Примерное время чтения: 10 минут
1035

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Омске № 15 14/04/2021
Самвел Айрапетян / Из личного архива

В Омске состоялся концерт, посвящённый 100-летию известного композитора современности Арно Бабаджаняна. Скрипач, скрипичный мастер, композитор, аранжировщик Самвел Айрапетян покорил сердца зрителей виртуозной игрой на скрипке. Вместе с симфоническим оркестром Омской филармонии под управлением Дмитрия Васильева он исполнил концерт Бабаджаняна, который не звучал на сцене почти 50 лет, а до этого исполнялся лишь один раз.

Маэстро рассказал, отчего не любит слово «скрипка» и почему выступает на концертах только со своим инструментом.

Когда рождается инструмент

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Самвел, вы музыкант, композитор, мастер по изготовлению скрипок. Вас называют наследником Страдивари. Каким был ваш первый инструмент?

Самвел Айрапетян: В первую очередь я скрипач. Вот журналисты назвали «Паганини XXI века» (улыбается). Скрипки же начал делать с 13 лет, когда мне подарили первый авторский инструмент. Не тайна, что любой скрипач мечтает играть на скрипке Страдивари, Амати или Гварнери. И когда мне подарили «мастеровой» инструмент, я понял, насколько его звук отличается от фабричного, ощутил разницу и задумался: почему бы мне не попробовать самому сделать скрипку? Нужна была древесина, и я начал с того, что разбирал ульи с дедушкиной пасеки. Дощечки были пропитаны воском, этот слой стёсывался при обработке, но готовые скрипки имели едва уловимый аромат мёда.

Музыкант не расстаётся с любимым инструментом.
Музыкант не расстаётся с любимым инструментом. Фото: Из личного архива

- 2020 год стал испытанием - концертная деятельность была приостановлена. Как вы пережили это непростое время?

- Для меня как скрипичного мастера 2020 год оказался очень плодотворным: я изготовил шесть инструментов - пять скрипок и впервые альт. В обычный год, с концертами и гастролями, получается создавать один инструмент, максимум полтора. В общей сложности я автор 48 скрипок, четыре из которых остались у меня. В Омск сначала хотел взять одну из последних, но передумал - скрипка как вино, её нужно выдержать, чтобы она зазвучала.

- Какая скрипка звучит лучше: авторская новая или та, которой несколько сотен лет?

- У меня есть инструмент XVIII века неизвестного мастера, он потрясающе звучит, но я не могу на нём играть концерты с симфоническим оркестром из-за слабого звука. Скрипка не выдерживает мой напор, она больше подходит для камерной музыки. Инструмент моего авторства более мощный, способен выдержать многое. С другой стороны, я в 2017 году в Кремоне (Италия) играл на скрипке Страдивари 1717 года и не услышал разницы со своим инструментом, хотя ожидал, что она будет.

Тогда же взял в руки скрипку Зосимы Бергонци, внука Карло Бергонци, ученика Страдивари, и… пропал. Это волшебный инструмент, у него было всё: сила звука, тембр, бас. У него такое звучание, какое можно услышать на старых пластинках - тягучее, масляное, на нём хочется играть постоянно. Он стоил 650 тыс. евро - это 45 млн руб. Если бы у меня были такие деньги, я с удовольствием бы купил этот инструмент и играл на нём, но тогда бы я на долгое время прекратил делать скрипки. Кстати, не люблю слово «скрипка» - на русском языке звучит некрасиво. По-итальянски название инструмента самое благозвучное - «виолина».

- Смычки тоже делаете?

- Делаю. Заказываю дерево в Бразилии. Использую настоящий конский волос. Однажды при мне его рвали из хвоста белой лошади - это важно, волосы не состригают. Я потом три дня перебирал пучок волос, подбирал по длине… Как оказалось, делать смычки - целое искусство. Сейчас у меня два смычка - моего изготовления и «немец», мой мне больше нравится.

С 6,5 лет учился играть на гитаре.
С 6,5 лет учился играть на скрипке. Фото: Из личного архива

- У старых скрипок есть имена. Их давали мастера или музыканты и благодарные слушатели? Ваши инструменты именные?

- Я очень редко именую свои инструменты. Это не столько имена, сколько посвящение в честь кого-то. Если говорить о Страдивари, он не давал своим скрипкам имена, они появились позже. Один из самых шикарно звучащих инструментов мастера - «Мессия» - пролежал в одной семье больше ста лет, он до сих пор выглядит как новый.

- Скрипка портится, если на ней не играют?

- Иногда при ремонте инструмента обнаруживаю следы древесного червя. Но многое зависит от хранения инструмента, и, если на скрипке играть, червь в ней никогда не заведётся - его убивают звуковые колебания.

- В Омске на одном из детских музыкальных конкурсов первым призом была скрипка 200-летней давности. Её вручили юному музыканту. Насколько уместны такие призы?

- Считаю, что это правильно. Нужно, чтобы ребёнок с детства слышал настоящие звуки, ощущал всю палитру красок инструмента. Этого фабричная скрипка никогда не даст. Многие дети бросали заниматься музыкой только благодаря штампованным инструментам, которые не звучали, а скрипели. Инструмент, сделанный мастером, всегда хорошо звучит, потому что в процессе создания напитывается энергетикой создателя. Например, когда я делаю скрипку, слушаю классическую музыку, а обрабатывая детали, желаю им прекрасного звука и тембра.

Кому мешают соседи?

- Кто вас ввёл в мир скрипки?

- Моя мама. Меня отдали в музыкальную школу, когда мне было шесть с половиной лет. Предполагалось, что я буду учиться играть на фортепиано, но педагог сказала, что для этого инструмента у меня короткие пальцы. Это заявление изменило мою жизнь - я стал скрипачом.

- Обучение игре на скрипке - ежедневный многочасовой труд. Детство прошло мимо?

- Да, в футбол с друзьями я не играл, но мне посчастливилось учиться у прекрасного педагога, который привил мне любовь к скрипке. На его уроки я не шёл, а бежал. Когда преподаватель заболел, его не было месяц, меня передали практикантке, и я взбунтовался, пропускал занятия: брал инструмент, папку с нотами, но вместо музыкальных уроков гонял мяч с друзьями, собирал грибы и складывал их в папку - она, даже спустя несколько лет, пахла грибами. В общем, у меня был месяц детства. Когда мой педагог вышел с больничного, всё вернулось на круги своя.

Самвел является лауреатом различных музыкальных конкурсов.
Самвел является лауреатом различных музыкальных конкурсов. Фото: Из личного архива

- Многочасовое разучивание гамм и пассажей - дело нудное и для слуха зачастую неприятное. Соседи не возмущались?

- Я вырос в частном доме, так что мои занятия никому не мешали. Сейчас живу в многоэтажке, и у меня прекрасные соседи - никогда не высказывают недовольства, когда я дома репетирую.

- Когда начали сочинять музыку?

- Это произошло спонтанно, я был студентом консерватории. Не секрет, что студенты-музыканты подрабатывают в ресторанах, меня не миновала чаша сия. Первая мелодия родилась в ресторане - мне захотелось привлечь внимание красивых девушек. Мы с пианистом начали импровизировать, так появилась композиция под названием «Иллюзия». Два экспромта родились в студии, когда мы с пианистом и композитором Артёмом Пенжояном записывали альбом романтической музыки. Никогда не получается писать на заказ.

Ресторан, в котором я подрабатывал, находился рядом с консерваторией, и я переживал, чтобы меня не увидели мои педагоги. Преподаватели были старой советской закалки, они считали, что подобные подработки отнимают время у студентов, которое они могли бы потратить на развитие мастерства. Но эта работа пошла мне на пользу: я стал лучше подбирать мелодии на слух, быстрее их запоминать. Это отличный стимул для саморазвития.

Зачем скрипачу рок?

- Вы организовали группу - мьюзик-бэнд Rock Soul. В её составе исполняете эстрадные композиции, классику в современной обработке, а также джаз, рок. Согласитесь, что рок в исполнении скрипки - это необычно…

- Да, но современный зритель это хорошо воспринимает. Рок приобретает новое звучание. Скрипка при определённой манере игры становится похожей на гитару, но при этом она остаётся скрипкой со своей особенной вокально-мелодической линией. К слову, не каждый скрипач способен играть рок, а также не каждое роковое произведение можно исполнить на скрипке. Что касается меня, люблю исполнять «Скорпионс» - композиции этой группы хорошо ложатся на скрипку.

- Насколько современный зритель понимает классику? Или её нужно адаптировать, создавать новые аранжировки?

- Молодое поколение не знает классику, оно воспитано совсем на другой музыке. Эстрадная обработка делает классические произведения более драйвовыми, а значит, понятными для подростков. Молодёжь выходит с таких концертов под впечатлением, ребята начинают интересоваться, когда будут следующие концерты. Так происходит постепенное приучение к классической музыке.

- Ваша старшая дочь занимается на скрипке. Не жалко отнимать у ребёнка детство?

- Не жалко, но вместе с этим я понимаю, что занятие музыкой - огромный труд, ради которого нужно пожертвовать многим. Пока дочка занимается, а дальше видно будет, призвание это или нет.

Желаю, чтобы мой младший ребёнок стал скрипачом, так как хочу передать ему искусство изготовления скрипки. За много лет я накопил достаточный опыт, чтобы передать его сыну.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах