала пенопласт и авторская бумага. Серо-голубые и зелёные полосы перемежаются со строчками рукописи «Записок из Мёртвого дома» и так задают некий ритм. Четыре треугольника, на которые разделено полотно, сообщают о четырёх сезонах года в степном городе, но они все безликие: здесь редкая зелень, небольшие фрагменты синего неба, а жизнь между тем – серая, унылая.

Трагическую историю о Достоевском рассказывают   посетителю работы Георгия Кичигина. Они отображают сначала петербургский докаторжный период. Например, на картине «Достоевский. Белая ночь» запечатлён редкий момент, где Достоевский улыбается. Молодой, начинающий, честолюбивый. Он уверен, что его литературное будущее будет складываться блестяще.

Но события 1849 года вносят свои коррективы: арест, приговор,  каторга. Все эти события отображены в картине Георгия Петровича «Омские пазлы. Сон помилованного Достоевского». Здесь всё смешалось: Петропавловская крепость, казнь, омский острог. И этот сон беспокоил Достоевского на протяжении всей его жизни.

Картина, которую мы видим впервые

Впервые именно на этой музейной выставке представлена ещё одна работа Кичигина - «Достоевский. Дождь». Мы видим глубокий собирательный художественный образ писателя, не документальный. Заплаканное дождём стекло и крест рамы перед писателем. Такие символы можно по-разному прочитывать.

Например, можно увидеть, как   мутное стекло отделяет нас от писателя, мы должны как бы стереть эту преграду между собой и Достоевским – все мифы и предрассудки, домыслы относительно его личности. Завершает художественную часть знаменитый триптих Кичигина о каторжной жизни.

- Почему был выбран Воскресенский собор, а не другой музей?

- Собор –  это свет, который не давал отчаяться, это место, где Достоевский мог вновь почувствовать себя человеком. Где не было дрязг между каторжниками, бесконечных унизительных криков охранников, где было спокойно, где тебя покидало чувство опасности, отступало нервное напряжение. Выставка о Достоевском органично вошла в выставку о соборе. Интересна история самого собора, построенного как первый каменный храм в нашем городе в XVIII веке, уничтоженного и заново возрождённого на историческом фундаменте, тем самым подтверждая свое название – церковь Воскресения. В этом  месте бывал  Фёдор Михайлович,  от  подлинного собора сохранилась  лишь подалтарная комната, но она - самая ценная и впечатляющая часть экспозиции.

Психопатологический писатель

- Какие книги представлены? Прижизненные подлинники произведений есть?

- К сожалению, Достоевского сложно экспонировать. Подлинных предметов в Омске не сохранилось, почти все экспонаты – это наши интерпретации жизни и творчества писателя, омского быта тех времён.

Однако на выставке  можно увидеть книги из библиотеки Воскресенского собора,   журнал «Воспитание» за 1861 год, где представлен анонс публикаций журнала «Время», созданного Ф. М. Достоевским по возвращению из Сибири. Среди прочих выставлен 12 том книги «Живописная Россия», изданного до революции и содержащего разноплановую информацию о стране того времени: по истории, географии, этнографии, социологии, политике, экономике. Мы открыли книгу на странице, где неизвестный художник изобразил каторжников сибирской тюрьмы.

Также на выставке фигурируют интерпретации творчества Достоевского в школьной программе. Они появились с конца XIX века. Это литературно-художественные и критические статьи, где творчество писателя не рекомендовано для изучения юношеством. Его называют психопатологическим писателем, который изображает психические отклонения в своих произведениях.

На выставке представлены интересные книги.
На выставке представлены интересные книги. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

В 30-50-е годы советские исследователи выкристаллизовали другой образ –  писателя, который блестяще отображает противоречия капиталистического общества, но не понимает, как вывести своих героев  из противоречий. В 90-е годы полемика меняется, появляются исследования по философии писателя.

- С чего бы вы порекомендовали школьникам начать изучение Достоевского?

- До сих пор немногие научились читать Достоевского. Это большой труд: уметь видеть   разные пласты повествования. Чтобы оценить авторский замысел наиболее полно, конечно, нужно иметь некий культурный багаж, представления о  социальных и религиозных идеях, разных философских системах и мировосприятии. Поэтому подросткам читать Достоевского  так сложно. С 1970-х годов, когда «Преступление и наказание» прочно вошло в школьную программу, учителя этим серьёзно озабочены. С  нынешнего года предлагается в школе на уроках литературы начинать изучать творчество Ф.М. Достоевского  с  повести «Белые ночи». Думаю, это правильное решение.

- Экспонатов не так много, но они действительно откровенные и образные. А было ли что-то, что не вошло в эту выставку, но очень хотелось?

- Большая часть времени ушла не на саму подготовку, а на выработку концепции. Нам нужно было показать, с одной стороны, какую роль сыграла Сибирь в судьбе великого писателя, а с другой стороны, необходимо было сделать акцент на нашем восприятии творчества Достоевского, нашей способности чему-то у него научиться. Неслучайно на выставке проходят лекции, встречи с омскими филологами. В планах музея – проведение археологических изысканий на месте каторжного острога. Надеемся, что они принесут свои плоды, и там будут обнаружены интересные экспонаты, относящиеся к середине XIX века. Тогда на выставке появятся не только наши «реплики», но подлинники.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах